*4,5 млр руб на пространственные данные: Правительство одобрило ФЦП "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)
На заседании Правительства РФ сегодня была одобрена подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы) федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)",
В связи с этим Правительственный сайт опубликовал следующую информацию:
В рамках внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" предусмотрено включение в ее состав проекта подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)".
Подпрограмма направлена на создание единой системы кадастра объектов недвижимости.
Разработка указанной подпрограммы обусловлена тем, что содержание и мероприятия выше указанной федеральной целевой программы не в полной мере соответствуют принятым решениям, а также основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации приняты решения о необходимости создания единого государственного кадастра недвижимости на базе существующих систем кадастрового учета земельных участков и технического учета зданий и сооружений, для чего Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. # 314 создано Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, а Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации предусмотрена разработка соответствующего федерального закона.
В данной федеральной целевой программе отсутствуют мероприятия по реализации указанных решений, поскольку в ней не предусмотрено объединение в рамках единого государственного кадастра недвижимости двух существующих учетных систем недвижимости: государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, а также не предусмотрено создание института кадастровой (массовой) оценки недвижимости для целей налогообложения.
Для решения этих вопросов необходима реализация мероприятий, направленных на создание инфраструктуры единого кадастра недвижимости и инфраструктуры базовых пространственных данных (географической и топографической основы единого кадастра недвижимости), а также проведение инвентаризации имеющихся сведений о недвижимости.
При этом оставшийся срок реализации указанной федеральной целевой программы (2005-2007 годы) и объемы ее финансирования не позволят обеспечить выполнение указанных мероприятий.
Основными задачами подпрограммы являются:
- создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;
- информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;
- развитие института налоговой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости;
- сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и получении сведений из государственного кадастра недвижимости;
- создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости, развитие сервисных услуг на основе портальных Интернет/Интранет технологий.
Основные мероприятия подпрограммы включают:
- создание и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей государственный кадастровый учет, формирование объектов кадастрового учета, создание, ведение государственного кадастра недвижимости, проведение кадастровой оценки;
- реализацию переходных процессов по переносу информационных ресурсов из ранее созданных кадастров и реестров в базы данных государственного кадастра недвижимости;
- создание инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации;
- развитие работ по оценке объектов недвижимости, обеспечивающих переход на налогообложение недвижимости на основе их кадастровой стоимости;
- создание инфраструктуры государственного кадастрового учета, включая функциональное развитие и внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной системы ведения кадастра объектов недвижимости;
- обучение кадрового состава сотрудников Роснедвижимости и подведомственных ему учреждений.
Необходимость использования для создания государственного кадастра недвижимости программно-целевого метода обусловливается тем, что потребуется осуществить комплекс разнородных мероприятий правового, институционального, организационного, научно-исследовательского и технологического характера при участии различных федеральных органов исполнительной власти, а также подведомственных им организаций.
Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках предлагаемой Подпрограммы задач, особенно, связанных с инвентаризацией архивных сведений об объектах недвижимости и их кадастровой оценкой, требуют существенных финансовых затрат, четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников.
Государственным заказчиком подпрограммы предлагается определить Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).
Реализация конкретных мероприятий подпрограммы будет осуществляться исполнителями, выбираемыми государственным заказчиком на конкурсной основе.
Финансирование подпрограммы предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета, в том числе средств Международного Банка Реконструкции и Развития и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпрограмма будет реализована за счет средств федерального бюджета, в том числе средств Международного банка реконструкции и развития, предусмотренных Программой государственных внешних заимствований на соответствующий финансовый год, и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные средства направляются на приобретение современных технологий и специализированного высокотехнологического оборудования, обеспечивающих ведение кадастрового учета, создание его картографической основы, создание систем спутникового глобального позиционирования, а также на обучение российских специалистов новым системам и технологиям.
Прямым экономическим эффектом от реализации подпрограммы является увеличение доходов бюджетов всех уровней. Следует подчеркнуть, что существенный вклад в увеличение доходных частей бюджетов всех уровней будет достигнут уже на первом этапе реализации подпрограммы за счет расширения охватываемых земельными платежами площадей в результате завершения инвентаризации земель и их кадастровой оценки.
Наряду с прямым экономическим эффектом в результате реализации подпрограммы будут также достигнуты следующие социально-экономическое результаты:
- усиление гарантий прав граждан на недвижимое имущество, их социальной и экономической защищенности;
- повышение эффективности использования земли и иной недвижимости в интересах всего общества, вовлечение их в гражданский оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости;
- обеспечение открытости и публичности сведений государственного кадастра недвижимости, сокращение времени проведения государственного кадастрового учета и представления из него сведений оказываемых гражданам и организациям;
- обеспечение оперативности и качества принятия управленческих решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости за счет использования достоверной, актуальной и полной информации о недвижимости.
Перечисленные выше цели, задачи и мероприятия по их выполнению полностью соответствуют предлагаемым направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на 2005-2008 годы и способствуют достижению стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Предлагаемая подпрограмма является логическим развитием и расширением реализуемой в настоящее время федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)". При реализации подпрограммы планируется использовать все выполненные ранее разработки, созданную материально-техническую, информационную и технологическую базу.
Мероприятия, предусмотренные Программой и подпрограммой на 2006-2007 годы, выполняются одновременно.
Справка ГИС-Ассоциации:
К нашему удивлению официальные цифры финансирования программы пока ни где не опубликованы. По нашим оценкам общая сумма финансирования на 6 лет составит более 38 млд руб, включая кредит МБР (100 млн дол), из них 28 млр руб федеральный бюджет, 10 млр руб бюджеты субъектов РФ(при ежегодных объемах финансирования Роснедвижимости более 4.5 млр руб, что реально означает рост финансирования Роснедвижимости более чем в 3 раза по отношению к 2004 г.).
Стоимость создаваемой инфраструктуры пространственных данных для ведения учета объектов недвижимости будет составлять около 4,5 млрд руб = 150 млн дол.
При этом объем поступлений в бюджет РФ от земельных и имущественных налогов к 2011г. должен вырасти на 30% - до 250 млрд руб. в год (на сегодняшний день - 192 млрд руб.).