Ю.В. Сидоров Фонды информации МПР России в Единой информационно-аналитической системе природопользования и охраны окружающей среды
Ю.В. Сидоров (Управление информатики и информационных ресурсов МПР России)
В 2003 г. исполнилось 65 лет геологическим фондам, созданным, как указано в Постановлении Совнаркома СССР, «в целях объединения и целесообразного использования результатов работ всех ведомств и организаций СССР и союзных республик в области поисков, разведки и изучения месторождений полезных ископаемых, а также промышленного использования минерально-сырьевых ресурсов». Сейчас эту деятельность называют более кратко «государственное геологическое информационное обеспечение изучения недр и недропользования». В состав геологических фондов входят 75 территориальных организаций в субъектах Российской Федерации и федеральное государственное научно-производственное предприятие «Российский федеральный геологический фонд» (Росгеолфонд), являющееся преемником Всесоюзного геологического фонда (ВГФ). Росгеолфонд занимает в этой службе ключевое место системообразующей организации.
По материалам журнала «Минеральные ресурсы
России. Экономика и управление». 2003. № 5 6
Отмечая 65-летие создания Росгеолфонда, нельзя не подчеркнуть его исключительную роль всероссийского значения в накоплении, обработке, хранении и использовании геологической информации. Уникальность существующей в Росгеолфонде информации о состоянии и прогнозах использования ресурсов недр также заключается в наличии большого пласта информации это многочисленные геологические отчеты, карты, составляющие архив развития геологической службы России и СССР.
Согласно Положению об Архивном фонде Российской Федерации материалы, сосредоточенные в геологических фондах, отнесены к государственной части Архивного фонда Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации» Росгеолфонд отнесен к федеральным органам научно-технической информации, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования информационных фондов, баз и банков данных по геологии и минеральным ресурсам.
С 1940 г. при геологических организациях были образованы территориальные геологические фонды (28). Создание единой системы геологических фондов позволило аккумулировать рассредоточенные по многим организациям неопубликованные геологические материалы и наладить их использование для рациональной организации работ по геологическому изучению недр, добыче полезных ископаемых, а также для научных целей. В дальнейшем на базе единой системы геологических фондов были организованы сбор и обработка форм государственной и ведомственной статистической отчетности.
Росгеолфонд положил начало формированию системы территориальных фондов геологической информации, которые и составили в настоящее время организационное ядро формирующейся Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды (ЕИСП).
В МПР России, его территориальных органах и подведомственных организациях накоплены огромные массивы геологической информации в цифровом и аналоговом видах.
Система геологических фондов, сложившаяся за последние 65 лет и обеспечивающая сбор, хранение и представление пользователям геологической информации на традиционных (бумажных) носителях информации, до 2003 г. была представлена ФГУ НПП «Росгеолфонд» и территориальными фондами геологической информации. Актуально поэтапное решение известной проблемы перевода информации на электронные носители.
Значительную часть информационных ресурсов ЕИСП составляют геологические информационные ресурсы. В соответствии с федеральными законами «О недрах», «Об охране окружающей среды», «Об информации, информатизации и защите информации», Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации МПР России в части государственного геологического информационного обеспечения осуществляет формирование и ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного учета и государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых. Информационное обеспечение недропользования включает подготовку балансов полезных ископаемых, ведение кадастра геологической изученности, учет результатов геолого-разведочных работ и выданных лицензий на право пользования недрами. Информационно-аналитическое обеспечение субъектов недропользования предназначено для подготовки материалов для программ и государственных докладов по субъектам и в целом по Российской Федерации, создания тематических геологических информационных систем.
Система цифровой информации представлена в Государственном банке цифровой геологической информации (ГБЦГИ), за десять лет функционирования которого накоплено свыше 650 наименований информационных ресурсов, включающих более 112 млн записей объемом более 31 Тб.
В рамках ГБЦГИ была сформирована ведомственная система дистанционного зондирования Земли из космоса МПР России в составе станций приема спутниковой информации и центрального ведомственного архива цифровых космических данных, функционирование которой требует поддержания и развития. Организации министерства используют в работе данные космической съемки, принимаемые станциями приема МПР России. В 2003 г. выполнено свыше 550 заказов на проведение космической съемки.
В настоящее время в системе ГБЦГИ представлены информационные ресурсы по цифровой топографической основе на территорию Российской Федерации в масштабах 1: 8 000 000, 1:4 000 000, 1:2 500 000, 1:1 000 000 и на часть территории в масштабе 1:200 000.
Ресурсы хранятся в форматах ARC/INFO, Shape-файлах ArcView и промежуточном формате Е00 в распределенной среде на серверах пространственных данных ArcSDE и в библиотеках цифровых карт ArcInfo для оперативного доступа, а также как «сшитые» цифровые модели (ЦМ) на отдельные территории и ЦМ на номенклатурные листы стандартной разграфки масштабов 1:1 000 000 и 200 000 и др. для обслуживания пользователей банка. К настоящему времени проводится копирование цифровой топографической информации (выполнено на 80%) в Центральный банк информации МПР России (РФИ МПР России) для последующего обеспечения территориальных органов МПР России и фондов необходимой информацией для работы на единой топографической основе.
В настоящее время в хранилищах Росгеолфонда хранятся более 500 тыс. геологических отчетов, содержащих результаты работ сотен и сотен тысяч геологов по любому региону России и стран СНГ, 300 тыс. учетных материалов по изученности территории, около 1 млн паспортов буровых скважин на воду, более 50 тыс. изданных карт геологического содержания, других материалов общим числом более 3 млн учетных единиц хранения. Еще больший объем информации по территориям субъектов РФ рассредоточен в хранилищах территориальных фондов информации. Созданные документальные информационные ресурсы являются по существу национальным достоянием России.
По материалам журнала «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление». 2003. № 5 6
С точки зрения современных информационных технологий существующая структура распределения геологических информационных ресурсов требует модернизации по ряду причин:
хранящиеся в цифровом виде отчеты, атласы, карты, архивы, документы представлены в различных форматах и на различных магнитных носителях;
базы и банки данных не увязаны между собой через систему классификаторов;
нет возможности прямого доступа к хранящейся информации из аппарата Геологической службы МПР и ее территориальных органов;
информационные ресурсы ГБЦГИ слабо структурированы, что затрудняет их использование для аналитических целей и не отвечает современным представлениям ни с точки зрения технологий, ни с точки зрения оперативности доступа к информационным ресурсам.
В предстоящий период необходимо выполнение комплекса мероприятий по созданию эффективно действующей единой геологической информационно-аналитической системы, являющейся неотъемлемой составной частью ЕИСП.
Структура программно-технологического комплекса должна обеспечивать процессы поиска и отбора информации по заданным критериям для осуществления ее всестороннего анализа. Для реализации данных возможностей должны быть активизированы составление и обновление государственных геологических карт требуемых масштабов, осуществление мониторинга данных о состоянии недр на единой топографической и геологической основах, оценка перспектив расширения минерально-сырьевой базы страны и ее регионов.
В процессе реформирования системы управления природными ресурсами Российской Федерации произошла интеграция разнородных отраслевых систем геологической, лесной, водной и экологической. Дополнительно была создана Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности. В рамках каждого из ведомств, вошедших в состав МПР России, реализовывался свой подход к информатизации их сфер деятельности, что привело к различиям в уровнях развития информационных систем и степени их использования.
В целях создания ЕИСП разрабатывается и строится вертикально интегрированная информационная инфрастуктура МПР России: территориальные фонды информации по федеральным округам и субъектам Российской Федерации инфотеки по государственным службам МПР России Российский фонд информации Ситуационный центр МПР России.
В соответствии с приказом МПР России от 11 февраля 2003 г. № 95 «О создании территориальных фондов информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России» на базе ФГУ «Территориальные фонды геологической информации МПР России» создано 56 ФГУ «Территориальные фонды информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России», охватывающих 74 субъекта Российской Федерации и семь федеральных округов, в перспективе сеть территориальных фондов информации (ТФИ) должна охватывать все субъекты РФ.
Цель создания ТФИ по природным ресурсам и охране окружающей среды: обеспечение проведения государственной информационной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, формирование единого информационного пространства, создание территориально-распределенного банка данных природно-ресурсного и природоохранного назначения на территории округа и субъекта Российской Федерации.
При этом ТФИ по федеральным округам должны выполнять роль координирующего центра для находящихся на территории округа ТФИ по субъектам РФ, а также обеспечивать взаимодействие с департаментами государственного контроля в федеральных округах.
Следует отметить недопустимость создания конфликтных ситуаций между ТФИ и территориальными органами МПР России. Эти искусственные внутриведомственные противоречия между делающими общее дело органами и учреждениями, носящие в основном личный, амбициозный характер, будут внимательно рассматриваться в МПР России и безжалостно пресекаться, а виновные в их раздувании строго наказываться.
Основным направлением действий по созданию ЕИСП является интеграция информационных ресурсов в рамках разрабатываемой под руководством Минсвязи России и Минэкономразвития России единой федеральной архитектуры информационных ресурсов, развития существующих и формирования новых банков и баз данных на всех уровнях управления. Создание ЕИСП предполагает развитие единой информационной транспортной инфраструктуры для обмена данными на базе корпоративной телекоммуникационной системы, охватывающей все территориальные органы управления и фонды информации министерства во всех регионах России и информационный обмен с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти на основе применения современных информационных технологий.
Сформирована аппаратно-программная и ресурсная база первой очереди Ситуационного центра вершины информационной пирамиды МПР России, развитие которого позволит обеспечить информационное взаимодействие министерства с аналогичными центрами Правительства Российской Федерации, Федерального собрания РФ, администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти (МЧС России, Росгидромет, Минатом России, Минэнерго России, Минздрав России, Госкомрыболовство России и др.) в соответствии с подлежащими в ближайшее время согласованию едиными стандартами и регламентами взаимодействия.
Критически оценивая работу всех информационных звеньев МПР России, не могу не покритиковать пассивную роль территориальных фондов информации в выполнении приказа МПР России от 31 октября 2003 г. № 979 «О временном регламенте предоставления информации в Ситуационный центр МПР России». Официально поступающая в Ситуационный центр информация от дежурных государственных служб о событиях в области природопользования и окружающей среды зачастую не всегда в полной мере отражает эти события, в то время как средства массовой информации трубят об имевших место происшествиях и нарушениях. Четкое неукоснительное соблюдение регламентов взаимодействия одна из приоритетных задач ТФИ.
Важным направлением в информационном обеспечении МПР России является развитие Интернет-ресурсов. Поддерживается и развивается официальный Интернет-сайт МПР России, позволяющий обеспечивать федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждан официальной информацией о деятельности МПР России. В 2003 г. зарегистрировано свыше 3 млн обращений к комплексу ресурсов сайта министерства.
В докладе Департамента правительственной информации аппарата Правительства РФ, посвященном реализации Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», МПР России отмечено в составе шести ведомств, перечень сведений о которых полностью соответствует требованиям данного Постановления.
Росгеолфонд, совместно с территориальными фондами, формирует государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, осуществляет подготовку и издание Государственного баланса запасов полезных ископаемых, учитывает геологическую изученность территории России, подготавливает по заданиям МПР России материалы о состоянии минерально-сырьевой базы и недропользования, разрабатывает и внедряет методологию учета запасов и месторождений полезных ископаемых. Результаты своих работ Росгеолфонд и территориальные фонды представляют в соответствующие федеральные и территориальные органы исполнительной власти, МПР России и его территориальные органы, осуществляют систематическое информационное обслуживание геологических организаций, недропользователей, научных и учебных заведений.
По материалам журнала «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление». 2003. № 5 6
Характеризуя информационную деятельность МПР России, следует отметить важность подготовки кадров, обучения специалистов работе с современными информационными технологиями. К примеру, за 2002 2003 гг. ГИС-центром ВСЕГЕИ подготовлено более 200 специалистов для работы с цифровыми картографическими системами. Управлением информатики, информационных ресурсов и технологий было организовано обучение дешифрированию космических снимков (обучены 40 специалистов). Эта работа должна быть усилена.
Благодаря налаженному взаимодействию с Минсвязи России в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 2010 годы)» в 2004 г. будет заложена и реализована основа создания ЕИСП телекоммуникационное объединение комплексов зданий центрального аппарата МПР России и департаментов государственного контроля МПР России в федеральных округах ВОЛС, а в 2004 г. создание и объединение сегментов корпоративной сети в 115 территориальных органах МПР России, формирование «горячей» телефонной линии, которая обеспечит органы государственной власти, физических и юридических лиц оперативной информацией о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
Другим важным направлением является обеспечение современными средствами вычислительной техники территориальных органов управления и подведомственных организаций, в первую очередь фондов информации.
Приоритетными направлениями Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 2010 годы)» являются организация инфраструктуры межведомственного взаимодействия, построение единой государственной защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры.
В декабре 2003 г. Минсвязи России должно представить в Правительство РФ проект концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти. В этом документе будут заложены основы единой государственной политики в области использования информационных технологий. МПР России направило свои предложения по данному вопросу.
В рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 2010 годы)» планируется создание совета по региональной информатизации, в который войдут губернаторы и вице-губернаторы, а также заместители полпредов Президента РФ в федеральных округах, курирующие вопросы информатизации.
Отчеты территориальных фондов информации и работа по ликвидации ТФИ остатков на счетах учреждений показали многочисленные проблемы, возникающие при их функционировании:
невозможность полноценного целевого финансирования работ негеологического профиля (водного, лесного, охраны окружающей среды) в связи с отсутствием единой статьи федерального бюджета по информационному обеспечению природопользования и охраны окружающей среды;
недостаточная обеспеченность рабочими площадями и оборудованием, а также потребность в капитальном ремонте и расширении хранилищ информации;
нехватка квалифицированных кадров, связанная с низким уровнем оплаты труда и ограниченными возможностями подбора персонала;
неотработанность системы информационного взаимодействия с территориальными органами МПР России и другими органами государственного управления на территориальном уровне.
В целях обеспечения реализации дополнительных функций ТФИ министерство обратилось в Минфин России о выделении отдельного бюджетного подраздела. Министерство финансов РФ рассмотрело предложение Министерства природных ресурсов РФ о включении в Бюджетную классификацию Российской Федерации новой целевой статьи расходов 366 «Государственный учет и мониторинг состояния природных ресурсов и окружающей среды» в связи со структурными изменениями в системе МПР России и считает целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в Бюджетную классификацию Российской Федерации после проведения административной реформы.
В целом задачи на ближайшую перспективу в сфере формирования и развития информационных ресурсов и технологий в системе МПР России можно сформулировать таким образом:
обеспечение органов государственной власти Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органов государственной власти субъектов РФ, территориальных органов МПР России, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды;
подготовка нормативно-правовой и методической базы создания ЕИСП, обеспечение регламентов взаимодействия фондов информации с территориальными органами управления, инфотеками, Ситуационным центром МПР России и Российским фондом информации в рамках формирования ЕИСП; включение информационных ресурсов инфотек государственных служб и ТФИ в состав ЕИСП на единой нормативно-методической, технологической и телекоммуникационной основе;
развитие РФИ, инфотек, ЦБИ, фондов информации по природным ресурсам и охране окружающей среды на федеральном, окружном и территориальном уровнях, внедрение в деятельность фондов современных информационных технологий, средств дистанционного зондирования Земли, единой цифровой топографической основы;
создание общедоступных информационных ресурсов Ситуационного центра с федеральными министерствами и ведомствами по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
совершенствование Интернет-сайта МПР России, развитие Интернет-ресурсов территориальных фондов информации, обеспечение гражданам и юридическим лицам доступа к информации в области природопользования и охраны окружающей среды;
обеспечение средствами вычислительной техники и лицензионными программными продуктами структурных подразделений и территориальных органов МПР России, территориальных фондов информации;
формирование системы обучения работе с современными программно-информационными средствами, включая ГИС-технологии, обработку космических снимков и др.;
обеспечение информационной безопасности и совместимости информационно-аналитических систем как внутри МПР России, так и на межведомственном и территориальном уровнях.