МПР России завершило плановую инвентаризацию геолого-разведочных скважин на нефть и газ
Министерство природных ресурсов Российской Федерации завершило плановую инвентаризацию геолого-разведочных скважин на нефть и газ. Официальный отчет по итогам проведенной работы направлен Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову. Соответствующие письма направлены в Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минимущество России, МНС России и Госгортехнадзор России.
В результате проведенных МПР России мероприятий по документальной инвентаризации указанных геолого-разведочных скважин выявлено, что общее число пробуренных параметрических, поисково-оценочных и разведочных скважин составляет около 74 тыс., из них 68 тыс. - в распределенном фонде недр, 6 тыс. - в нераспределенном фонде недр. Из 68 тыс. скважин распределенного фонда недр 58 тыс. находятся в пользовании компаний-недропользователей, 10 тыс. вообще не имеют балансодержателя, являясь «бесхозными».
Анализ результатов инвентаризации показал, что около 51 тыс. геолого-разведочных скважин используются компаниями-недропользователями без регистрации прав собственности, что позволяет им без осуществления затрат на строительство, приобретение или аренду скважин ежегодно добывать около 20 млн т нефти. При этом федеральный бюджет по экспертным оценкам недополучает около 10 млрд р. в год от сдачи в аренду или продажи скважин, являющихся, по сути, государственным имуществом. Около 20 тыс. геолого-разведочных скважин несанкционированно используются недропользователями в качестве эксплуатационных, при этом производится выборочный отбор наиболее подвижных запасов углеводородного сырья, ухудшая тем самым их структуру, на 20-25% снижается коэффициент нефтеизвлечения, что приводит к потерям в недрах около 200 млн т нефти, ухудшению технико-экономических показателей разработки месторождений, а также снижает совокупную налогооблагаемую базу. В собственности компаний-недропользователей находится около 5 тыс. законсервированных и ликвидированных скважин, что может быть использовано в целях скрытой добычи углеводородного сырья без уплаты налогов и снижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
Техническое состояние 6 тыс. скважин нераспределенного фонда недр и 10 тыс. скважин распределенного фонда, не имеющих балансодержателя, представляет опасность для окружающей среды и недр из-за нефте-, газо- и водопроявлений, которые со временем могут привести к трудноликвидируемым экологическим катастрофам. В связи с тем что юридического лица, к которому можно было бы применить меры ответственности за поддержание этих скважин в технически безопасном состоянии, не существует, ответственность и расходы по их содержанию несет собственник, т.е. государство. При этом отсутствует экономический механизм, позволяющий государству компенсировать указанные затраты за счет отчислений от доходов компаний-недропользователей.
По мнению Министерства природных ресурсов России, решение стратегической задачи повышения эффективности недропользования и обеспечения контроля за использованием скважин, пробуренных за счет государственных средств, лежит в плоскости государственного регулирования правовых, имущественных и экономических отношений между государством и недропользователями. Для комплексного решения этой задачи, по мнению МПР России, представляется целесообразным создать межведомственную комиссию с участием МПР России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минимущества России, МНС России, Госгортехнадзора России и других заинтересованных федеральных министерств и ведомств, которая должна обеспечить координацию неотложных работ по следующим направлениям:
формирование единого федерального реестра скважин на нефть и газ;
урегулирование имущественных отношений между государством и недропользователями в части определения форм собственности на скважины, пробуренные за счет государственных средств;
разработка экономического механизма, позволяющего государству компенсировать затраты на строительство скважин, а также на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы страны;
проведение анализа использования эксплуатационного фонда скважин, возможных потерь углеводородного сырья в недрах с представлением информации и внесением предложений в МПР России для принятия мер к недобросовестным недропользователям;
установление особого контроля за поступлением в федеральный бюджет предусмотренных законодательством Российской Федерации налоговых платежей и отчислений за пользование скважинами и др.