Китай впервые применил отечественную систему навигации «Бэйдоу» в измерении высоты Джомолунгмы
Как сообщает dknews.kz, на днях спустя 60 лет с момента первого восхождения человека на вершину Джомолунгмы с северной стороны, и через 45 лет после того, как китайские специалисты впервые точно измерили и объявили высоту Джомолунгмы, стартовал новый организованный КНР раунд измерения высоты самого высоко пика в мире. В настоящее время китайская команда уже покинула базовый лагерь горы Джомолунгма и начала подниматься на еще более высокие точки по пути к вершине.
Измерение высоты Джомолунгмы — это международная гонка в области геодезических технологий. В трудоемких исследованиях высоты самой высокой горы в мире технологии всегда оказывали мощную поддержку. Геодезические, картографические и коммуникационные технологии делают измерение Джомолунгмы более точным и успешным.
В этот раз для измерения высоты Джомолунгмы впервые используются данные, предоставляемые самостоятельно разработанной КНР автономной глобальной спутниковой навигационной системой «Бэйдоу».
Руководитель группы геодезистов Ли Гопэн сообщил, что применение технологии глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) является важной составляющей частью предстоящей работы по перемерке высоты самой высокой вершины земного шара. В ходе измерения высоты Джомолунгмы в 2015 году Китай главным образом использовал американскую систему глобального позиционирования GPS. Однако в этот раз будут одновременно задействованы четыре ГНСС, включая китайскую «Бэйдоу», американскую GPS, европейскую Галилео и российскую ГЛОНАСС. В частности, данные «Бэйдоу» будут рассматриваться китайскими исследователями в качестве основного ориентира. Во время подъема на вершину Джомолунгмы ГНСС-приемники, опираясь на размещенные в районе Джомолунгмы и за ее пределами мониторы системы «Бэйдоу» и другие ГНСС, будут одновременно вести наблюдение на вершине горы. Кроме того, с их помощью будет отслеживаться движение земной коры в соответствующих регионах.
Будучи одной из четырех глобальных навигационных спутниковых систем в мире, «Бэйдоу» представляет собой важную космическую инфраструктуру Китая, предоставляющую мировым пользователям услуги по точному позиционированию, навигации и определению времени. К концу 2018 года в Китае была создана и запущена в работу базовая глобальная навигационная система «Бэйдоу-3». В этом году КНР завершит формирование национальной спутниковой группировки «Бэйдоу-3». Уже в марте Китай успешно вывел на орбиту 54-й спутник навигационной системы «Бэйдоу».
Система навигации «Бэйдоу» также сыграла важную роль в борьбе Китая с коронавирусной инфекцией COVID-19. Ее технология точной съемки в значительной степени способствовала строительству временных больниц «Хуошэньшань» и «Лэйшэньшань», а функция определения точного местоположения и указания времени позволила отслеживать и динамически управлять людьми, событиями и предметами.
Измерение высоты Джомолунгмы требует всестороннего применения множества технических инструментов, а также использования, помимо ГНСС, разнообразных как традиционных, так и современных геодезических и картографических технологий. Объявление окончательной высоты также станет результатом комплексной обработки данных.
Примечательно, что на этот раз для повышения точности измерений будет применена технология аэрогравиметрической съемки. Китай впервые проводит комплексное аэрогравиметрическое измерение и дистанционное зондирование в этом регионе, результаты которых, как ожидается, заполнят имеющиеся пробелы в данных. Кроме того, технология аэрогравиметрической съемки позволит получить обширные и точные трехмерные топографические данные о горе Джомолунгма и прилегающих районах, что подобно съемке панорамы горы на сотни миллионов пикселей.
На снимке запечатлен работающий в полях города Бэйтунь Синьцзян-Уйгурского автономного района трактор с автопилотом, управляемым с помощью навигационной спутниковой системы «Бэйдоу». Фотоматериал «Жэнминь жибао» онлайн/Ли Хайтин
Экстремальные условия работы по измерению высоты горы предъявляют крайне высокие требования к технологиям оборудования, более того, многие устройства должны быть специально модифицированы и индивидуально настроены. Например, оборудование, используемое на вершине горы, должно выдерживать низкие температуры, пониженное давление и низкий уровень содержания кислорода в воздухе. Именно для соответствия этим требованиям многие геодезические устройства были специально разработаны китайскими производителями.
«Снежный радар», выступающий одним из особых измерительных аппаратов в ходе измерения высоты горы, был специально разработан китайским предприятием. Прибор предназначен для измерения толщины снега и высоты скал на вершине Джомолунгмы. В отличие от традиционного геологического радара, этот вид радара способен работать в режиме пониженного энергопотребления при низких температурах и в чрезвычайно суровых погодных условиях. Задача по повторному измерению горы Джомолунгма на этот раз предъявляет более высокие технические требования к снежному радару. Устройство должно быть легким и портативным, а также способным собирать данные как о местоположении, так и о толщине снега.
Более того, в нынешней работе по измерению высоты горы также будут широко применяться новые достижения Китая в сфере построения геодезической системы. По словам Ли Гопэна, Китай находится в первых рядах стран мира с высоким уровнем развития геодезических технологий, и обладает твердой уверенностью в успешном выполнении своей миссии по измерению высочайшей в мире вершины.