Итоги Международного научно-технического семинара компании Геокосмос
3-й Международный научно-технический семинар «Лазерное сканирование технология XXI века. Новые перспективы. Новые возможности. Новые направления» Москва, 4 5 декабря 2003 г.
«Последние пять лет годы активного внедрения инновационных технологий в практику геодезических измерений. Компания «Геокосмос» одна из немногих, которые не только успевают отслеживать появление новых технологий в мире и предлагают их к продаже на российском рынке, но и активно внедряют эти технологии в собственную производственную деятельность», отметил президент ГИС-Ассоциации С.А. Миллер в приветственном слове к участникам семинара, собравшем более 70 участников из России, Великобритании, Австрии и Швейцарии. Среди российских участников преобладали потенциальные и реальные пользователи технологии лазерного сканирования, партнеры компании, а также конкуренты в секторе услуг и оборудования лазерного сканирования, которые, по мнению С.А. Миллера, как и все геоинформационное сообщество России обязаны компании «Геокосмос» за развитие научных и прикладных аспектов применения этой технологии с использованием собственных финансовых ресурсов.
Инвестиции в сектор рынка лазерного сканирования, на котором компания «Геокосмос» не является пионером, активная маркетинговая политика дали очевидно положительные результаты. Так, первый семинар, посвященный этой технологии, был действительно презентационным, на втором были представлены результаты собственных работ и обобщены их первые результаты, третий семинар продемонстрировал не только мощную динамику роста объема выполненных работ, но и качественно новый уровень обработки данных как наземного, так и воздушного сканирования.
«Все цели, которые были намечены на 2003 г., компании удалось реализовать, отметил президент компании «Геокосмос» С.Р. Мельников в приветственном слове участникам семинара. Главная из них разработка концепции топографического картографирования с использованием лазерного сканирования в реальном масштабе времени». После чего последовал внушительный перечень достижений, которые удалось реализовать российской геодезической компании впервые: в массовом порядке использовать лазерное сканирование в производственной деятельности (партнерами «Геокосмоса» в 2003 г. стали ОАО «Газпром» и ФСК РАО ЕЭС), осуществить крупнейший объем работ в течение одного сезона, применить лазерное сканирование в интересах автодорожной отрасли, создать нормативные документы по лазерному сканированию и др.
В 2003 г. расширилась география производственной деятельности компании. В 2004 г. продолжится дальнейшая географическая экспансия и модернизация парка геодезических приборов, который в течение одного полевого сезона 2003 г. удвоился. «Инвестиции в модернизацию это техническая политика компании» сказал исполнительный директор «Геокосмоса» А.М. Сафиуллин, подводя итоги деятельности компании в 2003 г. Важно, что модернизация проводится только за счет собственных средств «Геокосмоса». Объем заказов потребовал создания дирекции аэрофотосъемочных работ, летной группы, групп полевой обработки данных и геодезического обеспечения.
Резко возросший спрос на услуги по крупномасштабному картографированию и созданию 3D-моделей с помощью лазерного сканирования и объем выполненных компанией работ позволяют говорить о появлении рынка услуг лазерного сканирования в России, а руководству кампании анализировать ситуацию на нем. По прогнозу «Геокосмоса», который был представлен в докладе А.М. Сафиуллина, парк оборудования наземного лазерного сканирования, который в 2003 г составляет порядка 5-6 приборов, утроится, а воздушного лазерного сканирования (2-3) удвоится. Объем рынка услуг лазерного сканирования в 2003 г. по оценкам компании составил 10 12 млн дол., а к концу 2004 г. увеличится до 20 млн дол. Победа «Геокосмоса» (в альянсе с ФЦП и Московским представительством Шведского офиса корпорации Intergraph) в тендере на создание корпоративной информационной системы ФСК РАО ЕЭС позволяет оценить собственную долю продаж оборудования лазерного сканирования на российском рынке в 75 80%. Компания планирует сохранить лидирующее положение на рынке продаж и услуг и в дальнейшем, но в стратегическом плане, как отметил А.М. Сафиуллин, хотела бы видеть в этом секторе еще порядка десяти компаний для сохранения динамики развития рынка.
«В 2003 г. доход компании от предоставления услуг с использованием оборудования лазерного сканирования в три раза превысил доходы от продаж собственно оборудования, эти данные привел на семинаре коммерческий директор «Геокосмоса» О.В. Дроздов. Объем выполненных работ позволил выработать четкие ценовые предложения по отдельным ее видам.
В основном технологическом блоке семинара были представлены доклады пользователей компании «Геокосмос» представителей ФСК РАО ЕЭС и ОАО «Газпром»; прошли презентации новинок Optech, Inc. воздушных лазерных сканеров ALTM 30/70 (нового поколения) и SHOALS (для сканирования морского дна), а также комплекса программного обеспечения компании «Геокосмос» по обработке данных систем картографирования реального времени; обсуждались научные и практические аспекты технологии лазерного сканирования: современное положение дел, перспективы развития, внедрения системы сбора на базе данных ГЛОНАСС/GPS и режима реального времени в технологию воздушной съемки, автоматизации камеральных работ и возможности использования наземных лазерных сканеров в нефтегазовой отрасли, маркшейдерии, горном деле, а также при съемке ЛЭП и объектов электроэнергетики.
Главным технологическим итогом года директор по научной работе компании «Геокосмос» Е.М. Медведев назвал возможность лазерно-локационной съемки на миллионах гектаров, что позволило, по замечанию начальника отдела аэросъемочных работ В.А. Косинова, превратить воздушное лазерное сканирование из уникального инструмента для решения специальных задач в универсальный прибор для решения широкого круга задач.
В целом хотелось бы отметить новый качественный уровень проведения семинара. Это является закономерным итогом многолетних усилий по освоению новой технологии, опыта практического использования метода в различных отраслях, усилий по разработке программного обеспечения и усиления кадрового потенциала.
Интерес к семинару проявили представители компаний-конкурентов «Геокосмоса» в России и компаний, выполняющих большие объемы геодезических работ НПК «Бюро кадастра Таганрога» и «Геокад плюс» (Новосибирск).
Легкую интригу в ход мероприятия внесло присутствие на семинаре вице-президента по продажам в России, Украине, Белоруссии и Молдавии Leica Geosysytems Ола Модингер (Ola Modinger) и менеджера по продажам в Восточной Европе и СНГ GIS&Mapping Division Leica Geosysytems Петера Шрайбера (Peter Shreiber), курирующего продвижение лидара ALS50 в России.