Каждое десятое заявление онлайн поступает в московский Росреестр от нотариусов
С января по март 2024 года Управлением Росреестра по Москве принято 38 994 заявления в электронном виде на регистрацию прав и постановку на кадастровый учет объектов недвижимости по документам от нотариусов. При этом доля таких заявлений от общего количества принятых за указанный период онлайн-заявлений (367 472) составила 10,6%.
Взаимодействие нотариусов с Росреестром происходит посредством Единой информационной системы нотариата, которая включена в систему межведомственного электронного взаимодействия.
«Учитывая значительную долю поступающих от Нотариальной палаты документов, Управление заинтересовано в организованном взаимодействии, постоянном повышении качества и оперативности предоставления услуг. Благодаря тому, что в настоящий момент взаимодействие с нотариусами переведено в электронный вид, а также тот факт, что именно нотариус гарантирует законность сделки, и при поступлении в Росреестр не требуется дополнительная проверка регистратором, - оформление документов занимает, преимущественно, один день. Однако важно, чтобы пакет документов изначально был корректно сформирован, для этого мы регулярно проводим заседания рабочей группы, в рамках которой обсуждаем текущие вопросы, сложные ситуации и находим пути их решения», – отметил Игорь Майданов, руководитель Управления Росреестра по Москве.
Помимо рабочей группы для обеспечения информационно-консультационной поддержки на ежедневной основе осуществляется взаимодействие с нотариусами по телефону «горячей линии» и по электронной почте, проводятся различные совещания, в некоторых случаях для более тщательного комплексного разбора интересующих вопросов привлекаются к участию специалисты других ведомств.
Так, в рамках одного из подобных мероприятий – круглого стола, эксперты отдела государственной регистрации недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по Москве совместно с коллегами из Госинспекции по недвижимости столицы и Московской городской нотариальной палаты обсудили тему оформления ранее возникших прав на недвижимость и способов их реализации в гражданском обороте.
Прежде всего рассмотрели аспекты правового регулирования по ранее возникшим правам на объекты недвижимого имущества (права, возникшие до вступления в силу № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31 января 1998 года). Представителей нотариата ознакомили с вариантами правоустанавливающих документов разных годов и ведомств, так как до появления Росреестра документы оформлялись в различных организациях, уточнили легитимность некоторых видов документов, и необходимость наличия штампов и особых отметок на таких бумагах.
Обсудили случаи, когда документы об отводе/закреплении земельных участков не относятся к правоустанавливающим документам, а лишь подтверждают факт пользования и не могут быть рассмотрены в качестве основания для регистрации права собственности.
Также рассмотрели порядок действий при получении старых правоустанавливающих документов с неактуальными или отсутствующими паспортными данными в них – в подобных случаях при отсутствии штампа в паспорте о замене документа, необходимо предоставить справки из МВД о замене паспорта или из органов ЗАГС о смене ФИО.