В России предлагают обязать недропользователей Арктики использовать ГЛОНАСС
Как сообщает ТАСС, ученые Сибирского федерального университета (СФУ), порядка 10 лет изучавшие свойства почвенно-растительного покрова арктических территорий Красноярского края, предлагают изменить правила использования техники в тундре. Среди рекомендаций - обязать недропользователей в Арктике использовать системы ГЛОНАСС, рассказал ТАСС директор Института экологии и географии СФУ Руслан Шарафутдинов.
"Ограничение передвижения наземного транспорта с целью сохранения уязвимых природных ландшафтов таймырских тундр рекомендуется устанавливать, опираясь не на значение массы транспортного средства, как это происходит в настоящее время, а на показатель удельного давления на грунт, которое должно ограничиваться интервалом 0,12-0,14 кг на кв. сантиметр", - сообщил Шарафутдинов, добавив, что ученые также предлагают обязать недропользователей в Арктической зоне РФ оснащать технику системами ГЛОНАСС.
По его словам, это связанно с тем, что и сейчас встречаются незаконные случаи применения гусеничной техники в тундре. После ее применения на участках, где использовалось такая техника, в течение 7-15 лет недопустимо движение любой техники, включая и вездеходы на камерах сверхнизкого давления.
Ученые в своих рекомендациях опираются на десятилетний опыт исследований в тундре, в рамках которого на основе анализа космических снимков исследовалась скорость восстановления нарушенного покрова и зависимость от разных факторов. Изучался опыт других регионов и государств по сохранению арктических ландшафтов.
С 2003 года на Таймыре на севере края, с целью сохранения растительного покрова и оленьих пастбищ, установлено ограничение на передвижение транспортных средств на пневматическом ходу с разрешенной массой свыше 3,5 тонн и введен полный запрет на передвижение транспорта на гусеничном ходу.
В тундре как раз уже есть накатанные проверенные пути, в отличие от обочин, где есть шансы засесть на кажущемся ровном месте. И все водители местные это знают и ездят именно по этим путям, которые проверены жизнью. При этом есть обычно 2 дороги рядом - одна для гусениц, другая для сверхбаллоников. А колеи после гусениц, как показалось, вполне себе зарастают за 2-3 года, хотя многие утверждают обратное. В общем, подобные вопросы в тундре уже давно урегулированы стихийно, там природа сурова, люди уважают других и живут весьма дружно, в отличие от мегаполисов, где каждый сам по себе.