Статья Николая Волобуева в Российской газете "Особенности национального геоинформационного пространства"
Российская газета опубликовала 17 августа с.г. статью Николая Волобуева "Двойка" по географии или особенности национального геоинформационного пространства". Не соглашаясь с основными выводами автора и опровергая приведенные им оценки ГИС-Ассоциации о роли гражданских и военных топографов, считаем необходимым привести полный текст материала, в котором безусловно затрагиваются актуальные вопросы модернизации федерального уровня управления производством и использованием пространственных данных в РФ.
Точка зрения ГИС-Ассоциации на необходимую модернизацию структур федерального управления кадастровой и картографо-геодезической отраслей сформулирована в период административной реформы и отражена в http://www.gisa.ru/14934.html
"Двойка" по географии
Источник: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА (МОСКВА)
Автор: Николай Волобуев
Дата: 17 августа 2005 г.
Или особенности национального геоинформационного пространства
НА ИЮНЬСКОМ заседании Совбеза России по теме материально-технического обеспечения армии, разведки и связи была подчеркнута особая нетерпимость дублирующих структур в этой области.
Выступающие говорили о том, что каждое ведомство, каждое министерство создают параллельно одни и те же структуры, которые часто работают неслаженно, а деньги и ресурсы, которых у страны не так уж и много, для решения этих задач тратятся неэффективно.
А уже на следующий день, 28 июня, на коллегии Минтранса России Александр Бородко, руководитель Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартография), запросил о существенном увеличении государственного бюджетного финансирования (называлась цифра 4,2 миллиарда рублей) на проведение работ по актуализации картографического материала.
За обеспечение государства информационными продуктами для решения географических задач отвечают два органа. Это Роскартография, которая в марте 2004 года перешла в ведение Минтранса России, и Топографическая служба Вооруженных сил. Обе финансируются из бюджета и выполняют аналогичные, а в ряде случаев идентичные программы. Обе ведут банки геопространственных данных порознь, а собирают их по разным методикам, и графики обновления данных не всегда совпадают.
Роскартография, будучи регулятором рынка геоинформатики, одновременно является и исполнителем географических работ, обладает контрольными функциями, что по совокупности приводит к обезличиванию государственного заказа. Такая ситуация опасна не только стагнацией в области геодезии и картографии, но и тем, что и без того скудное бюджетное финансирование "размазывается" по многочисленным технологически отсталым и неэффективным предприятиям. Так, по данным минэкономразвития, территория страны была оцифрована уже 4- 5 раз.
По оценкам экспертов Межрегиональной общественной организации содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг (ГИС-Ассоциация), гражданские картографы значительно слабее военных в чрезвычайных ситуациях. Военные, а не гражданские топографы, как писала "Независимая газета" несколько лет назад, за несколько дней изготовили современную карту Грозного, когда в ходе первой чеченской кампании обнаружилось, что в войсках есть только устаревшие карты, хотя руководство Роскартографии утверждает, что ею созданы карты масштаба 1:25 000 на обширные территории, необходимые для войск. С началом контртеррористической операции в 1999 году картина повторилась: карты даже масштаба 1:50 000 на территорию Северного Кавказа заблаговременно так и не были обновлены. Все это опять-таки сделали военные картографы.
Геоинформатика - ключевой информационный фактор рыночной экономики. В России 90 процентов земель принадлежит государству. В отличие от развитых стран эти гигантские активы находятся вне рыночного оборота, а в контексте приближающегося и уже, по-видимому, неотвратимого начала продаж земли, создание единого кадастра объектов недвижимости потребует гораздо большей точности и подробности топографических съемок, чем может обеспечить Роскартография. И отставание государства в области кадастровых геоданных может привести к непоправимым последствиям и неоправданным потерям.
Есть и другие недостатки. Государственные аэрокосмические съемочные средства имеют различную ведомственную принадлежность. При отсутствии координации между ведомствами использовать эту технику эффективно для картографирования и определения координат невозможно.
Роскартография - единственное в мире автономное картографическое ведомство. В США выбрали путь тесного взаимодействия для исключения дублирования географических данных, а структуры, аналогичные Роскартографии и Топографической службе Вооруженных сил, функционируют через систему координации и управления совместно с частным сектором, администрациями штатов и местными органами самоуправления в рамках единой национальной инфраструктуры пространственных данных.
В Туркменистане Госкомитет по геологии, картографии и кадастру указом президента страны в 2005 году упразднен и на его базе создано мощное по потенциалу и возможностям предприятие в составе министерства обороны. Руководителем предприятия назначен начальник Топографической службы Вооруженных сил Туркменистана.
Не логично ли изъять Роскартографию из минтранса и передать ее, скажем, в Минобороны России, объединив с Топографической службой Вооруженных сил в единый орган, управляющий военной и гражданской геодезией и картографией? Тем более что в соответствии с тем же Указом президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 Федеральная служба геодезиии картографии России Роскартография была упразднена.
Как ни странно, такой маневр поможет решить вопрос и с секретностью. Нужно "закрывать" только информацию об объектах режимного характера, а не о стране в целом. Это позволит создать на рынке геоинформатики конкурентную среду и покончить с преференциями под видом секретности. К тому же военные лучше всех знают, что на самом деле секретно, а что- нет.