Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Пространственные данные/Содержание журналов/№ 1 (2005)/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

А.А. Балагуров Данные дистанционного зондирования любого разрешения не секретны?

Нормативная база для уверенной работы со снимками из космоса любого разрешения существует

А.А. Балагуров
(юридический центр «Законный бизнес»)
В 2003 г. окончил Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой по специальности «юрист». Старший партнер юридического центра «Законный бизнес».


В настоящее время отрасль дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса напоминает собой маленького, еще неокрепшего детеныша, который поднял голову, осматривается, опасливо изучает мир. Родители пугают его страшным монстром пережитком советского государства. Этот монстр государственная бюрократия в лице силовых структур. Он пожирает всех и каждого, кто осмелится распространить государственную тайну. Что это такое нам неведомо, но где-то там наверху знают, из чего состоит эта страшная тайна, и те, кто знают, пугают нас, таких маленьких и беззащитных, возможными санкциями за ее распространение.
Позвольте напомнить вам, что санкции эти очень серьезные. В Уголовном кодексе Российской Федерации наличествует ст. 283 «Разглашение государственной тайны». Состав преступления и наказания следующий:
«1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

Прочитав эту статью, любой скажет, что родители не зря пугают нас монстр и на самом деле страшен. Только давайте честно посмотрим, кто они наши родители. Как ни крути, а вся отрасль ДЗЗ была создана на обломках той системы, которая существовала в Советском Союзе. Бюджетное финансирование, государственное управление, отсутствие законодательной базы это наше «приданое».

Пора бы нам вырасти и начать жить своей жизнью, своим умом. В условиях, когда старая система трещит по швам, когда со страшной регулярностью происходят природные катаклизмы (Кармадонское ущелье) и террористические акты (трагедия в Беслане), когда сама жизнь показывает ущербность приверженности старым принципам управления, нужно все-таки выяснить, что же это за страшная государственная тайна, которую надо охранять.

Согласно Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» государственную тайну составляют «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона).

Из анализа данной нормы видны основные положения государственной тайны это сведения в важных для безопасности государства областях, они защищаются государством, их распространение может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Юридическим центром «Законный бизнес» неоднократно поднимался вопрос о невозможности установления режима секретности на данные, получаемые со спутников гражданского назначения, поскольку для таких данных отсутствуют основные составляющие государственной тайны. Во-первых, их предназначение извлечение прибыли. Во-вторых, они не могут быть защищены государством, поскольку собственник информации (данных ДЗЗ) это собственник космического аппарата, и он получает или может получить данную информацию вне зависимости от предписаний российских государственных органов. В-третьих, информация уже распространена, данные ДЗЗ из космоса свободно обращаются во всем мире, ее можно заказать по Интернет или в специализированных фирмах.

К сожалению, в условиях, когда отсутствуют нормативные документы, позволяющие подтвердить или опровергнуть нашу точку зрения, предприятия и организации, работающие в отрасли ДЗЗ, предпочитают лишний раз перестраховываться и не работать с данными, разрешение которых выше 2 м (так уж исторически сложилось, что именно двухметровый барьер считается определяющим).

В то же время нормативная база для уверенной работы со снимками из космоса любого разрешения существует. Даже более того существует законодательная база, позволяющая абсолютно четко определить, подпадает ли снимок под определение государственной тайны или нет.
Ст. 7 указанного выше Закона определены сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию:

« о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами».

Из приведенных положений видно, что в случае, если снимки из космоса составляют собой сведения, подпадающие под одно из приведенных выше определений, то данные снимки независимо от их качества (разрешения) не могут рассматриваться как относящиеся к государственной тайне.
Думаю, не надо объяснять, что большая часть снимков из космоса содержит в себе сведения, которые законодательно запрещено относить к государственной тайне.

Исходя из этого, а также из невозможности установления режима секретности на данные ДЗЗ, получаемые со спутников гражданского назначения, полагаем, что в существующей ситуации необходимо вычленить для всей отрасли суть работы с данными ДЗЗ.

Суть следующая: контроль со стороны государственных органов за секретностью или несекретностью данных ДЗЗ практически невозможен (как пример снимки с зарубежных космических аппаратов, которые можно заказать через Интернет практически на любую территорию Российской Федерации). Этот контроль в любом случае неэффективен, поскольку у силовых органов в настоящее время огромный пласт работы, связанной с противодействием терроризму. Поэтому для работы в отрасли ДЗЗ необходим строгий самоконтроль от каждого из участников отрасли, ограничение в работе в случае, если имеются малейшие сомнения в законности предоставления снимков из космоса.

Однако уже сейчас можно с опорой на законодательство четко определить, какие данные не секретны при любом разрешении. Это данные, позволяющие осуществлять:
оперативное обнаружение и мониторинг нефтяных загрязнений на суше и на шельфе в районах добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов;
контроль за соблюдением лицензионных соглашений при освоении месторождений природных ресурсов;
оперативную оценку состояния ледового и снежного покрова;
мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий с точки зрения как соблюдения правил севооборота, так и целевого использования земель;
оперативную оценку состояния и степени деградации сельскохозяйственных и пастбищных земель;
ведение земельного кадастра;
актуализацию карт лесопользования;
раннее обнаружение и наблюдение за развитием лесных и степных пожаров;
объективную и оперативную оценку ущерба от стихийных бедствий;
мониторинг состояния гидротехнических сооружений;
создание современных тематических карт состояния природных объектов (растительности, почвенного покрова, аварийной опасности территорий и др.);
оценку экологических последствий освоения территорий;
постоянный мониторинг состояния ледников в горных районах;
контроль за нелегальным рыболовством в акваториях.

Это лишь краткий перечень сведений, которые согласно Закону не могут быть отнесены к государственной тайне.
С указанными выше данными ДЗЗ любого разрешения можно и нужно работать, законодатель специально ограничил возможности спецслужб в этих отраслях с тем, чтобы общество самостоятельно могло контролировать соблюдение своих прав и свобод, охранять окружающую природную среду.

В заключение хотелось бы привести немного информации общего характера. В любом правовом государстве главным регулятором правоотношений выступает закон как документ, выражающий волю большинства. К сожалению, наше государство пока не может отказаться от практики регулирования отношений посредством написания ведомственных приказов, указаний и прочих документов, которые исходят от одного ведомства (читай от одного человека или группы лиц), а регулируют широкий спектр взаимоотношений и устанавливают правила для всего общества. Зачастую такие документы не публикуются, не регистрируются, но регулирующие органы их применяют и притесняют хозяйствующих субъектов. В случае с государственной тайной и данными ДЗЗ не было прецедентов, позволяющих отследить тенденцию применения различных ведомственных актов, однако как раз в этом случае и необходимо проявить волю и знание основ законодательства.

У нашей отрасли огромное будущее, и закладывается оно именно сейчас и именно нами. Если будем строго следовать законодательству, в том числе в вопросах государственной тайны, то установить какие-либо ведомственные или монополистические ограничения будет просто невозможно. Наша деятельность осуществляется во благо общества и государства, это необходимо признать как аксиому и действовать, не отходя от норм закона.

Вот и все условия для нормальной работы нашей отрасли.

Тел: (095) 502-38-43
Факс: (095) 408-68-65
E-mail: info@readybiz.ru
Интернет: www.readybiz.ru


См. также:
Каталог Организаций:
   - Законный бизнес
Каталог Авторов:
   - Балагуров А.А.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / ДДЗ
Публикации / Наши издания / Пространственные данные / Содержание журналов / № 1 (2005)
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Пространственные данные №1 2005
Цитирумость документа: 1
12:47:07 27.04 2005   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.022564888000488 sec, Question: 65