Эксперты прогнозируют увеличение объемов продаж данных ДЗЗ с коммерческих спутников до 6 миллиардов долларов
Статья Джейсона Бейтса, опубликованная в декабрьском выпуске газеты SpaceNews. Перевод компании «Совзонд», приводится с сокращениями.
Благодаря двум крупным государственным проектам, запущенным в 2003 году, рынок космических данных дистанционного зондирования ожидает неуклонный рост в течение ближайших 10 лет. В январе должен быть опубликован доклад с результатами новейшего исследования, которое прогнозирует рост мирового рынка космических данных дистанционного зондирования на ближайшее десятилетие. Общий объем продаж должен вырасти с нынешних 3 миллиардов долларов в 2003 году до 6 миллиардов в 2012. Эти прогнозы базируются на оценках, которые делают представители отрасли и заказчики. Данное исследование охватывало потребности смежных отраслей, а также рост потребностей не только в «сырых» данных, но и в продукции с добавленной стоимостью. Исследование проводилось по заказу NASA и Американского общества фотограмметрии и дистанционного зондирования (подробней см. http://www.gisa.ru/13179.html )
Именно развитие новых приложений данных дистанционного зондирования и создание на их основе продукции с добавленной стоимостью будет являться, по мнению аналитиков, катализатором ускорения спроса на исходные данные дистанционного зондирования с коммерческих спутников.
Проведенные до 2003 года исследования дали цифру объема мировых продаж данных дистанционного зондирования 300 миллионов долларов. При этом прогнозировалось ежегодное увеличение рынка на 12-15 процентов. Таким образом, считалось, что объем мирового рынка данных дистанционного зондирования к 2012 году составит около 1 миллиарда долларов.
Новое исследование, проведенное в апреле 2003 года, учитывало новые тенденции на рынке, а именно появление новых операторов, а также успешное развитие двух федеральных государственных программ, финансируемых Национальным агентством США по дистанционному зондированию и картографии ClearView и NextView.
Контракты по программе ClearView, которая предусматривает получение данных с коммерческих спутников Земли, уже подписаны в январе 2003 года с компаниями DigitalGlobe и Space Imaging. Всего по этому контракту Национальное агентство США по дистанционному зондированию и картографии планирует потратить 500 миллионов долларов.
Компания Space Imaging (Торнтон, Колорадо) эксплуатирует спутник IKONOS, который позволяет получать изображения с пространственным разрешением 1 м.
Компания DigitalGlobe (Лонгмонт, Колорадо) эксплуатирует спутник QuickBird, который позволяет получать изображения с пространственным разрешением 61 cм.
Национальное агентство США по дистанционному зондированию и картографии также начало программу NextView, контракт на осуществление которой был подписан в сентябре 2003 года с компанией DigitalGlobe. Программа предусматривает работы по созданию нового поколения коммерческих спутников высокого разрешения, вывод их на орбиту при гарантированном объеме государственных закупок данных, получаемых с борта этих спутников. Агентство пытается также найти средства для финансирования аналогичного проекта, который параллельно могла бы выполнять компания Space Imaging.
Несмотря на то, что в последнее время рынок переживает не лучшие времена, как менеджеры компании DigitalGlobe, так и представители Space Imaging выражают твердую уверенность в своевременности и правильности решений, принятых Национальным агентством США по дистанционному зондированию и картографии, прогнозируя значительный рост рынка уже в ближайшее время.
Компания Orbimage (Дуллес, Виржиния) получит право участвовать в программе ClearView как только ее спутник Orbimage-3, успешно выведенный на орбиту будет объявлен полностью готовым к выполнению своей миссии. Ожидается, что это произойдет в самом начале 2004 года (подробнее о ситуации со спутником OrbView компании Orbimage: http://www.gisa.ru/13148.html )
По мнению некоторых аналитиков тем не менее может сложиться ситуация, что рынок окажется не в состоянии «проглотить» такой объем «сырых» данных высокого разрешения. Для успешного развития отрасли необходимы заказы и активная потребность со стороны телекоммуникационных, страховых, транспортных, строительных и других компаний. В этой связи возникает потребности в инвестировании конечных потребителей геоданных и развитии новых направлений для их использования.
Другие аналитики выражают сомнения в точности прогнозов более чем на 5 лет. Федеральные программы ClearView и NextView стимулируют рынок и окажут колоссальное влияние на его развитие, но загадывать на 10 лет, возможно, является неоправданным.
О космической программе дистанционного зондирования США с 1960 - 1999 гг http://www.gisa.ru/11688.html