Лесной форум: Государственная Дума приняла в окончательном чтении наборов поправок к Лесному кодексу РФ
На сайте "Лесной форум Гринпис России" размещен пост А. Ярошенко, в котором рассказывается о принятом Госдумой законопроекте. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
10 июня 2016 года Государственная Дума приняла в третьем (окончательном) чтении один из самых больших наборов поправок к Лесному кодексу РФ со времени его принятия в 2006 году. Исходно это был очень маленький законопроект, направленный на реализацию постановления Конституционного суда от 2 июня 2015 г. № 12-П (по поводу исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства) - в редакции первого чтения он занимал всего одну страницу; но перед принятием во втором чтении закон дополнили множеством новых положений, в результате чего его размер увеличился до 36 страниц.
Строго говоря, такой подход к принятию федеральных законов не соответствует Конституции РФ. Согласно статье 72 Конституции, "В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: ... к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды". Конкретные механизмы согласования законопроектов по предметам совместного ведения с органами государственной власти прописаны в Регламенте Государственной Думы (статьи 109, 119 и др.); на предоставление поправок к таким законопроектам после принятия их в первом чтении дается срок в 30 дней. Формально эти сроки и процедуры при рассмотрении данного законопроекта были соблюдены; однако, законопроект из 36 страниц, касающийся самых разных сторон государственного управления лесами, и законопроект из 1 страницы, касающийся исчисления и возмещения вреда - это совсем разные законопроекты. Фактически получается, что основная часть данного законопроекта, вынесенная на рассмотрение в третьем чтении, не проходила через обсуждение с органами государственной власти субъектов РФ. Рано или поздно российским законодателям придется решать вопрос о том, насколько законным был такой способ принятия поправок к Лесному кодексу, и что с этим дальше делать.
Законопроект большой, но небогатый смыслом - в основном он регулирует бюрократическую сторону управления лесами. Но есть в нем и некоторые положения, которые могут очень сильно повлиять на работу организаций лесного сектора, руководителей и специалистов.
Законопроект существенно увеличивает сложность и разнообразие лесной отчетности. Например, он делает обязательным приложение материалов дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации, к отчетам об использовании лесов (с некоторыми исключениями) и к отчетам о лесовосстановлении, вводит отдельные отчеты об охране лесов от пожаров, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, и т.д.
Законопроект радикально увеличивает штрафы за некоторые виды лесонарушений, и вводит новые. Например, новые штрафы для юридических лиц за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов составят от двухсот до трехсот тысяч рублей (сейчас аналогичные штрафы за нарушение правил лесовосстановления составляют для юридических лиц от пяти до десяти тысяч рублей). Новые штрафы, тоже от 200 до 300 тыс. руб. для юридических лиц, вводятся за нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры.
Законопроектом вводится "Реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений". С юридическими лицами и гражданами, внесенными в этот реестр, нельзя будет заключать договора аренды лесных участков, договора купли-продажи лесных насаждений и т.д.
Законопроект наделяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время - Рослесхоз) дополнительными полномочиями по координации тушения лесных пожаров и организации соответствующих штабов. Вот формулировка, которая вносится в Лесной кодекс РФ: "При тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений. Указанным федеральным органом исполнительной власти создается федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров, а также соответствующие штабы в федеральных округах. Порядок формирования таких штабов устанавливается Правительством Российской Федерации". При этом непосредственная ответственность за тушение пожаров будет по-прежнему лежать на региональных властях и конкретных руководителях тушения; таким образом, над каждым руководителем тушения появится новая надстройка из ни за что в реальности не отвечающих начальников, но обладающих правом давать обязательные для исполнения указания.
Законопроект определяет, что "краснокнижные" лесные растения должны будут охраняться в соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и что особенности охраны этих и других объектов растительного мира в лесах должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.