Интернет-брифинг Г. Полищука, заместителя руководителя ФКА о планах развития системы ГЛОНАСС
На официальном сайте Федерального космического агентства проведен интернет-брифинг с заместителем руководителя Федерального космического агентства, доктором технических наук, профессором Георгием Максимовичем Полищуком, который ответил на вопросы посетителей сайта:
Георгий Максимович, расскажите, пожалуйста, об основных сферах применения отечественной космической системы ГЛОНАСС.
Уже через пять лет трудно будет трудно представить нашу жизнь без использования навигационных технологий. Средства координатно-временного обеспечения (КВО), традиционно применявшиеся для решения навигационных задач в военной области, мореплавании, авиации, сейчас определяют уровень развития государства, активно внедряются в различные сферы социально-экономической деятельности и повседневную жизнь. КВО дает возможность потребителям определять свое положение во времени и пространстве с требуемой точностью, оперативностью и надежностью.
Средства спутниковой навигации (СН), являясь основой КВО, широко используются в:
- навигации наземных, воздушных, морских, речных и космических средств, управлении транспортными потоками на всех видах транспорта, - контроле перевозок ценных и опасных грузов, рыболовства в территориальных водах, проведении поисково-спасательных операций, мониторинге окружающей среды;
- геодезической съемке и определении местоположения географических объектов с сантиметровой точностью, при прокладке нефте- и газопроводов, ЛЭП, в строительстве; синхронизации систем связи;
- решении фундаментальных геофизических задач;
- навигации индивидуальных потребителей.
С повышением точности позиционирования до 3-5 сантиметров в ближайшие 5-7 лет сфера применения космических навигационных систем неизмеримо расширится. Для России с ее обширной территорией и инфраструктурой значение внедрения средств СН возрастает многократно.
Давайте коротко напомним нашим читателям о подобных действующих и создаваемых зарубежных системах.
Широкое применение технологий СН в мире, в том числе в гражданском секторе, определило роль спутниковых навигационных систем как стратегического средства обеспечения национальной безопасности и экономической независимости государств. В настоящее время глобальными навигационными системами двойного назначения обладают США (система GPS) и Россия (ГЛОНАСС). В ЕС принята программа создания европейской спутниковой навигационной системы GALILEO. Китай, Япония, Индия и ряд других стран также ведут работы по созданию национальных навигационных систем на основе спутниковых дополнений к системам GPS и ГЛОНАСС.
Каково, в настоящее время, состояние дел с использованием системы ГЛОНАСС и каковы ее перспективы?
Система ГЛОНАСС введена в эксплуатацию в 1993 г. с орбитальной группировкой (ОГ) ограниченного состава (12 КА) и развернутой в 1995г. до штатного состава (24 КА). Во второй половине 1990-х гг. в силу ряда экономических и политических факторов ОГ практически не восполнялась. Создалась угроза существованию системы ГЛОНАСС. Отечественный рынок стал заполняться аппаратурой импортного производства, работающей по сигналам американской системы GPS.
Для исправления создавшегося положения в 2001 г. Правительством РФ утверждена федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» (срок реализации 10 лет) по восстановлению, развитию и широкому внедрению отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.
Выполнение программы позволит обеспечить развитие и эффективное использование системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности, сохранение Россией лидирующих позиций в области СН путем гарантированного предоставления навигационных сигналов отечественным и зарубежным потребителям. В рамках программы запланировано осуществить комплекс взаимосвязанных и скоординированных по срокам и ресурсам мероприятии, структурно объединенных в 5 подпрограмм:
- обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАСС;
- разработка, подготовка производства, изготовление навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей;
- внедрение и использование систем СН на транспорте;
- использование систем СН для геодезического обеспечения территории РФ;
- обеспечение применения систем СН в интересах специальных потребителей (государственный заказчик).
В 2002-2003 гг. получены следующие результаты в ходе выполнения программы:
- обеспечено изготовление и запуск 6 КА, в том числе летного КА «Глонасс-М» с увеличенным (до 7 лет) гарантийным сроком активного существования (ГСАС). Состав ОГ системы доведен до 11 КА, увеличено среднее время навигационного обеспечения в сутки с 20 до 55% по поверхности Земли и с 23 до 64% по территории РФ, сокращено максимальное время ожидания навигации с 6 до 4 ч. Очередной запуск трех КА системы ГЛОНАСС запланирован на конец 2004 г. В стадии изготовления находятся 9 КА «Глонасс-М», начата разработка маломассогабаритного КА «Глонасс-К» (ГСАС 10-12 лет);
- ведутся работы по модернизации системы синхронизации и наземного комплекса управления системы, развертыванию экспериментальных участков системы мониторинга целостности радионавигационных полей и формирования дифференциальных поправок. В Ярославской области реализуются пилотный проект по развертыванию региональных информационно-навигационных систем. Аналогичные проекты реализуются в Новосибирской, Самарской и Московской областях;
- осуществляется внедрение автоматизированных радионавигационных систем управления городским пассажирским транспортом в ряде регионов РФ, создается обновленная государственная система геодезического обеспечения, на порядок более точная и дешевая, чем существующая;
- ведутся разработка и изготовление навигационной аппаратуры потребителей различного назначения.
Успешное выполнение программы продемонстрировало потребителям в стране и за рубежом, что российская спутниковая навигационная система сохранена. Усилиями Федерального космического агентства, Минтранса, Международного авиационного комитета, ряда других предприятий и организаций система ГЛОНАСС признана Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организацией (ИМО), создаваемым международным комитетом по навигации ООН. Повысился интерес к системе ГЛОНАСС зарубежных партнеров и потребителей.
Ведутся переговоры о сотрудничестве с ЕС, Индией и другими странами.
Для координации межведомственных вопросов при планировании и выполнении программных мероприятий создан межведомственный координационный совет, а для обсуждения и решения сложных технических вопросов проблемный совет (возглавляет один из основоположников отечественной СН, заместитель генерального конструктора РНИИ КП, доктор технических наук, профессор Н. Иванов).
Что ждет систему ГЛОНАСС в 2004 году?
В 2004 г. планируется продолжить восполнение орбитальной группировки и летные испытания системы с КА «Глонасс-М» (запуск блока № 33 с двумя КА «Глонасс» № 96, 97 и одним КА «Глонасс-М» № 12Л), обеспечить введение в опытную эксплуатацию первой очереди системы мониторинга и дифференциальных коррекций, проведение запланированных мероприятий по завершению создания образцов потребительской аппаратуры и ее внедрению на объектах транспортной и геодезической инфраструктуры.
Известно, что система ГЛОНАСС является системой двойного, то есть военно-гражданского назначения. Георгий Максимович, расскажите, что получит обычный гражданский потребитель России?
Программа модернизации ГЛОНАСС предусматривает введение следующих дополнительных услуг для гражданских потребителей:
- введение второго гражданского сигнала на частоте L2 после завершения летных испытаний КА «Глонасс-М» в 2004 г. (позволит значительно повысить точность навигации с использованием гражданских сигналов);
- введение третьего гражданского сигнала в новом частотном диапазоне (1164-1215 MHz) на КА «Глонасс-К» (даст возможность гражданской авиации использовать СН в качестве основного средства). В этом сигнале планируется также дополнительно передавать потребителям информацию о целостности навигационных систем и высокоточные дифференциальные поправки, что обеспечит позиционирование потребителя в реальном времени в абсолютном пространстве с точностью десятков сантиметров и более;
- на КА «Глонасс-К» в координации с GPS и GALILEO планируется реализовать систему поиска и спасания терпящих бедствие, существенно повышающую оперативность поисково-спасательных операций.
В рамках программы модернизации проводятся мероприятия, направленные на повышение надежности и устойчивости навигации, исключение несанкционированного использования высокоточных сигналов, обеспечение безопасности применения высокоточной навигации.
И в заключении, хочется узнать, когда же система ГЛОНАСС будет функционировать в полном объеме?
Программой предусмотрено развертывание минимально необходимой ОГ для глобальной навигации в составе 18 КА в 2007 г. и ее полное восполнение до штатного состава (24 КА) в 2010-2011 гг. на базе новых КА.
Реализация программы позволит России сохранить свой суверенитет в области навигации, сделать систему ГЛОНАСС конкурентоспособной по отношению к системам GPS и GALILEO.
Повышение требований потребителей к КВО требует модернизации и развития всех элементов системы. Координация сбалансированного развития средств КВО в рамках программы «Глобальная навигационная система» обеспечит требуемые характеристики навигационного обслуживания потребителей при эффективном использовании финансовых ресурсов, производственных мощностей и научно-технического потенциала страны.