Как сообщает rgo.ru, сотрудники географического факультета МГУ завершили исследование "Будущее университетской географии в России: направления модернизации с учётом мировых тенденций". Основными целями работы, выполненной по гранту РГО 2016 года, были оценка современного состояния географического и эколого-географического образования в России, изучение востребованности выпускников на рынке труда, выявление преимуществ и недостатков в подготовке профессиональных географов. Учёные опросили студентов и выпускников географических факультетов и родственных подразделений более 30 университетов нашей страны и узнали мнения свыше двух тысяч человек. Также экспертами было обследовано состояние высшего географического и эколого-географического образования в 11 университетах России.
Исследователи выяснили, что большинство географов выбирают свою профессию из-за любви к путешествиям, а четверть – благодаря интересу к этому предмету в школе. В основном, участники опроса оказались довольны полученными в российских университетах знаниями. Лишь половине из них в дальнейшем потребовалась переподготовка и повышение квалификации. Главными конкурентными преимуществами географов на рынке респонденты называли развитие пространственного мышления, умение работать в команде и в полевых условиях. В то же время, выпускники-географы признались, что испытывают проблемы из-за недостаточного уровня владения иностранными языками и умения работать с геоинформационными системами.
Большинство респондентов трудоустроены в сфере образования, науки и в производственных организациях, связанных с полевыми изысканиями. Доля выпускников-географов, работающих в науке и образовании, наиболее велика среди тех, кто окончил вуз 20 и более лет назад. Многие выпускники последних лет находят себя в бизнес-консалтинге и государственном управлении.
И всё же, несмотря на фундаментальность полученных знаний, специалисты-географы нередко испытывают трудности при трудоустройстве. Одна из главных причин – слабая информированность работодателей о профессиональных качествах выпускников-географов. Проблемой также является отсутствие специальности "географ" в "Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов".
Для того чтобы помочь дипломированным географам, в рамках грантового проекта были разработаны рекомендации по составлению резюме и мотивационных писем, подготовке к интервью с потенциальным работодателем. Также были высказаны предложения в адрес Министерства образования и науки и Русского географического общества; их реализация должна способствовать совершенствованию высшего географического и эколого-географического образования. В частности, РГО рекомендуется продолжить работу по официальному признанию профессии "географ", поддержать конкурс на разработку и издание учебной литературы для вызов, с целью поощрения лучших преподавателей провести конкурс «Лучший вузовский преподаватель по географии». Среди других рекомендаций, обращенных к университетскому сообществу, – развитие новых форм образовательных технологий, обобщение опыта лучших практик преподавания, а также создание научно-методического ресурсного центра в области преподавания Наук о Земле.