Меликов Сергей Эдуардович, директор ООО "ДИ ЭМ БИ", г. Москва
Меликов Сергей Эдуардович, директор ООО "ДИ ЭМ БИ", г. Москва
1. Существует ли в России рынок геодезической и картографической деятельности?
Рынок, конечно, в России существует, но с точки зрения уровня "рыночности" отношений между его участниками он может быть охарактеризован только как "блошиный". Да и он сложился "не благодаря, а вопреки!".
Только не надо все валить на Роскартографию! Порочна Система, оставленная в наследство плановой экономикой, которую нельзя преодолеть в одночасье.
Федеральная служба геодезии и картографии России за последние десять лет предприняла все возможное, чтобы по своей сути и содержанию остаться федеральной службой СОВЕТСКОЙ России. Но ведь и "прогрессивная" картографическая общественность не торопилась на баррикады, а некоторые до сих пор "проявляют благоразумие", отказываясь принять участие в предложенной дискуссии. Тоже понять можно.
Но, похоже, сегодня процесс реальной реструктуризации системы топографо-геодезического и картографического обеспечения населения, экономики и обороны страны достигает стадии принятия решения.
"Верхи" Роскартографии, никогда не скажут открыто, но уже близки к пониманию того, что старые методы управления отраслью не эффективны. Совершенно очевидно, во всяком случае, со стороны, что пока не грянул гром, нужно предпринять действенные меры по приведению отрасли в кондицию, обеспечивающую возможность решать все те же "народохозяйственные" задачи, но уже совсем не по-советски. При этом под "отраслью" надо понимать не только структуры Федеральной службы, а все, что можно отнести к созидательной базе в области геодезии и картографии.
"Низы", в лице энергичной части директорского корпуса предприятий Роскартографии, стали относительно независимыми в экономическом отношении, обеспечивая жизнедеятельность своих "госпредприятий" за счет, так называемых, "договорных работ". В этих условиях сложно убедить "госпредприятие" выполнять госзаказ, финансово обеспеченный по "брежневским" расценкам. Потому мы и имеем до сих пор картообеспеченность территорий с брежневских времен.
С другой стороны, наверняка есть понимание, что получать зарплату из бюджета и прокручивать бюджетные деньги в коммерческих проектах, обозначенных термином "договорные работы", постепенно забывая о прямом предназначении предприятий Федеральной службы, до бесконечности не получится. Акционирование "госпредприятий" логично и неизбежно.
С "коммерческими структурами" вообще беда! Они даже "стреноженные" уже имеют финансовый оборот не меньший, чем Федеральная служба. С этим фактом сегодня не считаться нельзя!
Надежда на то, что в отрасли еще достаточно опытных и умных людей, которые не допустят дилетантизма и бессистемности реорганизации отрасли и, тем более разрушительных революционных преобразований. И только при активном созидательном участии всех заинтересованных сторон будет создан полноценный рынок геодезической и картографической деятельности.
2. Какова должна быть последовательность шагов по развитию рынка геодезической и картографической деятельности в России?
Такая же, как в любой цивилизованной стране. Прежде всего, необходимо привести законодательную и нормативную базы, в соответствие требованиями специфики современного этапа развития экономики страны, стимулировав развитие производственных отношений в области геодезии и картографии в новых условиях. Остальное само встанет на свои места.
3. Какие функции на рыке должно выполнять государство и какими своими институтами, а какие не должно? Какова должна быть роль на рынке общественных профессиональных объединений и какими они должны быть?
Государство на каждом историческом этапе, исходя из конкретной политической и экономической ситуации, должно определять стратегические направления деятельности отрасли с целью наиболее полного удовлетворения национальных интересов и обеспечивать правовое регулирование рынка с целью наиболее эффективной реализации этих направлений. А государственные институты максимально экономить бюджетные средства в процессе удовлетворения этих интересов.
4. Какие производственные задачи должны обязательно выполняться государственными предприятиями?
В идеале, никакие. Чем быстрее государство избавится от выполнения производственных задач, тем меньше будет нищих и нерентабельных предприятий.
5. Какие дополнения и изменения должны быть внесены в законодательную и нормативно правовую базу?
В Законе "О геодезии и картографии" Роскартография выступает в трех лицах: заказчик, исполнитель и контролер. Даже в известном анекдоте Василий Иванович не мог представить себе подобный "квадратный трехчлен"!
Статья 5, п.3. "Осуществление исполнительных, распорядительных, разрешительных, надзорных и иных функций .., выполняет федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии". Что значит "иных"? Даже без "иных" функций, при такой нагрузке "орган" так раздулся, что скоро треснет.
Статья 8, п. 3. " . обязаны использовать ранее созданные геодезические и картографические материалы". Еще один анекдот. На сегодняшний день многие "материалы" созданы настолько "ранее", что исполнять священную обязанность по их использованию просто невозможно.
И так далее.