Анализ развития рынка геоинформатики в России в 2003 г: основные результаты, перспективы и проблемы развития
Миллер С.А., президент ГИС-Ассоциации
Экслюзивные права на публикацию данной статьи принадлежат ГИС-Ассоциации. Любое использование этих материалов требует согласования с ГИС-Ассоциацией
2003 год характеризовался дальнейшим и довольно динамичным ростом. Так по нашим оценкам общие объемы рынка возросли по сравнению с 2002 г на 29% и составили в абсолютных цифрах 566 млн. $, т.е. по темпам роста геоинформационный рынок даже опережает общий рост рынка ИТ (19-25% по разным оценкам).
Общее распределение совокупных общественных затрат показано на рис. 1 , из которого очевидно, что подавляющая доля рынка приходится на производство пространственных данных в процессе постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и инженерные изыскания, связанные с проектированием и строительством.
Опережение темпов роста геоинформационного сектора по отношению к экономике в целом объясняется в основном продолжением в 2003 г. активных работ по госрегистрации прав на недвижимость и землю со стороны крупных хозяйствующих субъектов и естественных монополий.
При этом, что отрадно в долевом отношении продолжилась тенденция увеличения государственного бюджетного финансирования: с 22% в 2002 г. до 29% в 2003 г.(Рис. 2)
Вместе с тем в таких подсекторах как землеустройство, техническая инвентаризация и строительные изыскания, доля частных средств неуклонно растет и достигает 80-90% от всех совокупных источников финансирования.
Еще контрастней стала ситуация по распределению этих объемов работ между государственными, муниципальными и частными предприятиями. Все большую часть работ выполняют негосударственные предприятия. (Рис.3)Они уже почти в 1,2 раза превосходят их по численности (25 тыс. человек).
Таким образом, можно смело констатировать, что отрасль должна переходить на рыночные законы функционирования, чего к великому сожалению не происходит. Не смотря на значительное количество выданных лицензий (геодезическая, картографическая, изыскательская и космическая деятельности), число которых достигло величины более 5000, значительная монополизация рынка со стороны предприятий госсектора еще имеет место. Это в основном объясняется несовершенной структурой государственного управления и совмещения в федеральных ведомствах функций госзаказа, исполнения и контроля за работами.
Если структуры и принципы государственного регулирования рынка практически не претерпели изменений, то технологический прогресс в 2003 г. очевиден. Среди основных его направлений необходимо отметить:
нарастающее развитие средств персональной навигации (GPS, ГЛОНАСС, Galileo);
рождение рынка локализованного сервиса (ПО, сети распространения данных, интернет);
создание в России первых прототипов дифференциальных сетей и старт сервиса дифференциальных поправок;
все более эффективное использование технологий трехмерного лазерного сканирования;
развитие рынка высоко-детальных данных дистанционного зондирования Земли (мультиспектральные цифровые аэрофотокамеры, космические данные);
начавшийся переход к использованию объектно-ориентированных систем хранения пространственных данных в СУБД.
Набирающий темпы технологический прогресс обеспечивает эффективную работу на рынке небольших мобильных коллективов численностью до 10-15 человек (Рис. 4).
Распределение совокупных затрат по реализации крупных геоинформационных проектов по нашим экспертным оценкам (Рис. 5) мало изменилось по отношению к прошлому году. Хотя незначительное увеличение доли накладных расходов не может не беспокоить. Их рост в первую очередь объясняется ростом арендных платежей и ростом платы за пользование материалами Федерального картографо-геодезического фонда. Поскольку последнее является обязательным для лицензированных в области геодезической и картографической деятельности организаций и регулируется только со стороны государства (Роскартографии), это не может не настораживать. Неурегулированность вопросов авторских и имущественных прав на пространственные данные также существенно сдерживает рост рынка.
Рынок пространственных данных
Рынок пространственных данных можно оценить как самый динамичный среди других технологических подсекторов (рынка ПО, оборудования, рабочей силы). Здесь усилились тенденции демонополизации, и на долю коммерческих структур по нашим оценкам приходится до 30 и более %(Рис. 6).
Основным источником пространственных данных являются прямые геодезические измерения (50%) далее следуют картографические материалы (30%), затем данные дистанционного зондирования Земли (20%), причем доля последних неуклонно растет.
Рынок цифровых картографических материалов
По содержанию на рынке превалирует использование тематических карт (54%), далее следуют топографические карты (44%) и пока лишь 2% составляют географические карты (Рис. 7). Эти цифры весьма показательны в отношении слабого массового использования географических карт крупных масштабов. Этот вывод подтверждается соотношением используемых картографических материалов различных масштабов. Так в области картографических материалов преобладает использование масштабов: 1:500 (17%), 1:2000 (18%), 1: 200 000 (13%) и 1:1 000 000 (12%), что свидетельствует о большем интересе в стране к мелкомасштабным картам и планам, служащим, как правило, обоснованием для постановки на кадастровый учет.
Что касается соотношения твердого и цифрового носителя картографической информации, как первичного источника пространственных данных, то здесь ситуация пока очень не развитая. По нашим оценкам лишь до 15% потребителей в состоянии сразу приобрести себе необходимые цифровые карты или пространственные базы данных. Остальные вынуждены прибегать к созданию цифровых данных самостоятельно.
Это связано с крайне низкой степенью развитости рынка цифровых пространственных данных. Здесь практически отсутствует публичная информация по предложениям, цене и качеству данных. Это же подтверждается соотношением используемых форматов при обмене пространственными данными (Рис.8). До сих пор превалирует формат DXF, который не позволяет провести процедуру конвертации корректно с сохранением слоевой организации и атрибутивно-привязанной информации.
Из событий года необходимо отметить анонсирование Госгисцентром продажи цифровых карт масштабов 1:25000 и 1:50 000, предназначенных для открытого использования на ряд субъектов РФ европейской части страны, и решение Роскартографии о «переходе от контроля тиражей рекламной продукции, содержащей картографическую продукцию к передаче неисключительных имущественных прав на конкретную картографическую продукцию предприятиям-изготовителям рекламной продукции на конкретный календарный период (квартал, год)». Последнее, отраженное в решениях январского Нижегородского семинара Роскартографии, осталось мало замеченным широкой общественностью, однако его значение для развития рынка цифровой картографической продукции является кардинальным. По сути, при сохраняющихся авторских правах на картографическую основу и отсутствии нормативных документов государственного ценообразования это будет означать полный произвол предприятий Роскартографии, в чьем ведении сегодня находятся территориальные картографо-геодезические фонды. Сам факт выполнения государственных функций (ведение государственного фонда) коммерческими предприятиями (ФГУП Роскартографии) противозаконен и в настоящее время оспаривается ГИС-Ассоциацией.
Рынок данных дистанционного зондирования
Весьма высокими темпами развивается рынок данных дистанционного зондирования. Причем наиболее динамичен рынок космических данных. Согласно оценкам ведущих американских экспертов, общий объем продаж космических данных ДЗЗ в мире должен вырасти с нынешних 3 миллиардов долларов в 2003 году до 6 миллиардов в 2012. В России, по нашим оценкам, прирост объемов по отношению к прошлому году составил 63%. При этом динамика последних лет выглядит так: 2001 г. 500 тыс. $, 2002 г. 675 тыс. $ , 2003 г. 1070 тыс. $, прогноз на 2004 г. 1700 тыс. $ (Рис. 9).
Здесь следует отметить значительный успех данных IRS, IKONOS и QuickBird в России в 2003 г. Конечно, во многом это объясняется практически полным отсутствием оперативных съемок среднего и высокого разрешения российскими аппаратами, хотя нарастающая конкуренция, как на мировом, так и на российском рынке, также приносит свои плоды (в 2003 г. Россия обзавелась сразу четырьмя новыми официальными поставщиками QuickBird: Совзонд, Гео-Надир, Прайм Груп, Совинформспутник).
Из важнейших событий года необходимо отметить запуски индийского спутника дистанционного зондирования ResourceSat-1 (17 октября) и спутника OrbView 3 американской компании OrbImage с поставкой данных с разрешением 1 м, т.е. реального конкурента проектам IKONOS и QuickBird (26 июня).
Из событий на отечественном рынке, кроме упомянутого значительного расширения количества компаний реализующих зарубежные ДДЗ в России, необходимо отметить создание мобильного автономного комплекса для приема и обработки спутниковой информации ИТЦ «Скан Экс»(28 августа).
Главные ожидания связаны в 2004 г., запуском отечественных спутников ДДЗ Монитор и Ресурс.
Весьма показательной мы прогнозируем ситуацию в 2004 г.: первом году в отечественной истории, когда объем продаж космических данных превысит объемы аэрофотосъемочных работ (Рис. 10).
По рекламной активности в рамках нашей деятельности лидерами среди фирм-продавцов ДДЗ являются (рейтинг в порядке убывания):
1. ДАТА+; 2. Скан Экс; 3. Гео-Надир; 4. Прайм Груп; 5. Совинформспутник; 6. Гео Спектрум; 7. Совзонд.
Рынок аппаратного обеспечения
Он складывается из рынка оборудования для точного определения геодезических координат, рынка навигационного оборудования и средств специализированной компьютерной периферии ввода-вывода пространственных данных.
На рынке высокоточного геодезического оборудования средние темпы роста в 2003 г. по отношению к 2002 г. 35-40%, причем победу празднуют приборы спутникового позиционирования(Рис. 11). Не смотря на значительный рост продаж безотражательных тахеометров, объем продаж геодезических GPS-приемников в абсолютных цифрах, по нашим оценкам, уже более чем в 2 раза превышает объем продаж современной теодолитной техники (28 и 12 млн. $ соответственно в 2003 г.)
Среди продавцов геодезических спутниковых приемников все большую долю российского рынка завоевывает техника Trimble (Рис. 12). Среди поставщиков электронных тахеометров ситуация более ровная: и хотя техника Trimble также лидирует, однако отрывы от основных конкурентов Nikon, Topcon и Leica не столь значительные. Радует динамика 2003 г. нашего отечественного поставщика УОМЗ (Рис. 13).
Трехмерное лазерное сканирование
В 2003 г., пожалуй, впервые есть смысл подводить какие-либо итоги в области трехмерного лазерного сканирования. В 2003 г. в России впервые продано 11 сканеров (3 - Йена Инструмент, 3 Геостройизыскания, 5 Геокосмос) и оказано услуг по проведению работ с использованием этой технологии на 3,5 млн $. Прогноз на 2004 г. до 20 приборов и до 7 млн $ услуг.
Основными игроками на рынке продаж геодезического оборудования выступают российские компании и зарубежные представительства, которые по рекламно-маркетинговой активности в рамках деятельности ГИС-Ассоциации в 2003 г. имеют следующий рейтинг (в порядке убывания):
1. Геокосмос; 2. Навгеоком; 3. Topcon; 4. Йена Инструмент; 5. Г.Ф.К.; 6. Геокад плюс; 7. Thales Navigation; 8. Геостройизыскания; 9. Геотехсервис-2000; 10. Прин; 11. УОМЗ; 12. Триада плюс (Казань); 13. GPS Com.
Навигационное оборудование
Провести оценки объемов продаж навигационного оборудования весьма сложно. Наши оценки дают цифры около 5,25 млн. $ по Российскому рынку непрофессионального спутникового навигационного оборудования при лидирующей роли приемников производства компании Garmin (около 75-85 % от общих продаж) и при 40-50 % росте по отношению к 2002 г.
Безусловно, рынок непрофессионального спутникового оборудования существенно сдерживается существующими ограничениями в точности позиционирования (30м.) и отсутствием рынка навигационных картографических материалов и баз данных. В 2003 году из положительных явлений следует отметить отмену необходимости получения разрешений на торговлю GPS-приемниками, которая, к сожалению, не решила главной проблемы секретности. В итоге получается довольно глупая ситуация когда продавцы вынуждены формально загрублять приемники (иначе их не сертифицируют), а пользователи разгрублять, чтобы пользоваться картами и обмениваться данными.
Рынок программного обеспечения
По оценкам ведущих продавцов программного обеспечения (ПО) по обработке пространственных данных 2003 г. дает средние цифры прироста в 25-30%. При этом программное обеспечение по первичной обработке геодезических измерений в прошлом году продавалось наиболее хорошо.
Очередной подсчет распределения долей рынка за различным ПО, выполненный в конце 2003 г. не принес каких-либо революционных изменений (Рис. 14). Уверенно себя чувствуют продукты ESRI и MapInfo, несколько снизились темпы продаж у Autodesk, наращивают свои позиции отечественные производители (ЮРКЦ «Земля», Easy Trace Groupe, ЦСИ «Интегро»)
По рекламно-маркетинговой активности в рамках деятельности ГИС-Ассоциации рейтинг продавцов (и производителей) ПО выглядит так:
1. ESRI; 2. ДАТА+; 3. ЭСТИ МЭП; 4. Геокад; 5. Ракурс; 6. Автограф; 7. РПК; 8. ЦГИ ИГ РАН; 9. Политерм; 10. Интегро; 11. ЮРКЦ; 12. Поток; 13. Bentley; 14. Easy-Trace; 15. Кредо-Диалог; 16. Intergraph; 17. Панорама, и др.
Рынок профессиональной рабочей силы
В обзоре 2003 г. мы впервые выделяем его в отдельную категорию, т. к. у нас появился весьма эффективный инструмент оценки его потенциала и структурирования. В течение всего 2003 г. на сайте ГИС-Ассоциации работала биржа труда, опубликовавшая более 100 объявлений о трудоустройстве.
Анализ публикаций дает возможность определить как наиболее востребованную в 2003 г. специальность полевого инженера-геодезиста (Рис. 15). При этом количество предложений на одну предлагаемую фирмами вакансию составляет в среднем 2-3 человека на место (Рис. 16).
Средняя заработная плата по предложениям фирм составляет около 350 $.
Региональные рынки и крупные корпоративные проекты
Оценка региональных рынков из-за отсутствия информации крайне затруднена. Кроме общих понятных выводов о неравномерности их развития и прямой их связи с общей величиной хозяйственной активности пока сделать сложно. Однако хотелось бы отметить ряд регионов и городов, где успешно реализуются комплексные ГИС-проекты. Приносим свои извинения, т.к. написать хотя бы пару строк про каждого упомянутого ниже надо, но нет возможности. Информация о региональных и корпоративных проектах размещена у нас на сайте.
Из проектов на уровне субъектов РФ в 2003 г. необходимо отметить работы выполненные в:
Красноярском крае;
Калужской области;
Республике Коми;
Воронежской области;
Нижегородской области;
Москве.
На уровне городского управления:
Череповец;
Уфа;
Кемерово;
Чебоксары;
Волгоград;
Сургут;
Новый Уренгой.
Среди крупнейших корпоративных проектов лидеры 2003 г.:
ОАО «Сургутнефтегаз»;
ОАО «Татнефть»;
ОАО «Гипротюменнефтегаз»;
ФГУП "Запсиблеспроект";
ДАО "Оргэнергогаз"
- ОАО "Газпром",
- ФСК РАО ЕЭС.
Основные проблемы развития рынка
Не имея возможности детального рассмотрения всех причин, сдерживающих развитие рынка, отметим две главные: отсутствие рынка цифровых пространственных данных и механизма качественного (адекватного рыночной экономике) совершенствования законодательной, нормативной и правовой базы.
По-прежнему, поиск каких-либо качественных пространственных данных задача почти не разрешимая. Легче все сделать заново. Это связано с отсутствием метаданных, отсутствием обновления государственных топографических карт и жесткой государственной политикой в области имущественных и авторских прав на государственную картографическую основу. Кроме того, продолжает мешать развитию действующая секретность.
Остро назрели проблемы Федерального картографо-геодезического фонда (обязательность использования, плата, авторские и имущественные права третьих лиц).
Официальные государственные цифровые топографические карты можно приобрести только в предприятиях Роскартографии (система ГИС-центров), вместе с тем до сих пор на сайтах госгисцентров вы не найдете конкретной номенклатуры, объектового состава, формата данных и самого главного показателей оценки качества и цены. Роскартография на бюджетное финансирование предпринимает попытку создания базы метаданных, которая, даже будучи созданной, наверняка будет использоваться в первую очередь в коммерческих целях ее ФГУПами.
Государственное управление и государственный бизнес неразрывно слились в мировоззрении руководства Роскартографии. Вместо того чтобы четко разграничить эти понятия, как того требуют программные выступления Президента РФ, Стратегический план действий Правительства РФ, делается максимум возможного, чтобы заморозить организацию работы отрасли на уровне советских, социалистических решений с небольшим послаблением в виде «кооперативов». Правда, главными «кооператорами» выступают ФГУПы Роскартографии, совершенно неправомочно наделенные функциями ведения территориальных фондов и распоряжения государственной собственностью в них хранящейся. Получается так, что ФГУПы Роскартографии имеют некоторый гарантированный объем работы в виде госзаказа и в настоящее время уже больший объем в виде договорных работ, при этом они контролируют фонды и через обращения в фонды реально имеют информацию о деятельности своих конкурентов из числа частных предприятий. Ведение фондов является государственной функцией и не может быть поручено коммерческим предприятиям.
Сам факт сохранения авторских прав на государственные топографические карты настолько абсурден, что даже неловко говорить о том, что жестко нормированный многочисленными инструкциями процесс создания государственной топографической карты никак не может быть причислен к творчеству. Очевидно, что чем меньше творчества, тем лучше государственная карта. В связи с этим наличие авторских прав на картоснову еще более осложняет ситуацию с ее доступностью. В то же время для развития рынка необходимо соблюдение принципа максимальной доступности и дешевизны картографических основ. Только его соблюдение может реально обеспечить приоритет государственной карты в качестве пространственной основы любого информационного проекта. Вся топографо-геодезическая основа уже оплачена налогоплательщиком и должна быть доступна гражданам и хозяйствующим субъектам РФ по цене тиражирования.
Требует коренного пересмотра подход к обновлению базовых картматериалов. В связи с переходом на цифровые технологии измерений и дежурства становится реальным ведения дежурства не по картоснове, а по специально разработанной базе пространственных объектов. Причем технологически сегодня доступно вести это дежурство с разно достоверными и разно точностными измерениями. Необходима лишь методическая и организационная проработка этих вопросов. При грамотно выстроенной технологии обновление цифровых данных всех масштабов можно вести с помощью генерализации не прибегая к затратам бюджета на площадные работы.
Более того, в настоящее время, по нашей оценке, пространственные данные создаются в рамках деятельности под руководством:
Роскартографии (общий объем работ, выполненный в 2003 г. 40 млн. дол., из всех источников финансирования);
части деятельности Росземкадастра, связанной с учетом земельных участков и землеустройством (141 млн. дол.);
части деятельности Госстроя России (вопросы градостроительства, территориального развития, технического учета зданий и сооружений, инженерно-геодезические изыскания при строительстве и проектировании 130 млн. дол.). Таким образом, основная часть пространственных данных создается именно в сфере учета земли и недвижимости, но из-за межведомственной разобщенности практически не используется для обновления базовых пространственных данных (картографических материалов).
Из этого следует, что назрела необходимость объединения в одном федеральном ведомстве всех структур, определяющих создание базовых пространственных данных в России данных, на основании которых можно создавать любую тематическую информацию.
Подвешенными в стране остаются вопросы ведения единого адресного реестра. Почему-то в области географических наименований ни у кого не возникает сомнения в необходимости жесткого государственного регулирования и контроля, а единство адресного пространства полностью отдано на откуп местному самоуправлению даже без методической роли государства.
Главной причиной, сдерживающий прогресс в отрасли остается отсутствие механизма качественного совершенствования законодательной, нормативной и правовой документации. Сегодня в стране более 5000 организаций, получивших лицензии на геодезическую и картографическую деятельность, в которых работает не менее 20 тыс. специалистов. В этих организациях работают, как правило, наиболее активные и инициативные специалисты. Вместе с тем стратегия развития отрасли определяется по старой схеме нормотворчества: этим занимается очень ограниченный круг специалистов центрального аппарата Роскартографии в лучшем случае с помощью своих головных предприятий. Т.е. большая часть профессионалов наиболее активная и передовая в технологическом и организационном плане выключена из процесса нормотворчества и определения стратегии развития отрасли. ГИС-Ассоциация не однократно обращалась к руководству Роскартографии с предложением совместными усилиями разработать действенные механизмы участия профессионалов негосударственных предприятий в управлении развития отрасли и, если при А.А. Дражнюке такой диалог хотя бы имел место (правда без каких-либо конкретных результатов), то при А.В. Бородко наши призывы просто игнорируются. И это, не смотря на введенный в действие закон «О техническом регулировании», проводимую административную реформу и пропагандируемую руководством страны идею передаче саморегулируемым организациям избыточных государственных функций.
Перспективы 2004 года
Продолжение реформ в сфере ведения кадастров. В 2004 г., согласно планам Правительства должен быть принят новый закон о едином государственном кадастре объектов недвижимости. Дебаты, которые сейчас ведутся под руководством Минэкономразвития России потихоньку выходят на некоторый промежуточный финиш, суть которого, в том, что определена основная цель этого кадастра (государственная защита прав собственности) и, исходя из этого в области пространственных характеристик, задача идентификации объекта и прав пользования. Пока правительство придерживается жесткой позиции, что государственный кадастр должны вести государственные учреждения.
С учетом передачи земельного и имущественного налогов на уровень местного самоуправления следует прогнозировать интерес в первую очередь городских властей к комплексным территориальным кадастрам (неким аналогам градостроительного кадастра), позволяющим осуществлять оперативную оценку недвижимости и применять гибкие схемы налогообложения направленные на развитие территорий.
Эти два процесса будут проходить на фоне революционной перестройки системы БТИ в стране. Существующие организации БТИ, скорее всего на первом этапе разделятся на два крупных класса: в одном останется лишь государственный учет, а второй, в ранге коммерческих предприятий займется инвентаризацией, т.е. формированием и описанием объектов недвижимости. Далее, скорее всего уже в 2005 г. государственный учет земли и сооружений будет объединен. Последствия этой модернизации для рынка могут быть решающими значительно возрастет конкуренция на рынке работ по подготовке данных для постановки на государственный кадастровый учет (к существующим частным землеустроительным организациям добавится почти столько же из числа модернизируемых БТИ). С одной стороны это должно неизбежно сказаться на цене этих работ для потребителя в сторону снижения, с другой стороны, это должно привести к увеличению емкости рынка геодезического и спутникового измерительного оборудования в низшей и средней ценовой группах.
Довольно жесткая позиция Росземкадастра и Минэкономразвития России по необходимости организации контроля на рынке работ по формированию объектов недвижимости через деятельность саморегулируемых организаций (СРО), скорее всего уже к концу 2004 г. даст возможность приступить им к работе (Законопроект о СРО уже прошел первое слушание в Госдуме РФ). По замыслу инициаторов они должны будут предоставить потребителю дополнительные гарантии качества работ (через механизмы страхования деятельности и создания в СРО специальных компенсационных фондов)
Создание СРО, введение в действие закона «О техническом регулировании» будет знаменовать новый этап развития рынка - этап, когда профессионалы из числа частных предприятий будут почти в равной степени ответственны за формирование правового и нормативного пространства и, соответственно, за создание условия для развития рынка.
В момент написания обзора трудно предугадать результаты административной реформы. ГИС-Ассоциация неоднократно выступала за объединение в одном ведомстве Росземкадастра, Роскартографии и той части Госстроя России, которая курирует вопросы государственного технического учета зданий и сооружений и градостроительного кадастра. Если это произойдет, то решения огромной массы вопросов существенно облегчится.
Очевидно, что с большой долей вероятности, можно прогнозировать развитие рынка инженерных изысканий при проектировании и строительстве. Это особенно очевидно после целого ряда техногенных катастроф разряда обрушения кровли Трансвальпарка в Москве.
В области градостроительства мы прогнозируем нарастающий спрос на цифровые технологии обновления генпланов городов. Причем все с большей степенью заказчик этих работ требует не только новый проект генплана, но и оперяющие его действия по разработке правил землепользования и застройки, проектов планировки, межевания, градостроительные паспорта и разграничение городской земли по формам собственности. При этом венец этих запросов - поставка технологии градостроительного мониторинга.
Существенный рост прогнозируется нами, не смотря на неопределенность правового поля, в области навигации. Особо перспективным выгдядит рынок автомобильной навигации. Пока здесь спрос сдерживается, кроме правовых причин, отсутствием цифровых картографических материалов и баз данных. Однако технологические решения по введению системных поправок загрубления в GPS-приемник и картографические материалы вроде позволяют сделать этот рынок более массовым.
Одной из наиболее важных концептуальных задач геоинформационного сообщества России в ближайшие годы будет задача построения национальной инфраструктуры пространственных данных.
Не усложняя восприятие, кратко идея инфраструктуры пространственных данных заключается в создании:
системы базовых пространственных данных, по которым организуется государственное дежурство;
системы баз метаданных, жестко привязанных к базовым пространственным данным;
системы стандартов и форматов обмена пространственными данными.
Так же как в единых реестрах физических и юридических лиц идея Инфраструктуры пространственных данных (ИПД) предлагает выделить общее для любого масштаба территории ядро базовые пространственные данные, к которым в дальнейшем должны быть привязаны абсолютно все пространственные и атрибутивные базы данных, независимо от целепологания, источника финансирования и исполнителя работ.
Революционность идеи заключается в том, что в связи с развитием компьютерных технологий, мы сегодня можем отказаться от картографического изображения модели местности, как единственной формы моделирования территории и перейти к понятию баз пространственных данных. Этого требует технологическое развитие (хранить данные в виде условных образов картинок это уже анахронизм в век СУБД), так и организационные принципы создания ОГИР (общегосударственные информационные ресурсы).
Основной принцип создания любой карты не менялся с исторических времен и заключался в том, что на ограниченном по размерам твердом носителе (папирус, глиняная табличка, бумага) необходимо было изобразить максимально читаемое количество объектов местности. Отсюда родились понятия масштаба, условных обозначений, объектового состава.
Понятие «базовых пространственных данных» предусматривает диаметрально противоположный подход из всего многообразия объектов выделить лишь те главные, к которым можно привязать любую тематическую информацию. В какой-то мере оно сродни всем знакомым с детства контурным картам. Таким образом, карта становится не основным источником информации, а лишь одним, хотя и главным, способом визуализации баз пространственных данных.
Одним из главных следствий являются принципы открытости и широкой доступности базовых пространственных данных, что потребует неизбежного пересмотра конструкций формирования гостайны в области пространственных данных. Очевидно, что придется раскрыть координатное пространство страны и перейти к пообъектовой защите.
Основные принципы создания ИПД должны быть сформулированы в виде соответствующей концепции и согласно решению Государственной комиссии по информатизации при Минсвязи России (20 февраля 2004 г.) доложены в 2004 г. на заседании Правительства РФ.
Невозможно в кратком обзоре охватить все темы, связанные с развитием рынка геоинформатики. Многое осталось даже без упоминания. Но и перечисленных фактов достаточно, чтобы уверенно прогнозировать рост рынка в 2004 г. Если, конечно нам не испортят картину макрополитические и макроэкономические факторы, то наш прогноз - увеличение интегральных темпов роста в 2004 г. до 35% (29% в 2003 г.)