Задачи организации Web-сайта транспортного комплекса Москвы
И.А. Бахирев, НИИиПИ Генплана Москвы
Е.А. Карфидова, НИИ ИТ Правительства Москвы
С.С. Кракович, НИИиПИ Генплана Москвы
В 1999-2000 г.г. по заданию Правительства Москвы отделом организации дорожного движения НИиПИ Генплана Москвы проводилась работа по созданию системы информационного обеспечения участников дорожного движения в г. Москве, в составе которой был выполнен анализ картографического обеспечения участников дорожного движения. В работе принимали участие сотрудники НИИ ИТ Правительства Москвы. В результате проведенной работы были выработаны рекомендации по совершенствованию решения этой проблемы в Москве, разработана программа работ, согласованная в числе многих организаций с Мосгоргеотрестом - организацией, уполномоченной Правительством Москвы по созданию и ведению Единой картографической основы Москвы.
Основное положение программы в части картографического обеспечения участников дорожного движения касается разработки специализированного по предмету картографического фонда транспортного комплекса в составе работ, проводимых по созданию ЕГКО г. Москвы. Этот фонд предполагается развивать на трех основных уровнях иерархии:
крупномасштабные карты; на этом уровне первостепенное значение имеют вопросы классификации и идентификации элементов УДС и транспортной инфраструктуры;
среднемасштабные карты УДС города, которые необходимы для самого широкого использования и для которых остро стоят вопросы устранения недостатков информационного наполнения, актуализации и точности, хотя бы адресной привязки зданий;
карты для позиционирования города в агломерации, в первую очередь для ответа на вопросы: как въехать в город и как выехать из города в нужном направлении и как объехать город (для транзитного транспорта).
Безусловно, разработка этих вопросов должна решаться на основе использования геоинформационной технологии и в целях создания геоинформационные системы транспортного комплекса. В Москве имеются вполне успешные геоинформационные системы для отдельных задач транспортного комплекса, выпущен ряд тематических компакт-дисков.
Успех организации всех работ базируется на централизованном руководстве и кооперации ведущих организаций и имеющегося опыта создания геоинформационных ресурсов.
Потребность в геоданных для участника дорожного движения должна удовлетворяться, в том числе через ресурсы Интернет. В Москве имеются сайты с картами УДС, сайты по организации городского пассажирского транспорта, даже интересный сайт о московском трамвае. Учитывая опыт создания таких сайтов, целесообразно говорить о сайте транспортного комплекса Москвы, в структуре которого в первую очередь найдут отражение вопросы удовлетворения потребности участника дорожного движения (как для специалистов, так и для общего пользования).
В разделе общего пользования необходимы типовые для подобных сайтов разделы:
информационно-поисковая система, решающая задачи типа: как проехать из точки А в точку Б, как для авто владельца, так и для пассажира городского транспорта;
линейные графики движения городского пассажирского транспорта;
сведения о новых объектах городской инфраструктуры;
данные ГИБДД об изменении организации движения;
справки о въезде (выезде) в город и о транзитных маршрутах движения вокруг Москвы.
Учитывая недостатки существующих карт, а также анализируя потребности потенциальных пользователей Интернет-ресурсов (условно говоря,: "туристов", "спецтранспорт, подъезд" и "негабарит") на первых порах необходимо уделить внимание вопросам:
справки туристам с указанием экскурсионных маршрутов (автобусных и пешеходных), сведения о подъезде и автостоянке, о стоянках такси;
справки об организации движения специального и обычного транспорта при подъезде и выезде к особым объектам, (как, например, больницам, с указанием пандусов);
предупреждения об опасности (рекомендации или запрещении) для большегрузных транспортных средств при движении на участках большого уклона или малого радиуса поворота с указанием этих участков УДС.
На первых этапах разработки сайта, хотелось бы избежать типичных ошибок, быть реалистами, ориентироваться на минимальные вычислительные ресурсы и говорить очень осторожно об актуализации геоданных. В части предполагаемого программного обеспечения, имеет смысл ориентироваться на растровое представление данных в формате HTML. НИИ ИТ имеет некоторый опыт создания справочной геоинформационной системы подобными средствами (при методическом содействии и на сервере ДАТА+) и готов при научно-методическом руководстве Отдела организации дорожного движения НИиПИ Генплана Москвы, предложить аван-проект такого сайта.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что вопросы создания транспортного картографического фонда и сайта Интернет тесно взаимосвязаны. В процессе разработки транспортного картографического фонда, будут появляться различные нормативно-методические документы в составе ГИС транспортного комплекса, но так как в Москве уже сложился рынок картографической продукции (в бумажном и электронном видах), то понятен будет интерес к этому вопросу и необходимость в составе сайта соответствующего раздела.
Учитывая зарубежный опыт создания ГИС транспортного комплекса крупного города, необходимо также обратить внимание, что, реализуя ГИС-технологию, авторы считают важным разработку аналитических карт, в том числе - по проблеме обеспечения безопасности на дорогах, а для Интернет пользователей перед разработчиками стоит задача не только организации доступа к подобной информации, но и формирование такой потребности.