Подведены итоги II Межотраслевого информационно-технологического форума "Многомерная Россия"
Как сообщает mashportal.ru, 20 апреля 2016 года в Конгресс-центре Правительства Москвы состоялся второй Межотраслевой информационно-технологический форум "Многомерная Россия" – масштабное профильное мероприятие, посвященное популяризации существующих примеров внедрения и действующих инструментов информационного моделирования (ИМ) объектов и территорий в Российской Федерации.
Форум прошел при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Мосгосэкспертизы, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Российского союза инженеров, Союза проектировщиков России, BIM-Ассоциации, НП "Инженер-проектировщик", Национального союза изыскателей, Российского союза строителей, Союза производителей композитов, НП "Гидроэнергетика России", ГИС-Ассоциации, Союза нефтегазопромышленников России, Совета главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и стран СНГ, Национального общества имитационного моделирования, Университета управления проектами (PM University), Российского агентства развития информационного общества, Ассоциации по выводу из эксплуатации радиационно-опасных объектов.
В Форуме приняли участие более 800 делегатов на уровне высшего управленческого и технического руководящего состава из 506 компаний и 77 городов России и зарубежья, заинтересованных в повышении эффективности сооружения и эксплуатации инфраструктурных объектов. Среди них представители органов государственной власти, представители заказчиков ключевых отраслей экономики: нефтегазовой, атомной, гидроэнергетики, оборонного комплекса, металлургии, гражданского строительства; IT-компаний; научных и образовательных учреждений; отраслевых объединений, ассоциаций и СМИ.
По итогам работы Форума, где на тематических секциях и круглых столах участники делились своим опытом, высказывали мнения и дискутировали, сделаны следующие выводы:
• Отечественными пользователями накоплен значительный опыт информационного и имитационного моделирования объектов капитального строительства и инженерной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) – от проектирования до вывода из эксплуатации, консолидация и трансляция этих знаний позволит достичь синергетического эффекта межотраслевой информатизации.
• Функциональные возможности современного ПО позволяют обеспечивать симбиоз взаимосвязанности и единства данных между стадиями и дисциплинами, их визуализацию и имитационное моделирование, что способствует активному внедрению ИМ во все структуры управления техническими системами городов и предприятий.
• Российское программное обеспечение в области информационного моделирования от компаний АСКОН, НЕОЛАНТ, НАНОСОФТ обеспечивает решение соответствующих задач пользователя и свободно интегрируется с зарубежными продуктами, что способствует решению задач импортозамещения.
• В России существует активное научное и бизнес-сообщество, уже вкладывающееся в развитие и структурирование отрасли, что доказывают следующие факты:
- наличие примеров создания и использования внутренних корпоративных стандартов в компаниях с многолетним практическим опытом применения информационного моделирования;
- появление пилотных открытых отраслевых стандартов от инициативных участников рынка;
- наличие примеров электронных отраслевых каталогов оборудования для использования при информационном моделировании (Единый отраслевой номенклатурный каталог оборудования и материалов www.eoncom.niaep.ru и другие);
- появление учебных программ в ВУЗах по освоению инструментов информационного моделирования.
• Наличествуют факты должного внимания к возможностям информационного моделирования со стороны государства: работы по повсеместному внедрению в промышленное и гражданское строительство ведет Минстрой России, а к применению ИМ в своей непосредственной деятельности приступают органы государственной экспертизы и технического надзора.
• Существуют барьеры, прежде всего законодательные, кадровые и организационные, к широкому внедрению информационного моделирования в промышленное и гражданское строительство России.
Оргкомитет Форума, действуя от лица его участников и профессионального сообщества пользователей и разработчиков инструментов ИМ, выдвигает следующие предложения для интенсификации широкого распространения информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве:
1. Создать межведомственную рабочую группу, ответственную за внедрение информационного моделирования, поскольку внедрение ИМ влияет на различные отрасли, с одной стороны, и общественные сферы России, с другой. Это необходимо для учета интереса всех сторон и консолидации деятельности различных ведомств для получения синергетического эффекта. В данную группу должны войти представители: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства обороны, Министерства чрезвычайных ситуаций, Министерства промышленности и торговли, Министерства энергетики, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства экономического развития, Министерства образования и науки, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства транспорта, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства специального строительства, Государственной Думы Российской Федерации.
2. Рекомендовать всем перечисленным в пункте 1 ведомствам ознакомиться с материалами Форума, касающимися повышения эффективности и безопасности эксплуатации промышленных объектов и накопленным в России практическим опытом сопровождения ЖЦ таких объектов с использованием информационного моделирования. Ознакомиться с материалами можно на сайте www.imodel-russia.com.
3. Разработать тезаурус, полномерно охватывающий понятия об информационном моделировании между исполнителями и заказчиками (включая государственные заказы) на всех стадиях жизненного цикла, что предоставит основу для разработки профессиональных и государственных стандартов, а также при реализации проектов внедрения.
4. Разработать критерии и методы для:
- определения качества информационной модели и наполнения ее необходимой информацией;
- создания прозрачной системы расчета стоимости по ее созданию и сопровождению;
- определения необходимого уровня компетенций подрядчика в области ИМ на любой стадии ЖЦ.
5. Разработать профессиональные, а в дальнейшем государственные национальные стандарты в области информационного моделирования, где учесть:
- разные типы объектов (например, линейные/площадочные, по отраслевому признаку, по уровню опасности, масштабу, государственной значимости и т.п.) – и промышленного и гражданского строительства;
- размерность и способ представления информационной модели: 2D – интеллектуальные схемы, генпланы, геоинформационные системы и так далее; 3D – 3D инженерные модели, цифровые модели местности, геологические модели, сферические панорамы (туры); 4D – интеграция 3D инженерной модели с планом-графиком выполнения работ, имитационные модели и виртуальные тренажеры; 5D – интеграция 4D модели с данными о закупках и поставках; 6D – интеграция 5D модели с данными о стоимости ресурсов;
- полноту решения прикладных задач в процессе управления объектом за счет интеграции со специализированым программным обеспечением и импорта различных данных (например, ТОиР, АСУТП, распознавания меток различного типа, результаты различных съемок, например, лазерного сканирования и т.д.);
- полноту решения задач надзорных органов, служб МЧС, органов власти и местного самоуправления, соответствующих отраслевых министерств и ведомств, организаций, ответственных за ведение территориальных кадастров и реестров недвижимости с использованием данных ИМ объектов, находящихся на соответствующих территориях – в том числе за счет интеграции с ИСОГД, с информационными системами ситуационных центров, с ГИС-системами соответствующих органов управления и т.д.
6. Внести изменения в отраслевые сметно-нормативные базы, включив дополнительный классификатор норматива с наименованием норматива "Программное обеспечение в области информационного моделирования" с целью создания более эффективной системы управления стоимостью.
7. Предложить провести совместные пилотные проекты по использованию технологий информационного моделирования для сопровождения задач строительства объектов использования атомной энергии Главгосэкспертизе России и Ростехнадзору – для наработки практической базы и внесения предложений по разработке государственных стандартов использования ИМ на стадии строительства.
8. Минкомсвязи РФ рассмотреть возможности:
- софинансирования текущей работы российских компаний – разработчиков технологий и инструментов информационного моделирования для интенсификации совершенствования ПО – с целью скорейшего снижения для российских предприятий санкционных и валютных рисков по соответствующему ПО, а также удовлетворения государственных требований по запрету на использование зарубежного ПО в компаниях с государственным участием, среди которых большое число крупнейших промышленных холдингов России;
- софинансирования участия российских разработчиков в зарубежных строительных, промышленных и ИТ выставках и других маркетинговых активностях с целью реализации экспортного потенциала разрабатываемого ПО;
- внести в классы программного обеспечения "Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных" класс "ПО для информационного моделирования".
9. Предложить Министерству образования РФ:
- включить в образовательные стандарты курс по информационному моделированию. Учесть, что понимание возможностей данных технологий необходимо не только строительным специальностям, но специалистам по кадастру, ГИС, геодезии и картографии, САПР, а также при подготовке управленческих кадров, будущих чиновников, эксплуатирующего персонала объектов ПГС. Это позволит им эффективно включаться в общую информационную среду поддержки ЖЦ объекта;
- включить в программы подготовки управленческих кадров (Президентская программа подготовки управленческих кадров, MBA и т.п.) курс "Информационная модель как инструмент управления ЖЦ объекта строительства";
- создать общедоступные дистанционные учебные курсы по ИМ, чтобы обеспечить доступ к передовым знаниям из любых регионов России.
10. Рекомендовать Минстрою РФ усилить продвижение практического опыта применения и пропаганду преимуществ технологий информационного моделирования посредством:
- проведения фокусной Всероссийской недели информационного моделирования, где предоставить площадку для всех организаций, имеющих опыт использования ИМ, разработчиков ПО, учебных заведений, организовать дискуссии, мозговые штурмы, лекции для студентов и профессионалов, провести отдельную сессию, посвященную международному опыту, с приглашением иностранных коллег из государственного и коммерческого сектора и т.д.;
- организации специализированных стендов Минстроя РФ, посвященных ИМ, в профильных строительных, промышленных и ИТ-мероприятиях – с предоставлением мест соответствующим профессиональным ассоциациям.
- софинансирования организационной работы по созданию профессиональных ИМ-стандартов, которые станут основой государственных стандартов, например, через профессиональные ассоциации;
- создания и развития профильного печатного/интернет-издания под эгидой Минстроя, ведения постоянных профильных рубрик в существующих изданиях Минстроя;
- активной пропаганды ИМ в сторонних открытых интернет-ресурсах и федеральной прессе от имени Минстроя РФ;
- проведения профессиональных конкурсов для предприятий и специалистов: ИМ-лидер в проектировании, ИМ-лидер в строительстве, ИМ-лидер в эксплуатации, лучший ИМ-менеджер и т.п.;
- создания и ведения добровольных и обязательных квалификационных рейтингов уровня использования ИМ в деятельности организаций;
- проведения и публикации исследований в области использования ИМ в России;
- любых других мероприятий, способствующих достижению поставленной цели.
11. Предложить Минстрою и Минпромторгу совместно профинансировать:
- создание учебных образцов информационных моделей гражданского и промышленного объекта соответственно, доступных для просмотра и изучения через web-интерфейс студентам, профессионалам, чиновникам;
- разработку и организацию наполнения пилотного отраслевого каталога оборудования российского производства – в формате, пригодном для использования в информационном моделировании новых и существующих объектов. В качестве примера рекомендуется начать с нефтегазовой отрасли – где этот же каталог будет адекватной основой для анализа текущей обеспеченности отрасли российским оборудованием.
12. Считать, что профессиональное сообщество пользователей и разработчиков инструментов информационного моделирования подтверждает готовность в оказании посильной экспертной и организационной поддержки, а также возможность проведения частичного софинансирования деятельности по реализации всех вышеперечисленных пунктов.
13. Поручить Оргкомитету Форума выложить на сайт Форума www.imodel-russia.com Резолюцию и разослать ее для ознакомления всем поименованным в пункте 1 ведомствам с просьбой о скорейшей реализации указанных предложений.
Футбол, это такая игра с мячом, в которую играют миллионы, а выигрывают немцы. Готов держать пари, перефразируя вышеприведенную истину: информационное моделирование в РФ такая занимательная дисциплина в которой бюджет распилят сотни тысяч причастных к этой декларации, а создавать реальные проекты отраслевые специалисты будут на софте забугорном. Потому, что он уже решает все, что мы только вознамерились создать в решении (это во-вторых). А тех, кто пробовал пересесть на изделия отечественного автопрома после иномарок, не нужно убеждать, почему это во-первых.