Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№3_2014/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Подготовка градостроителей в НГАХА, выпуск – 2014 г.

Г.П. Ерохин, О.Д. Лосевская, Т.С. Дудина (НГАХА, Новосибирск)

Отрадно, что издание журнала уделяет внимание вопросам градостроительного образования. Третий раз Мы (НГАХА) публикуем материалы, связанные с текущим выпуском архитекторов по градостроительной специализации. Можно надеяться, что для журнала эти публикации станут регулярной рубрикой, а для нас – своего рода ежегодным публичным отчётом.

Магистратура

(магистр архитектуры, срок обучения – 2 года, специализация –
«Теория градостроительства и ландшафтной архитектуры»)


Диссертация Лосевской Ольги выполнена по проектному типу, в процессе работы было выполнено достаточно ёмкое предпроектное исследование, в ходе которого был выявлен потенциал ревитализации «депрессивных» пространств центральной зоны г. Новосибирска и арсенал архитектурно-градостроительных методов работы с ними.
Результаты исследования послужили основой для выработки ряда рекомендаций и разработки проектной концепции, основной целью которой стала проектная апробация инструментов работы с «депрессивными» пространствами (рис. 1).
Под «депрессивными» в диссертации подразумеваются пространства, в которых наблюдается устойчивое снижение показателей качества среды. Это заброшенные (руинированные) гражданские и промышленные здания, нарушенные и пустующие территории, зоны с ветхим жилым фондом разного возраста, площадки для временного использования и прочие объекты, которые являются невостребованными и используются неэффективно.
В современной ситуации поиска внутренних ресурсов для развития города целесообразно рассматривать подобные пространства как важнейший территориальный и средовой ресурс городского развития, тем более это актуально для центральной зоны как наиболее освоенной и востребованной его части.
В контексте города Новосибирска дополнительную актуальность проблеме «депрессивных» пространств придает стремительный взрывной характер территориального роста города в ХХ столетии, в ходе которого в городской ткани образовалось значительное количество до сих пор недостаточно обжитых, невостребованных, неупорядоченных территорий.
В границах центральной зоны Новосибирска кварталы в рамках красных линий исследованы на наличие признаков «депрессивности», к которым отнесены: наличие нарушенных, пустующих, невостребованных территорий; заброшенных объектов различного назначения; ветхого малоэтажного жилья; физического износа застройки (более 50%); коэффициента застройки менее 0,15. Также учитывалось наличие зон промышленности, транспорта, складов; санитарно-защитных зон промышленных предприятий; зон затопления; зон шумового влияния железной дороги. К признакам «депрессивности» относятся и удаленность исследуемых территорий от зеленых насаждений общего пользования, низкая плотность «функций центра» (в том числе уникальных), низкое качество и эстетическая неполноценность среды.
На основании выявленного количества признаков проведено ранжирование, кварталам присвоена определенная степень «депрессивности». Наличие 4-х и более признаков дает повод оценить территорию как очень неблагополучную и рекомендовать ее к первоочередной ревитализации.
Выявление «депрессивных» пространств в ткани города дает возможность найти новые пространственные и средовые ресурсы. Кроме того, таким образом можно оценить, какие зоны города нуждаются в реструктуризации. Оценка территории города на предмет выявления «депрессивных» пространств также дает возможность создания комплексной концепции ревитализации города или отдельных его частей (рис. 2).
Проектное предложение исходит из трактовки выявленных «депрессивных» пространств как функционального и территориального ресурса для развития городского центра. Адаптация «депрессивных» пространств и их возвращение к активному использованию восполняют существующий дефицит «функций центра». В ходе предпроектного исследования выяснилось, что конфигурация «депрессивных» пространств выглядит как прерывистое (пунктирное) кольцо, опоясывающее центр города. Проектная концепция предполагает ревитализацию «депрессивных» пространств и формирование «кольца», состоящего из ряда функционально-планировочных узлов, фокусов общественной жизни города.
«Кольцо» ревитализации ориентировано на решение проблемы пространственной изоляции центральной части города. Активные фокусы, расположенные на периферии, встроены в существующую пешеходную сеть, а также создают новые объекты притяжения. Фокусы являются местом потенциального взаимодействия с другими частями города. Возврат «депрессивных» территорий в активную городскую жизнь во многом предполагает преодоление естественных и планировочных препятствий, которые предопределили когда-то изоляцию центра.

Специалитет
(архитектор, срок обучения – 6 лет, cпециализация - «Градостроительство»)


Выпускная работа специалиста архитектора является первым самостоятельным профессиональным проектом. Методика преподавания на данном этапе существенно отличается тем, что преподаватель становится не учителем, а скорее наставником, помогающим поставить задачу и грамотно ее решить, совместно со студентом сформировать основные направления работы для реализации в выпускном проекте.
Выбор направлений предполагает у студента не только широкий спектр знаний по специальности, но и понимание перспектив развития, основных потребностей в развитии территорий страны. К выпускной работе студент подходит с полноценным спектром познаний по всем возможным дисциплинам. Выпускная работа позволяет найти свое направление для дальнейшей профессиональной деятельности, вычленив из общего списка наиболее актуальные для студента градостроительные задачи.
1 этап. Еще до начала дипломирования на пятом курсе для формирования у студента понимания основных приемов выполнения выпускной работы выполняется семестровая работа, состоящая из двух блоков: научного исследования и последующего проекта. Именно на этом этапе студенту предлагается самостоятельно выбрать наиболее актуальную, по его мнению, тему для исследования с последующим проектным воплощением сформулированной концепции. Это позволяет студенту самоопределиться и в сжатые временные сроки научиться, отметая маловажные факторы, на основе главных формулировать и реализовывать концепцию.
В процессе поиска актуальных направлений градостроительной деятельности студент находит в этом широком спектре свой, наиболее интересующий его список для профессиональной деятельности, формирует активную профессиональную и гражданскую позицию.
2 этап. Следующий этап интересен тем, что студент по результатам предыдущего полученного опыта осознанно выбирает проектную организацию для прохождения производственной практики и имеет возможность еще раз скорректировать спектр своих профессиональных интересов, основываясь на существующей правовой, нормативной и практической базе современного градостроительства.
Практика помогает определиться с выбором темы для выпускной работы, взять для научного исследования и эскизной разработки реальную проектную задачу, нацеленную в случае качественного исполнения на реализацию в профессиональной деятельности выпускника после окончания вуза. Понимание необходимости учебной деятельности помогает более ответственно и серьезно отнестись к процессу выполнения выпускной работы.
3 этап. В результате прохождения производственной практики студенты получили опыт реального проектирования, определились окончательно с основными направлениями дальнейшей деятельности и получили необходимый исходный материал для выполнения выпускной работы. На основе этого на преддипломном проектировании производится систематизация научных знаний, теоретических и практических материалов, добираются недостающие блоки материала по выбранной теме. Дополнительно изучается мировой опыт проектирования подобных градостроительных объектов, путей решения похожих проблем для формирования собственной профессиональной позиции по данной теме. Далее происходит наиболее ответственный момент в выполнении выпускной работы – создание жизнеспособной, обоснованной концепции, которая станет основой для всей последующей работы над проектом (рис. 3).
4 этап. Наиболее важным является формулирование концепции проектирования, так как выбор неверного направления приведет к неполноценному градостроительному решению, не имеющему шансов на реализацию. Этот этап посвящен детализации, уточнению и полноценному воплощению концепции в проектном решении.
Выполнение работы на актуальную, реальную градостроительную тему происходит от общего к частному. Очень важно вариантное проектирование на всех уровнях проработки выпускной работы. Это помогает всесторонне оценить и выбрать на основе различных вариантов решения поставленной задачи верное направление для закономерного продвижения в проектном процессе. Четко сформулированная концепция позволяет последовательно от масштаба страны через особенности регионов, городов и их районов детально разработать проектное решение.
Выпускные работы, выполненные подгруппой студентов на основе представленной методики преподавания, позволили получить интересные результаты.
Студенты проделали колоссальную самостоятельную работу строго в рамках сформулированной концепции, четко определяли цели, задачи, границы научной работы и проектного процесса. Полноценные решения, каждый этап работы над которыми логично включен в общий процесс, работающие на создание актуального проекта, нацелены на востребованность проектного решения в реальной жизни.
Нацеленность на выполнение работы, которая в последующем получит возможность быть реализованной в дальнейшей профессиональной деятельности выпускника, является основной задачей совместной работы студента и преподавателя. В результате применения данной методики преподавания удалось получить достойный результат в выполненных выпускных работах, а студентам – найти приложение в профессиональной деятельности полученных в процессе обучения знаний.
Плотникова Анна – один из студентов, начавших заниматься темой будущей дипломной работы в проектной организации в процессе прохождения производственной практики и после успешной защиты (рис. 3, 4) и окончания НГАХА продолживших работу над темой уже в администрации НАО в качестве сотрудника, ответственного за продвижение проекта.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Лосевская О.Д.
   - Дудина Т.С.
   - Ерохин Г.П.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Новосибирская область
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2014
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0



Цитирумость документа: 3
13:13:42 09.12 2014   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.022824048995972 sec, Question: 76