Начало новой эпохи в развитии геоинформатики России. Создание инфраструктуры пространственных данных.
Как мы уже сообщали во исполнение поручения Правительства РФ Роскартография сформировала межведомственную рабочую группу по подготовке предложений о включении в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010 года)» мероприятий по созданию геоинформационной системы для органов государственной власти и подготовке концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации ( см. http://www.gisa.ru/9480.html)
По итогам работы этой группы в Правительство направлено письмо, за подписью руководителя Роскартографии и предложения по структуре и содержанию концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации.
Последний документ, по нашим оценкам носит "эпохальный" характер, так как в нем впервые вводится понятие "базовые пространственные данные" и декларируется принцип "обеспечения свободного доступа к базовым пространственным данным для всех граждан, субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления."
Поздравляем все ГИС-сообщество и надеемся на активную позицию Правительства РФ и дальнейшую плодотворную работу над самой концепцией.
Ввиду значимости вышеупомянутых документов воспроизводим их полное содержание:
Письмо руководителя Роскартографии в Правительство Российской Федерации
от 08.10.03, №1-05/1-2892
О подготовке концепции создания и развития
инфраструктуры пространственных данных в
Российской Федерации
________________________________________________________
Поручение Правительства Российской
Федерации от 17 апреля 2003 г. № АГ-П9-4354
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № АГ-П9-4354 Роскартография совместно с Минсвязи России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, ФСБ России, Росавиакосмоса, ФАПСИ при участии Российской Академии наук и ГИС-Ассоциации проработала предложение о подготовке концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации.
При этом достигнуто общее понимание того, что пространственные данные - это географически привязанные в пространстве данные об объектах и явлениях, получаемые при выполнении геодезических, картографических, геологических, строительных, землеустроительных, лесоустроительных и других работ. Инфраструктура таких данных должна представлять собой совокупность технологий, справочных систем, нормативных правовых актов, стандартов, кадровых и других ресурсов, необходимых для сбора, обработки, хранения, распространения и использования этих данных.
Пространственные данные широко применяются в органах государственной власти и местного самоуправления, в отраслях экономики, в учреждениях науки и образования. В связи с этим в министерствах, ведомствах и организациях созданы многочисленные базы, фонды и банки пространственных данных. Так, федеральный картографо-геодезический фонд, находящийся в ведении Роскартографии, насчитывает боле 70 миллионов единиц хранения.
Сотни миллионов единиц хранения сосредоточены в ведомственных картографо-геодезических фондах и других базах и банках пространственных данных, в кадастре месторождений полезных ископаемых, лесном, земельном, водном, градостроительном и других кадастрах. Пространственные данные содержатся также в территориальных картографо-геодезических фондах и базах, информационных фондах и базах данных хозяйствующих субъектов.
Однако базы, банки и фонды пространственных данных создаются на несогласованной нормативно-отраслевой основе, разнородны по своей структуре и форматам хранения информации, не налажен информационный обмен между ними. В результате они практически недоступны органам государственной власти, местного самоуправления и широкому кругу пользователей. Процессы поиска, аналитической обработки и использования содержащейся в этих фондах, базах и банках информации значительно затруднены.
Следствием отсутствия инфраструктуры пространственных данных является также дублирование работ по их получению, хранению и использованию, нерациональное использование выделенных на эти цели средств, правовые конфликты при использовании пространственных данных об одних и тех же объектах из различных фондов, баз и банков данных. Эти негативные явления усилились в последнее десятилетние в связи с внедрением в органах государственной власти, местного самоуправления и большинстве отраслей экономики автоматизированных и геоинформационных технологий подготовки принятия и контроля реализации управленческих решений.
Зарубежный опыт в этой области свидетельствует о том, что в США, Канаде, Австралии, Китае и во многих других странах принимаются энергичные меры по повышению эффективности использования пространственных данных, разрабатываются и реализуются соответствующие правительственные программы, на эти цели выделяются значительные средства. При этом особое внимание уделяется созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных, которая обеспечивает взаимодействие и увязку информационных систем всех уровней государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, интеграцию содержащихся в них данных. Это служит информационной основой инвестиционных процессов, удостоверения прав на объекты недвижимости, предупреждения и разрешения возникающих при этом конфликтов, для решения других комплексных проблем во всех сферах жизни общества.
Все это свидетельствует о необходимости принятия незамедлительных мер по созданию и развитию инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
С этой целью целесообразно поручить Роскартографии совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при участии Российской Академии наук и ГИС-Ассоциации разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации проект концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации.
Предложения по структуре и содержанию этой концепции прилагаются.
Подпись - руководитель Роскартографии А.Бородко
ПРЕДЛОЖЕНИЯ по структуре и содержанию концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации
Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации (далее именуется - инфраструктура) должна определить цели, задачи, принципы, направления и сроки создания и развития инфраструктуры на основе анализа ее современного состояния современного состояния использования пространственных данных органами власти, хозяйствующими субъектами и гражданами Российской Федерации и развития геоинформационных технологий.
1. Цели и задачи создания и развития инфраструктуры
Основной целью создания и развития инфраструктуры является повышение эффективности использования пространственных данных для информационного обеспечения подготовки принятия и контроля реализации управленческих решений органов государственной власти и местного самоуправления, потребностей отраслей экономики, обороны, науки, образования и населения за счет:
- регламентирования единого координатно-информационного пространства, а также базовых пространственных данных в форме, пригодной для использования в геоинформационных системах;
- создания и развития банков базовых пространственных данных и справочных систем о наличии, составе, актуальности и местонахождении пространственных данных;
- разработки регламентов информационного обмена пространственными данными, организации оптимизированного доступа к базам пространственных данных, свободного и оперативного обмена этими данными, взаимодействия и координации между пользователями;
- организации системы подготовки и переподготовки специалистов в области геоинформатики.
2. Основные принципы создания и развития инфраструктуры
Основными принципами создания и развития инфраструктуры являются:
- обеспечение свободного доступа к базовым пространственным данным для всех граждан, субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления;
- обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа и фальсификации, ответственности юридических и физических лиц за достоверность создаваемых и поставляемых пространственных данных;
- применение единой топографо-геодезической основы для географической привязки пространственных данных;
- максимальное использование созданных и действующих в Российской Федерации фондов, баз и банков пространственных данных, каналов информационного обмена, а также использование имеющихся в этой области научно-технических разработок и кооперации научно-производственных организаций;
- смешанное финансирование создания и развития инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
- этапность создания и развития инфраструктуры.
3. Направления и сроки создания и развития инфраструктуры
При создании и развитии инфраструктуры необходима реализация мероприятий по следующим направлениям:
- разработка нормативных, правовых, нормативно-технических и методических актов, регламентирующих создание и оборот пространственных данных в интересах органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения;
- обеспечение совместимости и взаимодействия баз пространственных данных с федеральными, региональными и муниципальными информационными системами, разработка справочных систем о наличии, составе, актуальности и местонахождении пространственных данных;
- разработка и реализация пилотных проектов по созданию основных компонентов инфраструктуры пространственных данных и геоинформационной системы органов государственной власти;
- развитие и использование международных научных связей и инвестиционной деятельности, интеграция в международные инфраструктуры пространственных данных;
- создание геоинформационных систем различного назначения;
- организация системы подготовки и переподготовки специалистов в области геоинформатики.