Андрей Балагуров, юрист ИТЦ Сканэкс о противоречиях в правовом регулировании предпринимательской деятельности в геодезии и картографии России и путях их преодоления
На сайте ГИС-Ассоциации опубликовано (http://www.gisa.ru/9882.html) выступление А.П. Притворова, директора ООО "Издательско-продюсерский центр ДИЗАЙН. ИНФОРМАЦИЯ. КАРТОГРАФИЯ". В выступлении г.Притворов затронул вопросы установления Роскартографией монополистических «правил игры» для организаций и предприятий картографической и геодезической отрасли. Очень грамотное и юридически обоснованное мнение, которое дает четкое представление о существующих на рынке незаконных ограничениях, которые противоречат не только действующим законам, но и Конституции РФ.
Со своей стороны хотелось бы предложить возможные пути выхода из ситуации, когда игрок, присутствующий на рынке через подведомственные организации, устанавливает неравные правила игры для остальных.
1. Прежде всего мы считаем, что роль Закона о техническом регулировании пока должным образом не оценена. Об этом говорят, например, итоги голосования на сайте ГИС-Ассоциации (http://www.gisa.ru/tech_law.html) на вопрос, улучшит ли закон качество геодезической и картографической продукции (53.8% ответили отрицательно). Между тем принятие технических регламентов, во-первых, позволит убрать из отрасли иные способы регулирования деятельности, и прежде всего лицензирование. Лицензированию подлежит деятельность, которая не может быть урегулирована способом иным, чем лицензирование. Поскольку картографическую и геодезическую деятельность вполне возможно, и даже необходимо регулировать техническими регламентами, лицензирование как бесполезный и нерентабельный для государства процесс должно быть отменено.
Во-вторых, технический регламент может и должен быть разработан внутри отрасли (но не ведомства), и потому будет устанавливать единые правила игры для всех. В-третьих, технический регламент, на наш взгляд, должен устанавливать правила не для конкретной работы или конкретного вида деятельности, как нормативные акты Роскартографии. Напротив, технический регламент должен определять в том числе порядок использования данных ДЗЗ, использования картографической основы, издания карт и атласов и проч. весь процесс в совокупности. Потому, с нашей точки зрения, принятие технического регламента, разработанного нашей отраслью, являлось бы большим толчком для ее развития.
2. Несомненно, с монополистической деятельностью Роскартографии необходимо бороться.
Монопольное законодательство регулируется прежде всего Законом РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет следующее (ст. 3 Закона):
монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
Статья 7 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает Федеральным органам исполнительной власти, коим является Роскартография, принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Роскартография устанавливает неравные правила игры для всех, и, самое главное, устанавливает преимущества для ведомственных организаций, в том числе при распределении контрактов, что, в свою очередь, является нарушением антимонопольного законодательства.
Для определения конкретных ходов необходимо ознакомиться со всеми возможными доказательствами осуществления монополистической деятельности, и подготовить документы для обращения в Министерство по антимонопольной политике (в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793).
Кроме того, вполне возможно направление заявительных писем в Правительство РФ, в том числе от имени ГИС-Ассоциации, с просьбой открыть конкурс на государственные контракты от Роскартографии.
3.Одним из способов воздействия может стать судебное обжалование нормативных актов Роскартографии (Временных тарифов за пользование материалами и данными Федерального Картографо-геодезического Фонда (далее ФКГФ), утвержденных приказом Федеральной службы геодезии и картографии от 14.02.1998г. № 23п, иных, указанных г.Притворовым). Обращение в суд от имени ГИС-Ассоциации о признании нормативного акта несоответствующим законодательству будет грозным оружием в борьбе за снятие незаконных препонов, установленных Роскартографией. При этом, по-нашему мнению, вопрос отмены, например, Временных тарифов за пользование материалами и данными Федерального Картографо-геодезического Фонда, это вопрос лишь грамотного процессуального оформления заявления, поскольку по своему содержанию эти тарифы явно противоречат законодательству.
Думается также, что написание и оформление искового заявление, и направление его предвариательно (до суда) в Роскартографию с просьбой отменить указанные нормативные акты также может быть одним из инструментов давления на государственный орган.
Полагаем, что использование указанных выше способов воздействия, с одной стороны, будет способствовать развитию отрасли в целом, а, с другой стороны, не несет каких-то явных затрат для какой-то из организаций или для отрасли в целом. Потому предлагаем всем участникам дискуссии высказаться по этому поводу, поддержать или опровергнуть мнение г.Притворова и наше (См. дискуссию "Противоречия в правовом регулировании предпринимательской деятельности в геодезии и картографии России и пути их преодоления" http://www.gisa.ru/pravo_map.html )