16 НИР Роскартографии в 2004 г и наши вопросы к тем, кто определяет развитие отрасли
Роскартография объявила конкурс на проведение НИР в 2004 г. Среди заказных работ значатся:
- "Инструкция по составлению технических отчетов о геодезических, астрономических, гравиметрических и топографических работах".
- "Методические рекомендации по организации в системе Роскартографии охраны исключительных прав на использование картографических произведений"
- "Положение о написании географических названий на картах по правилам транслитерации кирилловского письма латинским алфавитом"
- "Методические указания по защите картографической информации"
- "Единые согласованные условные знаки (ЕСУЗ) для топографических планов и карт (альбомы №№ 3,4,7,8,9,10)"
- "Руководство по созданию электронных атласов субъектов Российской Федерации, городов и других административно-территориальных образований"
- "Инструкция по применению знака copyright на картографических произведениях"
- "Методические указания по оценке степени заимствования картографического произведения при создании производной продукции"
- "Руководство по созданию учебных настенных физических карт для общеобразовательных учреждений"
- "Руководство по созданию учебных настенных политических карт и карт федерального устройства для общеобразовательных учреждений"
- "Руководство по созданию учебных настенных социально-экономических карт для общеобразовательных учреждений"
- "Инструкция по ведению дежурной справочной карты"
- "Методические указания по проверке нормативных документов на соответствие и согласованность системы документов"
- "Положение о ведомственном картографо-геодезическом фонде"
- "Положение о территориальном картографо-геодезическом фонде"
- "Правила регистрации в ФКГФ картографической информации, получаемой с использованием КА оптико-электронного наблюдения."
Практически все предложенное касается совершенствования существующей нормативной базы, что тоже безусловно является очень важной проблемой, о чем мы неоднократно писали, но явно не научной. Напомним, что речь идет о деньгах налогоплательшиков страны на научные исследования в области развития картографии и геодезии в России.
Кроме того, после ознакомления со списком НИР, если он является исчерпывающим, возникает целый ряд концептуальных вопросов:
1. Почему учебные темы попали в план НИР Роскартографии? Разве это не является заботой Минобразования?
2. Почему ни одна из тем НИР даже не упоминает о существовании цифровых технологий работы с пространственными данными и почему все темы касаются картографии в ее традиционном понимании и нет даже намека на существование пространственных баз данных?
3. Почему ни одна из тем не затрагивает анализа реально существующей ситуации на рынке и не предусматривает разработку рекомендаций по развитию отрасли на ближайшую перспективу и оценку роли и места государства в этом процессе?
4. Почему ни одна из тем не касается вопросов создания инфраструктуры пространственных данных, т.е. задачи декларированной Роскартографией как важнейшей на ближайшую перспективу?
5. Почему наиболее развивающиеся современные технологии и их применения остаются незамеченными Роскартографией: трехмерное сканирование, ДДЗ высокого разрешения, обеспечение автомобильной навигации и др.
6.Почему, наконец, при декларированной позиции руководства Роскартографии о необходимости изменения режима гостайны в области пространственных данных не тратится ни копейки для научного, экономического и политического обоснования этой позиции?
Отвечать на вопросы конечно не нам. Но почему так происходит и мы имеем право высказать свою точку зрения: потому, что ведомство превратилось в большую государственную картфабрику, которой дано право определять степень свободы своих конкурентов на рынке. И в такой позиции его абсолютно не интересует какая-либо другая точка зрения. Хозяин - он и есть хозяин. Так что не путайтесь под ногами - не ровен час - раздавит.
Правильно это или нет - судить руководству страны. Наша точка зрения остается неизменной: пока в отрасли не будут работать механизмы демократии, учитывающие мнения ведущих профессионалов страны не только из состава центрального аппарата управления Роскартографии, в разработке стратегии развития отрасли и нормативно-правововом обеспечении ее реализации, никакого ощутимого прогресса в деле обеспечения граждан, хозяйствующих субъектов и властей пространственными данными мы не получим.