Существующие режимные ограничения приводят к отставанию России не только по отношению к экономически развитым странам, но и к странам «третьего мира»
Автор вице-президент ГИС-Ассоциации Е.Г. Капралов.
Руководитель работ С.А. Миллер.
Анализ мировых тенденций технологического развития в области создания пространственных данных позволяет сделать следующие выводы:
1. Современные цифровые методы прямого и косвенного определения координат географических объектов практически вытеснили аналоговые. В связи с этим непродуктивно хранить результаты измерений в виде картографических и плановых изображений. Очевидно, что результаты измерений необходимо содержать в виде баз пространственных данных.
2. Конкуренция на мировом рынке данных космического дистанционного зондирования Земли высокого разрешения привела к значительному снижению цен на эту продукцию. Очевидно, что старт ряда проектов в этой сфере стабилизирует тенденцию снижения цен, что делает эти данные основными для решения задач площадного картографирования или создания территориальных баз пространственных данных. Это также приведет к массовому использованию данных ДЗЗ для мониторинга состояния территорий.
3. Значительная информативность данных ДЗЗ, возможность многократного тематического дешифрирования и потенциал снижения цен на них делает целесообразным их включение в состав базовых пространственных данных.
4. Существующие режимные ограничения серьезно препятствуют массовому проникновению в Россию высокотехнологичных навигационных приемников GPS индивидуального пользования и результатов ДЗЗ из космоса высокого разрешения. Это приводит к отставанию России не только по отношению к экономически развитым странам, но и к странам «третьего мира». Эти ограничения носят научно и экономически необоснованный характер. Из-за существующих ограничений граждане России существенно ущемлены в правах на информацию об окружающей среде. Необходимо срочно пересмотреть действующие нормативно-правовые ограничения, запрещающие открыто использовать данные с разрешением лучше 2 м, а также сами принципы, определяющие эти ограничения. При этом в группу специалистов, участвующих в формировании нормативно-правовой базы, обязательно должны входить не только представители силовых структур, но и научной общественности и бизнеса.