Сфера стандартизации беспилотных машин и ИТС требует подключения административного ресурса – эксперт
Как сообщает Вестник ГЛОНАСС, в сфере стандартизации беспилотного транспорта настал период, когда требуется разработать и принять большое количество стандартов за ограниченный промежуток времени. Это в условиях российских реалий возможно только с привлечением государственного контроля. Такое мнение выразил в беседе с журналом «Вестник ГЛОНАСС» профессор, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» в МАДИ Султан Жанказиев.
По его словам, в России «немного тревожно» обстоят дела со стандартизацией. Это объясняется тем, что сама технология производства стандартов слишком обстоятельна. «Когда требуется большое количество стандартов за ограниченный период времени выпустить, а сейчас именно такой момент (в сфере беспилотного транспорта – прим. ВГ), эта обстоятельность тормозит процесс… Есть опыт, когда государство взяв процесс под свой контроль, установив дорожные карты, определив сроки стандартизации, проводило эти стандарты за короткий период, быстрее, чем у наших зарубежных коллег. Например с «ЭРА-ГЛОНАСС» этот государственный контроль был очень полезен», - сказал он.
«В сфере беспилотников и перспективных транспортных систем назрела ситуация, когда государство могло бы по примеру «ЭРА-ГЛОНАСС» также включить свой ресурс», - подчеркнул эксперт.
Кроме того, Султан Жанказиев отметил, что на Западе темпы принятия стандартов очень высоки. В среднем у них принимается от 20 до 60 стандартов в год. В России при нормальных темпах стандартизации принимаются 15-20 стандартов в год. Полный цикл стандартизации до внедрения нормативной документации составляет до шести месяцев. «Общее количество стандартов, которые в России объединены в категории ТС очень небольшой. Темпы стандартизации у нас – 1 стандарт бесконфликтно проходит около года, конфликтный может проходить 36-40 месяцев. И, в конце концов, может быть просто снят с рассмотрения. К сожалению, у нас такие случаи есть. У нас из 20 заявленных стандартов до финального размещения в реестре дойдет меньше половины», - привел пример эксперт.
В России в настоящее время в сфере действующих национальных стандартов и предварительных нацстандартов (ПНСТ): по ИТС – больше 20, по беспилотникам – 9. В 2019 году в сфере национальных стандартов и ПНСТ должны вступить в силу: по ИТС – около 10, по беспилотникам – 2. В сфере ИТС в настоящее время более 20 предварительных национальных стандартов.
«На данный момент ведется разработка первого отечественного стандарта, затрагивающего область К-ИТС. Мы надеемся, что до 2024 года мы будем иметь несколько десятков стандартов», - сказал Султан Жанказиев.
Для начала неплохо бы дать правовое толкование самого понятия "административный ресурс". В конституции его нет. Нет его определения и правил применения и в регламентах взаимодействия всех ветвей власти, включая и судебную и четвертую. "Административный ресурс" в правовом поле подобен суслику из бессмертной комедии ДМБ, которого никто не видит, а он есть. И еще как Есть! По самым скромным оценкам величина коррупционного капитала, участвующего в "продвижении" проектов от госзаказа к исполнителю, составляет сегодня до 65% от общей денежной массы направляемой на государственные закупки. И этот сегодняшний главный стимул привлекательности государственной службы неуклонно растет в абсолютной и относительной величине , расширяя среду выгодоприобретателей от административного ресурса. Им просто некогда даже думать над такой ерундой, как стандарты-шмандарты. Очень много нужно успеть за выборный срок администрирования, а тут какое-то население со своими проблемами!