Ъ: Минтранс готовит законы и дороги к беспилотникам
На сайте "КоммерсантЪ" опубликована статья И. Буранова и М. Вершинина "Минтранс готовит законы и дороги к беспилотникам". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Министр транспорта Максим Соколов на конгрессе Road Traffic в Москве сообщил о создании рабочей группы «по развитию беспилотных технологий». Эксперты группы занимаются совершенствованием «действующей нормативно-правовой базы», пояснил министр, в части «создания условий для развития и использования беспилотных транспортных средств и связанной с ними инфраструктурой». «Планируется пакетное изменение законодательства с целью обеспечить допуск беспилотных автомобилей на дороги общего пользования,— заявил Максим Соколов.— Уверен, что уже в ближайшие годы беспилотный и электрический транспорт станет одним из важнейших вопросов в повестке дня». По оценкам Минтранса, запуск беспилотных авто позволит сократить аварийность на 80–90%, на 30% сократить потребление топлива, а также запустить безостановочное 24-часовое движение автомобилей. «При полном переходе на использование БПТС отпадет необходимость в обочинах, разделительных полосах движения, барьерных ограждениях, освещении»,— сказано в материалах ведомства, представленных на конгрессе.
В России уже разрабатываются проекты автономных транспортных систем «с целью удовлетворения потенциального будущего спроса на рынке», пояснил господин Соколов. Речь идет, в частности, о беспилотном 12-местном автобусе-шаттле (совместный проект НАМИ и КамАЗа), представленном летом 2016 года: во время ЧМ-2018 планируется провести тестирование этой машины в реальных условиях. Компания «Яндекс», в свою очередь, тестирует собственный беспилотный Toyota Prius.
В Росавтодоре (федеральные бесплатные трассы) планируют подготовить к передвижению беспилотников участки трассы «Скандинавия» и «Волга» в ближайшие четыре года. Подготовку проекта по запуску движения беспилотных грузовиков начала и госкомпания «Автодор» (платные дороги). «Нужно заложить возможность функционирования беспилотных авто на дорогах еще на стадии проектирования ,— пояснил “Ъ” начальник отдела интеллектуальных транспортных систем госкомпании Игорь Евстигнеев.— Есть понимание, что в ближайшем будущем на рынке массово появятся не беспилотные транспортные средства в классическом понимании, а подключенные автомобили, плотно взаимодействующие с интеллектуальным транспортным системами — ИТС».
По его словам, для этого нужно будет решить ряд задач, в том числе, улучшить качество цифровых карт. «Эти карты автомобиль будет получать постоянно и напрямую от ИТС,— пояснил господин Евстигнеев.— Карты эти должны динамично меняться — оперативно и своевременно должна появляться информация о ДТП, заторах, дорожных работах, временных знаках, ограничениях скорости, метеорологических условиях, все это должно передаваться в автомобиль очень быстро». Вторая задача, говорит он, состоит в том, чтобы ИТС максимально точно понимала место, где находится машина.
«Нужно будет ставить вдоль дороги специальные радиомаяки, позволяющие вносить уточняющие поправки в сигналы GPS-ГЛОНАСС,— это позволит значительно улучшить точность позиционирования транспортного средства»,— говорит Игорь Евстигнеев.
В перспективе «Автодор» планирует предоставлять перевозчикам сервисы по сопровождению колонн грузовиков. Компания, к примеру, подает заявку на проезд колонны из пункта А в пункт Б в определенное время, по дороге организуется «зеленый коридор» на светофорах, а также проезд без остановки на ПВП с поднятым шлагбаумом. «Более его, если в перспективе ИТС доверят управлять колоннами машин, то можно будет регулировать их скорость движения и рассчитывать время прибытия на таможенный пункт ровно в момент, когда подходит электронная очередь»,— отмечают в «Автодоре»
В марте 2017 года тему беспилотников затронул премьер-министр Дмитрий Медведев. «Готовы ли мы к тому, что беспилотные автомобили, автобусы выйдут на улицы? Не только с человеческой точки зрения, но хотя бы с нормативной точки зрения? Конечно, не готовы. Нормативных актов нет. Более того, как их состыковать — пока непонятно. Некоторые ведомства просто этого опасаются. Это реально сложная проблема»,— заявил он. Перспективы внедрения беспилотных автомобилей обсуждает страховой рынок. Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс в начале этой недели заявил, что тема страхования автономных авто «правильная», но есть и «более приоритетные направления работы» (например, совершенствование ОСАГО).
Наша перспектива — это лет 20,— заявил господин Юргенс.— Дроны и беспилотные машины — это, конечно, будущее, но в нашем случае это будущее пока довольно далекое».
Что касается зарубежной практики, то беспилотные автомобили в настоящее время ездят по дорогам многих стран мира, но только в тестовом режиме. Введена общепринятая классификация беспилотных машин: от уровня 0 (автопилот отсутствует, но есть функции уведомления водителя об опасностях) до уровня 5 (беспилотная функция полностью автоматизирована и исключает непосредственное вмешательство человека в процесс управления). На закрытых полигонах автопроизводители испытывают машины с автопилотом без водителя, но на дороги общего пользования тестовые образцы допускают исключительно с человеком за рулем. При этом в США необходимо получать разрешение на подобные тесты у властей каждого штата. Вместе с тем именно США сейчас являются наиболее привлекательной страной для тестов беспилотных машин — в одной только Калифорнии, например, работают Volkswagen, Mercedes-Benz, Waymo, Delphi, GM, BMW, Honda, Ford, Baidu, NVIDIA, Subaru, Apple, Samsung, Lyft и Continental.
В других странах власти относятся к беспилотным автомобилям жестче, но постепенно смягчают правила для местных автопроизводителей — в Великобритании разрешили Jaguar Land Rover тестировать автопилот на дорогах общего пользования, в Японии Nissan вывел беспилотник на дороги Токио, а власти Германии начали работу по изменению законодательства ради концерна Audi, который вынужден был урезать возможности нового седана A8 из-за требований закона.