Мнение Алексея Серова, заместителя директора ГУ "ТФИ РК" по проблемам развития рынка пространственных данных в РФ
Мнение Алексея Серова, заместителя директора ГУ "ТФИ РК" (г. Сыктывкар), публикуется в рамках дискуссии "Проблемы развития рынка пространственных данных в Российской Федерации" Подробно см. http://www.gisa.ru/spatial_data.html
1. В чем, по вашему мнению, заключается основная проблема развития рынка пространственных данных в России?
Основная проблема в том, что в даном секторе фактически отсутствуют рыночные отношения.
Во-первых, существуют государственные (управляемые Роскартографией) предприятия-фондодержатели, имеющие изначально более выгодные условия для ведения бизнеса, по сравнению с прочими (коммерческими предприятиями). В руках одного ведомства сосредоточено и производство картматериалов и обеспечение доступа к этим картматериалам, в т.ч. для посторонних, не ведомственных пользователей.
Во-вторых, за государством, в лице ведомства (Роскартографии) установлено право "интеллектуальной собственности" на наиболее востребованную часть картографической продукции - топографические карты. При этом, учитывая, что все прочие картматериалы, включая землеустроительные, лесоустроительные и т.п. основаны в той или иной мере на топографических картах, получается, что значительная доля "интеллекта" Роскартографии присутствует во всех доступных на рынке картографических материалах.
В третьих, это ни чем не оправданные режимные ограничения накладываемые на подробные, и, следовательно, наиболее востребованные картографические материалы. Предприятиям малого и среднего бизнеса, на которых, как известно и должна держаться рыночная экономика, чрезвычайно сложно содержать спецчасти, спецпомещения и спецработников, и тратить средства на спецобследования и спецоборудование, которое никак не участвует в процессе производства.
Замечание. Надо сказать, что сложившееся монопольное положение Роскартографии невыгодно прежде всего предприятиям Роскартографии, т.к существенно снижает востребованность ее продукции. Причем, сотрудники предприятий это отлично понимают, они уже давно готовы работать в рамках рыночной экономики. Причина сложившейся ситуации - чисто бюрократическая, следствие стереотипа мышления руководства, сложившегося в эпоху социалистической экономики. Надеемся, что последние преобразования в правительстве смогут частично разрешить проблемы.
2. Какими каналами получения пространственных данных Вы пользуетесь?
Мы приобретаем картматериалы у предприятий Роскартографии или лесоустроительных предприятий, либо заказываем им работу по их изготовлению. Дело тут не только в качестве, которое могут обеспечить далеко не все небольшие предприятия, но так же и в том, что для нашей работы необходимы "легитимные" данные, на основании которых мы создаем республиканскую государственную информационную систему.
2. Что является для Вас основанием определения стоимости данных?
Основными факторами при определении цены, кроме технических характеристик, являются: гриф режимного пользования, качество, время изготовления, дата состояния местности, хорошая репутация исполнителя. Кроме того, при приобретении готовых данных или заказе работ мы всегда стараемся определить средние рыночные цены на основании информации по крайней мере из двух-трех источников (разница в цене иногда достигает 2-3 раз, в следствие неразвитости рынка). Средняя цена служит ориентиром при переговорах.
3. Как Вы оцениваете качество пространственных данных? Какие критерии Вы используете?
Основной критерий качества - это актуальность, соответствие картографического изображения реальному состоянию местности. Однако выбор тут очень небольшой. Второй критерий - соответствие технических характеристик нашим условиям, которые мы обязательно прописываем в договоре, если имеем дело с незнакомым исполнителем. Кроме того, существует большое количество неписаных правил, которые фактически соблюдают предприятия изготавливающие цифровую картографическую продукцию. Эти правила сложились в процессе работы, с приобретением определенного опыта. Возможно, при необходимости, они могут быть формализованы. Однако эта работа не должна вестить в рамках одного ведомства. Имеется уже несколько официальных документов, определяющих технические характеристики цифровых картматериалов, однако ни один их них в полной мере не применяется.
4. Считаете ли Вы целесообразным создание информационного ресурса о пространственных данных, предлагаемых к приобретению на Российском рынке? Если, да, то какую информацию он должен содержать?
Если не ошибаюсь, сейчас такой ресурс не может быть создан, т.к. сведения о картографической изученности являются закрытыми. Однако такой ресурс жизненно необходим. Он может быть построен по принципу который давно используется за рубежом, (см например EOS Data Gateway).
В него должны быть включены:
* границы картографируемой территории,
* год состояния местности,
* состав сведений или описание тематической нагрузки,
* формат,
* специфические параметры (например облачность для снимков, проекция для картматериалов и т.п.).
Такая система должна обязательно иметь интерфейс, позволяющий получать сведения об изученности определенной территории, например путем ввода координат границ участков, выбора с карты, ввода или выбора названия территории.