Дубинин М.(NextGIS): почему продукты с открытым кодом стали востребованы
На сайте "te-st.ru" опубликовано интервью Н.Барановой с М.Дубининым директором компании NextGIS, специалистом в области открытых технологий "Почему продукты с открытым кодом стали востребованы". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Команда NextGIS создает открытое программное обеспечение (ПО) для работы с геоданными и реализует на его основе разные проекты. У команды три основных продукта: мобильная, веб и настольная геоинформационная система (ГИС). Кроме этих продуктов, создано разное вспомогательное ПО и модули расширений. Практически все продукты компании открыты, и их код можно найти на Github, где создано более чем 200 репозиториев.
В 2016 году компания запустила облачный сервис nextgis.com для создания веб ГИС – системы хранения, визуализации и управления пространственными данными организации или группы. Сервис коммерческий, но основан на полностью открытом (лицензия GPL 2) серверном приложении NextGIS Web, который пользователи при желании могут установить и модифицировать сами. Веб ГИС в нем завели более трех тысяч пользователей из разных стран.
– Максим, расскажите, когда и почему вы увлеклись темой открытого кода? Что вас привлекло в философии этого движения? – В 2008 году мне надоело писать статьи на информационный ресур GIS-Lab и создавать инструменты для моего основного рабочего программного пакета (Arcview GIS). Дело в том, что компания-создатель решила бросить его поддерживать, и я стал участвовать в другом, открытом проекте QGIS.
Привлекло ощущение контроля будущего в твоих руках: при соответствующем участии ты можешь повернуть туда, куда считаешь нужным. Сам я не совсем программист, но все равно нашел возможность довольно много вложить в нужные мне инструменты. Я привлекал разработчиков, находил деньги на добавление той или иной функциональности. Сейчас QGIS прочно вошел в число мировых лидеров в сегменте ГИС.
– Насколько разработки с открытым исходным кодом стали популярны в России? – У потребителей они все более и более популярны. Люди и организации перестают считать, что опенсорс (от англ. open source открытый код – Прим. ред.) это «так себе, но бесплатно», и такие аммные средства просто становятся стандартом де факто.
Разработчики тоже активно используют, но, увы, я не вижу тенденции к увеличению участия в самом ПО. Почему так происходит, вопрос сложный. Возможно, из-за того что мы работаем в довольно специфической сфере. Но мне кажется, скорее потому, что у нас не сформировалась культура участия в принципе. Конечно же, это плохо.
Индия, Китай, Иран, Россия – страны, где очень много разработчиков, но их участие в совместной разработке минимально. На уровне страны мы пользователи, а не равноправные участники.
– А как обстоят дела за рубежом? – Ровно так же, как и у нас. Возможно, противостояние с проприетарным ПО (частное. – Прим. ред.) за рубежом менее обострено, так как многие могут себе позволить в среднем более дорогие проприетарные пакеты.
С другой стороны, довольно много бизнесов, основанных именно на ПО с открытым кодом, тоже появляется на западе: увеличивается объем рынка, появляется больше возможностей и ниш.
В России, кстати, использование открытого ПО в связи с его бесплатностью для многих является просто единственной альтернативой.
– Меняется ли у людей отношение к теме открытого кода? Как ведут себя крупные корпорации и обычные пользователи? – Я наблюдаю за этим почти 10 лет и могу уверенно заявить, что не меняется. Обычным людям безразлично, открыт код или закрыт. Число специалистов более-менее постоянная величина.
А число продвинутых пользователей хоть и растет, но им важнее, чтобы инструмент был, экзистенциальные вопросы их мало волнуют. Крупные корпорации ведут себя так же, как и обычные пользователи: берут и используют, вкладывают в развитие мало.
– Какие бы вы назвали лучшие российские разработки с открытым кодом? – Лучшими разработки не могут стать только потому, что они российские или американские. Успешный открытый проект по определению мультинационален.
Но, к примеру, в России есть три проекта, которые я бы отметил. Первый – веб-сервер Nginx (HTTP-сервер, обслуживает серверы многих российских сайтов, таких как Яндекс, Mail.Ru, ВКонтакте и Рамблер. – Прим. ред.), созданный российским разработчиком Игорем Сысоевым.
Второй – OpenCV (библиотека алгоритмов компьютерного зрения, обработки изображений и численных алгоритмов с открытым кодом. – Прим. ред.) с активной текущей поддержкой в России.
И, наконец, PostgreSQL (свободная объектно-реляционная система управления базами данных, СУБД. – Прим. ред.) активно дорабатываемый относительно молодой российской компанией PostgreSQL Professional.
– Как фирмы и организации живут в рамках режима открытого кода, каковы особенности бизнес-модели? Приведите успешные коммерческие примеры. – На самом деле живут так же, как и проприетарные: делают ПО, продают его вместе с поддержкой и сопутствующими услугами или продают сервисы, использующие открытое ПО. Это Redhat, Mapbox, Automattic (Wordpress), Aсquia (Drupal).
Особенность по сути одна: ты должен постоянно иметь в виду, что твой код должен всегда быть доступен бесплатно, если ты просто продаешь ПО, то тебе несколько сложнее.