Наземные станции китайской спутниковой системы BeiDou установят в трех регионах России
Наземные станции китайской навигационной спутниковой системы BeiDou будут размещены в Иркутской области, Камчатском крае и в Подмосковье в ответ на размещение трех российских станций ГЛОНАСС в Китае. Об этом сообщил 14 сентября ТАСС первый замгендиректора компании "Российские космические системы" Григорий Ступак.
"Наше предприятие будет размещать восемь станций вдоль границ России, три в Китае, где уже проведены рекогносцировочные работы, две в Казахстане, одну в Белоруссии. Для того, чтобы их разместить, нужны межправсоглашения. С Китаем оно готовится, с Казахстаном есть, с Белоруссией тоже есть. В ответ станции BeiDou будут поставлены в Иркутске, на Камчатка и в Подмосковье", - сказал он.
Всего в рамках Федеральной целевой программы "ГЛОНАСС" до 2020 года по всему миру будет установлено порядка 50 наземных станций, пояснил Ступак. В частности, ведутся переговоры о размещении станций в Скандинавии, Африке, Океании, Индонезии, Австралии и Японии.
Григорий Ступак также сообщил, что специалисты рассматривают варианты обеспечения навигационными сигналами российской ракетно-космической техники на орбите и поверхности Луны.
"Есть амбициозные планы у нас по поводу Луны. Было бы неплохо развернуться в сторону Луны и каким-то образом оказывать навигационную поддержку при реализации космических программ. И мысли есть, и планы есть", - сказал он.
Ступак пояснил, что космические аппараты системы ГЛОНАСС находятся на высоте 19 тыс. км над Землей и их навигационный сигнал могут использовать космические средства, летающие на высотах до 2 тыс. км. Однако навигационный сигнал, пролетающий мимо Земли, доступен и для космических аппаратов, расположенных на геостационарных орбитах. То есть орбитах, находящихся выше расположения спутников системы ГЛОНАСС.
Для обеспечения навигационным сигналом ракетно-космической техники на еще больших высотах предлагается повысить мощность передатчиков, а также установить на спутники системы ГЛОНАСС дополнительную направленную от Земли антенну. Такое решение поможет существенно упросить навигацию на подлете к Луне, пояснил Ступак.
"Совсем не обязательно для реализации лунной программы использовать ГЛОНАСС, можно свои навигационные точки создать (на орбите Луны - прим. ТАСС), "лунный" ГЛОНАСС", - отметил он.
По словам Григория Ступака, обновление орбитальной группировки системы ГЛОНАСС на космические аппараты нового поколения "Глонасс-К" начнется с 2018 года.
"С 2018 года мы будем наблюдать обновление орбитальной группировки, и основу будут составлять космические аппараты "Глонасс-К". Их существенным отличием является то, что они будут излучать сигналы с кодовым разделением. Таким образом, ГЛОНАСС наряду с сигналами с частотным разделением будет излучать сигнал с кодовым разделением. В этом отношении, это будет серьезное преимущество ГЛОНАСС перед другими системами", - сказал Ступак.
К этому времени, отметил он, будет близиться к завершению или закончится формирование орбитальных группировок европейской системы Galileo и китайской BeiDou.
"Сейчас система только разворачивается. Буквально два дня тому назад мы получили информацию, что еще два спутника системы Galileo запущены нашей ракетой-носителем. Теперь в системе будет функционировать десять космических аппаратов. Можно полагать, что к 2018-2019 годам система будет развернута в полном составе", - пояснил Ступак. По его словам, формирование группировки BeiDou должно завершиться к 2020 году.
Сейчас в системе ГЛОНАСС находятся два аппарата серии "Глонасс-К", оба проходят летные испытания. Ранее гендиректор компании "Информационные спутниковые системы" им. Решетнева", выпускающего спутники для ГЛОНАСС, Николай Тестоедов заявил журналистаМ, что запуски следующих аппаратов "Глонасс-К" планируется осуществлять с 2017 года.
"Равномерность навигационного покрытия системы ГЛОНАСС создается за счет жесткой структуры. Для каждого аппарата определена номинальная точка стояния. В этой "лузе" аппарат удерживается четыре-пять лет, то есть, по сути, если он летает семь лет, то лишь однажды мы будем вынуждены включать двигательные установки, чтобы вернуть его в исходную позицию и, таким образом, сохранить орбитальную структуру", - сказал Ступак.
Он подчеркнул, что отечественные специалисты первыми пришли к необходимости жесткой привязки спутников к определенным точкам в структуре системы. Теперь по тому же пути пошли европейцы с системой Galileo и китайцы с BeiDou.
Соединенные Штаты же избрали другой путь, напомнил Ступак - у спутников GPS нет точек стояния. Из-за этого над определенным районом мира американских спутников в определенный период может быть больше, чем в другом, пояснил он.