С учетом проекта Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (РИПД) (см. http://www.gisa.ru/27192.html ), согласованной с Минэкономразвития, Минтрансом, Минсвязью, Минрегионом, МПР, Роснедвижимостью, Роскартографией, и предусматривающей создание открытых и доступных базовых пространственных данных и метаданных, ГИС-Ассоциация считает необходимым оставить ограничения на производство и использование пространственных данных лишь по территориям (зонам) расположения объектов, требующих специальных мер защиты. Перечень таких объектов и их координатное описание должен быть в максимально короткие сроки составлен и опубликован Правительством РФ (уполномоченными ведомствами). В пределах территорий (зон) расположения объектов, требующих специальных мер защиты, каждое из ответственных за эксплуатацию этих объектов ведомств должно быть наделено полномочиями по определению условия производства пространственных данных в их пределах и обязанностью разработки формы их представления в открытых материалах (картах, базах данных).
Все ограничения на определение и публикацию координат географических объектов вне территорий (зон) расположения объектов, требующих специальных мер защиты, должны быть сняты, как избыточные и не позволяющие создать инфраструктуру пространственных данных.
Соответственно все ограничения на использование данных дистанционного зондирования Земли из зарубежных источников, распространяемые на мировом рынке должны быть сняты. При этом за Минобороны России целесообразно оставить только полномочиями по регистрации аэрофотосъемочных работ и зондирования Земли отечественными космическими аппаратами с возможностью введения временных ограничений на проведение съемочных работ на ограниченные территории.
Кроме того, ГИС-Ассоциация считает, что в случаях объявления чрезвычайного или военного положения на какой-либо части страны, Правительство РФ вправе требовать от всех организаций-владельцев пространственных данных об этой части страны срочной и бесплатной передачи этих данных уполномоченной Правительством РФ организации.
Минобороны России существенно выигрыает в случае создания РИПД, т.к. РИПД предусматривает заявительную регистрацию всех работ по производству пространственных данных и ведение баз метаданных, а также фондовое хранение материалов, созданные за счет средств всех видов бюджетов (Федеральный, субъекта РФ, местного самоуправления). Таким образом Минобороны России, как и любой другой потребитель, получает доступ к базовым пространственным данным и метаданным, характеризующим практически всю изученность территории страны (т.е. через этот механизм реализуется уведомительная функция).
На основе базовых пространственных данных, Минобороны России вправе создавать сколь угодно секретные материалы, которые в любой момент могут быть достаточно быстро интегрированы с данными, полученными из других источников.
Обязательная регистрация работ выполняет контрольные функции в части определения территории работ. Если планируемые работы связаны с получением пространственных данных на территориях (зонах) расположения объектов, требующих специальных мер защиты, то необходимо будет получать соответствующее разрешение в уполномоченном ведомстве.
Таким образом концепция РИПД четко определяет обязанности государства, производителей и пользователей пространственных данных:
- государство ответственно за предоставление актуальных и качественных базовых пространственных данных и метаданных и контроль производства и использование пространственных данных о территориях (зонах) расположения объектов, требующих специальных мер защиты;
- все производители пространственных данных обязаны регистрировать свои работы и получать специальные разрешения в случае производства пространственных данных о территориях (зонах) расположения объектов, требующих специальных мер защиты;
- все пользователи пространственных данных не имеют никаких ограничений за исключением использования пространственных данных о территориях (зонах) расположения объектов, требующих специальных мер защиты, превышающих установленную форму их представления в открытых материалах (картах, базах данных).
В случае принятия наших предложений, механизмы, которые планирует использовать Минобороны России для реализации вышеупомянутых функций не имеют принципиального значения для потребителя и могут быть осуществлены в любой удобной для Минобороны России форме.