Выступление С.Миллера на заседании Госкомиссии по информатизации по вопросу создания Инфраструктуры пространственных данных
Как мы уже сообщали 20 февраля 2004 года состоялось заседание Государственной комиссии по информатизации при Минсвязи России под председательством Д.А.Милованцева, заместителя министра РФ по связи и информатизации. В числе рассмотренных проблем вопрос "О концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации" (см. http://www.gisa.ru/14486.html )
На заседании выступил президент ГИС-Ассоциации С.А. Миллер. Приводим текст его выступления.
Следует отметить крайнюю актуальность рассматриваемой сегодня на заседании Государственной комиссии проблемы. В этом вопросе федеральный центр начинает отставать не только от стран с развитой экономикой, но и даже от ряда субъектов РФ, где в настоящее время активно ведутся аналогичные работы. Однако работа регионов, не будучи скоординированной и поддержанной со стороны Правительства, во-первых, во многом усложняется, а во-вторых, содержит угрозу рождения разнотипных решений, приводить которые к единому знаменателю будет значительно сложнее, чем обеспечить единый подход на начальном этапе.
К сожалению текст концепции и предыдущие выступления несколько усложняют главную суть концепции, которая на самом деле должна служить логичным развитием ФЦП «Электронная России» в направление создания системы общегосударственных информационных ресурсов(ОГИР), позволяющих решить задачу единого информационного пространства страны.
Не усложняя восприятие, кратко идея инфраструктуры пространственных данных заключается в создании:
- системы базовых пространственных данных, по которым организуется государственное дежурство,
- системы баз метаданных, жестко привязанных к базовым пространственным данным,
- системы стандартов и форматов обмена пространственными данными.
-
Так же как в единых реестрах физических и юридических лиц идея Инфраструктуры пространственных данных (ИПД) предлагает выделить общее для любого масштаба территории ядро базовые пространственные данные, к которым в дальнейшем должны быть привязаны абсолютно все пространственные и атрибутивные базы данных, независимо от целепологания, источника финансирования и исполнителя работ.
Революционность идеи заключается в том, что в связи с развитием компьютерных технологий, мы сегодня можем отказаться от картографического изображения модели местности, как единственной формы моделирования территории и перейти к понятию баз пространственных данных. Этого требует технологическое развитие (хранить данные в виде условных образов картинок это уже анохронизм в век СУБД), так и организационные принципы создания ОГИР.
Поясню: основной принцип создания любой карты не менялся с исторических времен и заключался в том, что на ограниченном по размерам твердом носителе (папирус, глиняная табличка, бумага) мы старались изобразить максимально читаемое количество объектов местности. Отсюда родились понятия масштаба, условных обозначений, объектового состава.
Понятие «базовых пространственных данных» предусматривает диаметрально противоположный подход из всего многообразия объектов выделить лишь те главные, к которым можно привязать любую тематическую информацию. В какой-то мере оно сродни всем знакомым с детства контурным картам. Таким образом, карта становится не основным источником информации, а лишь одним, хотя и главным, способом визуализации баз пространственных данных.
Теперь о экономических предпосылках. Здесь все дело в том, что в стране реально изменился механизм финансирования работ по созданию пространственных данных. Если раньше все работы финансировались из бюджета, что хоть и не в полной мере, но все же позволяло их координировать, то теперь основной источник финансирования средства частных лиц и хозяйствующих субъектов. Пропорции здесь таковы:
- затраты частных лиц и хозяйствующих субъектов на постановку на государственный кдастровый учет своей земли и недвижимости - 240 млн $, затраты государства на ведение кадастра 19 млн. $
- затраты частных лиц и хозяйствующих субъектов на инженерные изыскания при строительстве и проектировании 135 млн. $
- затраты государственного бюджета на геодезию и картографию 40 млн $ (Роскартография и Минобороны России)
Т.е. в целом финансирование из частных и государственных источников различается на порядок. И самая большая проблема заключается даже не в межведомственной координации затрат бюджета на создание пространственных данных, о чем справедливо указывал и делал на этом основные акценты, господин Прусаков, а в том, что почти вся громада частных средств, не используется для обновления картографических материалов общего пользования, т.е. государственных топографических карт.
Что касается обновления картографических материалов, то тут существуют лишь две технологии: прямое и дистанционное измерение координат географических объектов. И если раньше для обновления карт масштаба с 1: 10 000 до 1: 1млн мы могли использовать лишь методы дистанционного зондирования с последующим довольно продолжительным этапом дешифрирования, то сегодня цифровые технологии и реализация идеи ИПД могут использовать каждое проведенное измерение для дежурства по БПД.
Для этого нужно лишь четкое закрепление компетенции властных органов различного уровня в области ведения БПД, организации, которым будут делегированы соответствующие полномочия и соответствующая единая методика и организационная схема взаимодействия всех производителей данных с подобными организациями.
Одним из важнейших принципов реализации концепции должна явиться открытость и общая доступность БПД. Иначе сама идея просто не сможет состояться. Это в первую очередь потребует изменения подходов к определению секретности в области пространственных данных. Очевидно, что будет необходимо перейти от принципа запрещения использования точных координат любых географических объектов к принципу пообъектовой защиты. Решение этой проблемы неоправдано затягивается силовыми структурами страны, между тем абсурдность существующих ограничений очевидна и сродни тому, что мы запретим гражданам Российской Федерации пользоваться понятием точного времени и ограничим их точностью его определения в один час. Трудно даже представить, что может случиться со страной в таком случае, какой хаос нас ждет, хотя и потенциальному противнику станет совсем трудно нанести нам свой сокрушаюший удар вовремя.
И еще одно очень важное замечание. Здесь уже задавались вопросы о том, почему в разработке проекта Концепции не участвовали целый ряд заинтересованных ведомств из числа ведущих производителей пространственных данных: Госстрой России, Росземкадастр, Минобороны и МПР России. Причина этого в ведомственных интересах Роскартографии и текущей коньюктуре взаимотношений между ведомствами. Наличие в Роскартографии функции выполнения картографо-геодезических работ неизбежно заставляет ведомство выступать не столько в роли государственного заказчика работ, сколько в роли исполнителя этих работ, что в рыночной ситуации неизбежно приводит к подобным колизиям. Это с одной стороны.
С другой стороны создание Инфраструктуры пространственных данных является очевидно межведомственной и в первую очередь экономической задачей. Я не соглашусь с господином Прусаковым в его оценках экономического эффекта от внедрения ИПД он будет измеряться 20-30% не только в сфере работы с пространственными данными, а в приросте общеэкономических показателей страны в целом. Именно экономические причины побуждают заниматься созданием национальных инфраструктур пространственных данных в развитых зарубежных странах. Единое информационное пространство во многие разы облегчает и ускоряет оценку инвестиционных рисков, позволяет оптимизировать расположение новых производств, торговых точек, точек обслуживания и услуг. Без него немыслимо прогрессивное развитие среднего бизнеса пока добыча достоверной информации об экономической и социальной коньюктуре и инфраструктуре территории будет сродни работе разведчика, никаких значимых темпов роста экономики ждать не приходится.
Поэтому считаю целесообразным головным ведомством по доработке концепции и представлении ее проекта в Правительство РФ назначить Минэкономразвитие России, как наименее ангажированное ведомство, не имеющее прямых исполнительных интересов и ответственное, в первую очередь, за развитие экономики страны в целом.