*Опубликована Концепция создания и использования дифференциальных подсистем ГНСС ГЛОНАСС/GPS на внутреннем водном транспорте
22 июля 2003 г., заместителем Министра транспорта Н.Г. Смирновым была утверждена Концепция создания и использования дифференциальных подсистем ГНСС ГЛОНАСС/GPS на внутреннем водном транспорте.
Концепция определяет основные принципы, цели, задачи и направления работ по созданию условий и применению спутниковых навигационных систем на внутреннем водном транспорте на период до 2011 года.
В ней отмечается, что государственная политика России предусматривает обязательное использование ГНСС в целях обеспечения безопасности судоходства (В системах безопасности движения транспорта Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.08.99 № 896 обязательно должны использоваться комбинированные ГЛОНАСС/GPS приемники, отвечающие по характеристикам нормам ИМО и сертифицированные компетентными на это российскими сертификационными транспортными органами)
Концепцией предусмотренно создание на основе ККС дифференциальных подсистем внутреннего водного транспорта с передачей потребителям данных для каждого бассейна.
На Единой глубоководной системе (ЕГС) Европейской части России и на участках рек с развитой инфраструктурой планируется применять локальные ДПС с радиусом рабочей зоны действия 300-500 километров, работающих в средневолновом диапазоне 283.5-325.0 кГц. Это позволит на устьевых и других участках рек использовать в интересах внутреннего водного транспорта морские дифференциальные подсистемы и унифицированный парк приемной аппаратуры дифференциальных сообщений (Важно для судов смешанного «река-море» плавания);
В течение 2002-2011 годов в рамках реализации федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» планируется осуществить поэтапное комплексное создание дифференциальных подсистем ГНСС ГЛОНАСС/GPS , обеспечивающих высокоточное радионавигационное поле на магистральных реках (первоочередные бассейны: Волго-Балтийский, Московский, Волжский, Волго-Донской и Азово-Донской), где прогнозируется увеличение грузопотоков более, чем в 1,5 раза в ближайшей перспективе и которые включены в транспортный коридор «Север-Юг». Количество ККС, необходимое для создания сплошного высокоточного радионавигационного поля в указанных бассейнах, будет определено по завершении опытной эксплуатации ККС порта Шексна в 2004 году;
Создание сплошного высокоточного радионавигационного поля для Единой глубоководной системы Европейской части России планируется посредством развертывания системы локальных ДПС, работающих в средневолновом диапазоне 283.5-325.0 кГц, с перекрытием их рабочих зон на 10-15%. Функционирование локальных ДПС на ЕГС возможно как автономно, так и в сети. Для формирования региональных дифференциальных подсистем будут созданы дополнительные центральные станции управления региональной сетью (ЦС УРС);
В Сибири и на Дальнем Востоке, где на продолжительных низовых участках магистральных рек инфраструктура развита неравномерно, сплошное высокоточное радионавигационное поле создавать не планируется. Там в ближайшее десятилетие будут развернуты локальные ДПС, работающие в средневолновом диапазоне 283.5-325.0 кГц в районах интенсивного судоходства, а также будут использоваться мобильные ККС для передачи поправок УКВ диапазона, которые оперативно могут быть развернуты в местах наиболее сложных в навигационном отношении, а также выполнения промерно-изыскательских работ. Использование спутниковых каналов связи для развертывания отечественной широкозонной ДПС на ближайшее десятилетие в указанных регионах не планируется.
Среди основных путей и этапов создания дифференциальных подсистем названы:
- формирование системы создания электронных навигационных карт внутренних водных путей, их тиражирования и корректировки;
- осуществление комплекса мероприятий по созданию и организации эксплуатации дифференциальных подсистем ГНСС ГЛОНАСС/GPS внутреннего водного транспорта;
- осуществление мероприятий по интеграции бассейновых дифференциальных подсистем ГНСС ГЛОНАСС /GPS и систем связи.
Динамика и направления работ будет определяться исходя из темпов экономического развития регионов и выполнения программных мероприятий федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», а также мероприятий по модернизации и развитию бассейновых систем технологической связи.
Места установки ККС ГЛОНАСС/GPS будут выбираться на основании технико-экономических обоснований с учетом интенсивности судоходства и сложности навигационной обстановки, обеспечения требуемой точности определения места при минимальном количестве станций, а также с учетом планов создания широкозонных дифференциальных подсистем.
Размеры локальной зоны (зоны действия ККС) определяются двумя факторами возможным размером области, в которой коррекция пространственно-коррелированных (ионосферных, тропосферных) ошибок обеспечивает необходимые значения точности навигации, и дальностью действия линии передачи поправок. Реальный размер локальной зоны будет выбираться с учетом соблюдения условий управления движением (судоходством).
К строительству ККС в крупных портах-городах планировать привлекать местные администрации с учетом возможности использования ККС в интересах земельного кадастра, строителей, местных диспетчерских служб и других целей.
При необходимости в особо ответственных местах на период навигации устанавливать по временной схеме радиомаячные ККС, состоящие из опорной станции и радиостанции.
Для мониторинга радионавигационного поля создавать пункты контроля, состоящие из аппаратуры потребителя в комплекте с персональным компьютером и пакетом специального программного обеспечения.
Реализация основных направлений создания и применения речной дифференциальной подсистемы ГЛОНАСС/GPS, изложенных в Концепции, потребует значительных капитальных затрат, которые предусматриваются ФЦП «Глобальная навигационная система» 2002-2011 годы, а также за счет привлечения средств местных администраций и других потенциальных потребителей
С созданием на внутренних водных путях дифференциальных подсистем ГЛОНАСС/GPS обеспечивается решение следующих задач:
* высокоточное (до 10 метров для вероятности 95%) и надежное определение места судов при плавании по внутренним водным путям;
* внедрение на внутреннем водном транспорте на основе созданной инфраструктуры АИС системы контроля движения судов с опасными грузами и пассажирами, а также других судов, местоположение которых должно автоматически контролироваться;
* внедрение средств электронной картографии;
* выполнение специальных работ, реализуемых с помощью ДГНСС:
- обследование акваторий;
- прокладка трубопроводов;
- дноуглубительные работы и контроль их выполнением;
- высокоточный промер глубин;
- гидрографическое траление;
- точное выставление плавучих средств навигационного ограждения;
- расчет и уточнение в различных точках поправок за различие систем координат WGS-84, ПЗ-90 и Пулково 1942;
- оказание помощи в аварийных ситуациях и других чрезвычайных происшествиях.