Основой серии публикаций послужили материалы отчета о выполнении НИОКР по заказу Минэкономразвития России в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 2010 годы)» «Разработка состава базовых пространственных данных и метаданных, порядка их цифрового описания, регламентов актуализации и использования. Разработка проектов правовых и нормативных документов, необходимых для формирования Российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД)», соисполнителем которого является ГИС-Ассоциация (исполнитель ФГУП «Госземкадастрсъемка» ВИСХАГИ). Авторы соответствующего раздела отчета Н.Н. Казанцев (ЦГИ ИГ РАН), Н.Г. Корнева (ЗАО «РесЭко»). Руководители работ генеральный директор ФГУП «Госземкадастрсъемка» ВИСХАГИ Р.В. Филимошин (научное руководство), президент ГИС-Ассоциации С.А. Миллер (общее руководство).
Базовые пространственные данные
Определение БПО и БПД является одной из ключевых проблем формирования Российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД), на данном этапе целесообразно уточнить некоторые моменты и дополнить структурную схему данных в рамках РИПД.
Необходимо на начальном этапе предусмотреть возможность и пути интеграции информационных ресурсов с целью обеспечения решения научно-технических, хозяйственных и прогнозных задач, связанных с территориями. Другими словами, РИПД, являясь общегосударственным информационным ресурсом (ОГИР) общего пользования, должна стать основой для создания ОГИР специального (тематического) назначения.
Рис.1.
Пространственные данные являются составной частью всего многообразия информационных ресурсов государства. Основное их отличие состоит в том, что эти данные имеют координатную привязку, т. е. являются теми данными, которые позволяют получить описание территории и построить ее модель. Пространственные данные (ПД) совокупность информационных ресурсов, обеспечивающих создание модели территории.
С точки зрения использования, все пространственные данные можно разделить на две группы:
1. Общего использования данные, предназначенные для обеспечения решения широкого круга задач, связанных с необходимостью детальной информации о территории в целом и о конкретных пространственных объектах. Эти данные не должны содержать закрытой (секретной) информации.
2. Специального использования узкоспециализированные или секретные пространственные данные, предназначенные для использования ограниченным кругом лиц и необходимые для решения ведомственных задач. Данные, являющиеся вторичными (производными) по отношению к данным специального назначения, могут быть отнесены к данным общего использования (например, территориальные зоны специального назначения, результаты комплексного анализа экологической безопасности и т. д.).
С точки зрения представления, ПД (рис. 1) делятся на растровые, векторные и метаданные наборы пространственных данных. К векторным ПД относится информация об объектах местности, которая содержит координатное описание этих объектов.
Базовые пространственные объекты пространственные объекты, относящиеся к специально выбранным типам, отличающиеся устойчивостью пространственного положения во времени (сохранность и устойчивость в плане и по высоте в течение длительного времени), а также обеспечивающие интеграцию всех информационных ресурсов о территории.
Принципы отнесения пространственных объектов к базовым :
устойчивость пространственного положения во времени (сохранность и устойчивость в плане и по высоте в течение длительного времени);
более точное координатное описание по сравнению с другими пространственными объектами;
снижение объемов семантических данных постоянного хранения;
сокращение затрат на ввод и актуализацию семантических данных постоянного хранения;
всеобщая востребованность (объекты, которые используются при определении пространственного положения других объектов) ссылкообразующих объектов, т.е. возможность использования для интеграции государственных, муниципальных и корпоративных информационных ресурсов;
учет освоенности и физико-географических свойств территории,
приемственность выбора БПО объектовому составу государственных топографических карт и планов, используемых на различных уровнях управления территориями;
наличие государственного, муниципального или корпоративного учета объекта.
Модель базового пространственного объекта набор элементов (координатное описание, идентификатор, описание местоположения (адресное описание) и атрибутивные данные), описывающий конкретный БПО.
Атрибутивные данные о БПО не являются обязательными для включения в состав БПД. Характеристики объекта могут быть необходимы для решения задач отдельных ведомств, т. е. являются дополнительными (тематическими) данными о БПО. Помимо этого существуют характеристики, которые следует отнести к БПД одного из уровней управления. В качестве примера можно привести описание объекта дорожной сети. На федеральном уровне достаточно минимальной информации об объекте, но на уровне региона описание объекта может быть дополнено для решения региональных задач. Эта информация описывает БПО и находится в зоне ответственности соответствующего уровня. Следовательно, можно утверждать, что для каждого БПО может существовать несколько пользовательских моделей БПО, каждая из которых характеризует данный объект с разной степенью точности и детальности.
Таким образом, часть данных о БПО относится к тематическим ПД. Эти данные характеризуются как дополняющие данные о БПО. Дополняющими данными могут выступать как дополнительные атрибуты, так и уточняющие координатные описания (например, маршруты на линейных объектах для описания участков). При этом часть дополняющих данных о БПО может быть отнесена к БПД какого-либо уровня ведения РИПД, если возникает такая потребность.
Дополняющие данные о базовом пространственном объекте данные, необходимые для построения разнообразных расширений каркасной модели местности.
Дополняющие данные о БПО можно также рассматривать как отраслевые ПД, которые обеспечивают построение более детальной модели пространства. Для решения отраслевых задач в структурных подразделениях различных ведомств создаются информационные ресурсы, их интеграция должна осуществляться на единой основе, в качестве которой должны использоваться БПО. Эти данные могут являться государственными информационными ресурсами или оставаться отраслевыми.
Рис.2.
Помимо дополняющих описаний БПО к отраслевым ПД следует отнести не вошедшие в состав БПД объекты и их описание. Это могут быть ПД как общего назначения, так и специального (рис. 2).
Соотношение тематических наборов ПД
ПД это данные, имеющие координатную привязку, благодаря чему их место в пространстве определено. ПД не существуют автономно, они всегда зависят от «соседей» и сами оказывают влияние на них.
Одним из принципов, положенных в основу классификации ПД, является сходство их цифровых описаний. Каждый тип ПД должен относиться только к одному классу.
При определении состава БПО следует учесть интересы тех ведомств, которые играют существенную роль при определении стратегии экономического развития. Помимо этого необходимо обеспечить создание банка ПД для решения задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности общества. Наиболее существенное влияние на определение состава ПД оказывает деятельность в следующих направлениях:
принятие управленческих решений;
функционирование кадастра объектов недвижимости;
функционирование информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД, ранее градостроительный кадастр);
предоставление статистических данных;
решение прогнозных задач;
создание и ведение специальных видов кадастра (лесной и водный).
Пространственные объекты, не включенные в состав базовых, но необходимые для решения задач регионального или муниципального уровней, что может быть обусловлено особенностями территорий, создаются по инициативе и силами ведомств или граждан и могут быть включены в состав ОГИР в соответствии с Федеральным законом «О государственных информационных ресурсах» (проект). С целью обеспечения возможности интеграции информационных ресурсов, создаваемых на разных уровнях и в разных ведомствах, должны быть разработаны соответствующие регламенты с учетом Концепции управления государственными информационными ресурсами, рекомендованной Правительством РФ для использования при разработке федеральных программ по формированию общедоступных государственных информационных ресурсов.
Результат решения любой задачи в среде ГИС зависит от полноты и качества исходной информации. Чем полнее состав исходных данных, тем достовернее результат. Поэтому для решения большинства пространственных задач целесообразно иметь полный состав пространственных объектов. Однако, учитывая объем данных, необходимый для создания детальной и разносторонней модели территории, целесообразно состав БПО ограничить теми типами объектов, которые позволят создать каркасную модель местности.
Исключив отраслевые ПД, которые создаются в результате деятельности в различных предметных областях как производные по отношению к общепринятым объектам, отображаемым на картах в соответствии с действующими стандартами, получим следующий перечень тематических классов пространственных объектов (данных):
геодезическая основа;
административно-территориальное деление;
населенные пункты;
строения;
рельеф (цифровая модель);
гидрография;
растительность и почвы;
линейная транспортная инфраструктура;
линейные промышленные объекты;
ортоизображения.
Перечисленные классы соответствуют используемым в различных ведомствах стандартам описания цифровых моделей карт. Однако это не означает, что созданные и используемые в настоящее время в различных отраслях цифровые картографические материалы идентичны. Они похожи лишь тем, что содержат описание идентичных объектов, но их классификация, принципы описания и организация логической структуры отличны друг от друга.
Опираясь на основные правила и критерии отбора БПО, а также учитывая объем затрат, требующихся для создания БПД, целесообразно ограничить состав БПО. В первую очередь следует определить состав БПО, который является открытым, т. е. может быть расширен. Состав же БПД может быть расширен на региональном и муниципальном уровнях.
Существующие цифровые ПД, как правило, создавались на основе изданных планшетов карт разного масштаба. Этим определялся подход к структуризации данных, классификация основывалась на способах изображения объектов (условных знаков), в результате получали цифровые копии бумажных карт. Учитывая, что такие работы параллельно проводились в разных ведомствах, можно утверждать, что на данный период существует несколько копий в цифровом виде одних и тех же карт, увязать которые практически невозможно.
Современное развитие информационных технологий и ГИС способно обеспечить создание более рациональной цифровой модели территории. При этом необходимо изменить взгляд на объекты классификации, следует основываться на объектах местности, а не на способе их отображения. Такой подход наиболее целесообразен с точки зрения решения аналитических и прогнозных задач с использованием ПД, вопрос же визуализации (отображения) объектов решается в рамках используемых ГИС путем создания библиотек условных знаков.
Подход к классификации пространственных объектов, несмотря на многообразие классификаторов, мало чем отличался, а бумажные карты готовились в соответствии с утвержденными условными знаками. Были проанализированы используемые в классической топографии условные знаки (по основным типам пространственных объектов) карт масштабного ряда от 1:10 000 до 1:1 000 000, а так же планов масштабов от 1:500 до 1:5000.
В результате составлен перечень объектов, указаны наиболее существенные характеристики. Приведены атрибуты, тем или другим способом представленные на бумажных картах (рис. 3).
Рис.3.
Основываясь на полном перечне объектов местности, относящихся к данным тематическим слоям, с учетом критериев отбора БПО составлен перечень БПО.
Геодезическая основа. Геодезические пункты единственные специально созданные объекты, которые обеспечивают выполнение точного координатного позиционирования объекта в пространстве.
Классификационные группы объектов:
1. Пункты ГГС (детализация на типы: АГС, КГС и ДГС).
2. Точки съемочной сети.
3. Пункты опорной межевой сети.
4. Астрономические пункты.
С целью обеспечения возможности работы в едином координатном пространстве всех участников рынка пункты государственной геодезической сети (ГГС) должны быть включены в состав БПО. Точность хранения координат должна соответствовать точности определения их на местности. Это обеспечит выполнение работ, связанных с планированием территории и проведением землеустроительных работ, на всех уровнях использования пространственных данных РИПД.
Административно-территориальное деление. Одной из целей РИПД является оперативное предоставление достоверной информации органам государственной власти и местного самоуправления для обеспечения решения задач, связанных с управлением территориями. Объекты административно-территориального деления характеризуются высокой актуальностью. Это административные единицы всех уровней, границы которых устанавливаются и изменяются законами РФ и законами субъектов РФ. Их территория находится в подчинении органа власти соответствующего административного образования: от Правительства РФ до органа местного самоуправления.
В состав ПД, характеризующих объекты данного класса, входит описание границ. Их различные фрагменты могут иметь разные способы описания, точность и правовой статус.
В соответствии с принятым принципом распределения базовых данных объекты административно-территориальных образований (АТО) до уровня субъекта РФ следует считать БПО федерального уровня, тогда как муниципальные образования должны быть отнесены к уровню субъекта РФ.
Сведения о населенных пунктах, не являющихся АТО, должны быть отнесены к БД уровня субъекта Федерации.
Строения. Большинство объектов, размещаемых на территории населенного пункта, по тематической принадлежности относятся к соответствующим слоям, но особое место среди них следует отвести зданиям и сооружениям, включение которых в состав БПО обусловлено тем, что строения являются объектами учета и права, играют определяющую роль при формировании адресов и характеризуют территорию в соответствии со своим назначением. Таким образом, все строения должны быть отнесены к БПО.
В соответствии с принципом ответственности за данные БПД, описывающие строения, прошедшие процедуру кадастрового учета, должны относиться к БПО федерального уровня, тогда как прочие к уровню муниципальному.
Гидрография. Водные объекты покрывают всю земную поверхность, в большинстве случаев являются объектами естественного происхождения. Они, как правило, с достаточно высокой степенью постоянны во времени, служат ориентирами и обеспечивают привязку на местности. Все остальные объекты, отнесенные к базовым, являются результатом деятельности человека, а иногда достаточно абстрактны.
Водные объекты являются неотъемлемой частью базовых ПД. К этой группе относятся как объекты гидросети, естественные и искусственные, так и сооружения, созданные в процессе развития территории с целью обеспечения их эксплуатации.
Объекты этой группы условно можно разделить на типы:
1. Моря и океаны водные территории в большинстве случаев используются другими государствами, по ним проходит государственная граница Российской Федерации.
2. Реки, протекающие по территориям смежных государств.
3. Водные объекты (реки, крупные озера), расположенные на территории нескольких субъектов Федерации.
4. Внутренние водоемы (полностью расположены в границах одного субъектов Федерации).
5. Озера.
6. Реки, ручьи.
7. Пруды.
8. Источники (скважины).
9. Болота.
10. Объекты гидротехнические.
11. Береговая линия.
Правила использования водных объектов перечисленных типов различны, ответственность за их эксплуатацию лежит на хозяйствующих органах разного уровня. В любом случае объекты гидросети являются БПО исходя из их значимости в обеспечении жизнедеятельности. Все объекты гидросети представляют единую водную сеть, а, следовательно, оказывают влияние друг на друга.
Растительность и почвы. Леса следует рассматривать не только как среду жизнеобеспечения, но и как потенциал развития территории. Ведение хозяйственной деятельности в области лесоустройства осуществляется соответствующими ведомственными структурами. Однако для обеспечения наиболее реалистичного представления модели территории при решении задач, связанных с оценкой, управлением и развитием территории, в состав БПО необходимо включить информацию о размещении лесов и кустарниковой растительности и основных характеристиках почв.
Линейная транспортная инфраструктура. Объекты этой группы подразделяются на четыре категории (уровня):
федеральные (находятся в ведении федеральных органов власти);
региональные (в ведении органов власти субъекта Федерации);
городские муниципальные и внутрихозяйственные;
частные (акционерных обществ, бывших колхозов, дачных товариществ).
К БПО следует отнести все объекты тр
анспорта: автодорожную и железнодорожную сети, водные пути и воздушное сообщение.
Транспортная инфраструктура населенных пунктов (улицы, проезды и т. п.). Каждый из этих БПО может быть отнесен к числу федеральных, региональных или муниципальных в зависимости от того, размещается ли он полностью на территории муниципального образования, субъекта Федерации или нескольких субъектов Федерации.
Линейная промышленная инфраструктура. В состав объектов этого класса следует включить: линии электропередачи, нефте- и газопроводы, линии связи. Каждый из этих БПО может быть отнесен к числу федеральных, региональных или муниципальных в зависимости от того, под чьим управлением он находится и размещается ли он полностью на территории муниципального образования, субъекта Федерации или нескольких субъектов Федерации.
Рельеф. Территория Российской Федерации неоднородна. В регионах, расположенных на равнинных территориях, перепад высот не играет роли. В горных районах без информации о высотных характеристиках практически невозможно выполнить объективную оценку состояния территории. Как правило, рельеф должен задаваться с помощью регулярной сеточной модели. Однако к БПД может оказаться необходимым отнести отметки высот характерных точек, структурные линии рельефа, а так же изолинии. Эти данные обеспечат построение модели местности, что особенно важно при решении задач местного уровня, связанных с управлением и планированием развития территорий.
Ортоизображения. Ортоснимки являются ценнейшим источником информации о местности. В условиях низкого качества и отсутствия векторных цифровых карт их роль особенно возрастает. По мере сбора актуальных ПД они могут быть наложены на ортоизображения, что позволит проконтролировать их корректность. С учетом планов Роснедвижимости использовать ортоизображения в качестве подосновы при кадастровом картографировании эти ПД могут быть отнесены к федеральному уровню.
Уровни субъекта РФ и органов местного самоуправления
Основным принципом, который использован при классификации БПД на федеральные, региональные и местного самоуправления, является учет ответственности за их ведение. Физически база ПД РИПД может находиться, например, в столице субъекта Федерации или ином месте. Однако вводить или изменять, например, данные федерального уровня могут исключительно уполномоченные на то федеральные организации.
Российская Федерация занимает огромную территорию. Природные и климатические условия, а также степень промышленного развития различных регионов сильно различаются, что накладывает дополнительные требования на модели территории отдельных субъектов РФ, используемые для решения задач развития региона.
Для получения уточненной модели территории органы власти каждого региона (субъекта РФ) или муниципального образования (района) вправе расширить состав БПД, характеризующих состояние территории.
Такая необходимость может возникнуть на территориях, расположенных в горных районах, в зонах, потенциально опасных с точки зрения возникновения чрезвычайных ситуаций, и т. п.
Для оценки экологической обстановки, для определения условий жизни необходима более подробная информация об объектах, которые являются источником загрязнений. На региональном и муниципальном уровнях БПД могут быть расширены за счет включения в их состав дополнительного атрибутивного описания БПО. При этом должны использоваться единые структуры данных для характеристик, определенных при формировании правил цифрового описания БПО.
Цифровое описание БПО на всех уровнях РИПД должно выполняться в соответствии с едиными правилами.
Учитывая, что параллельно с работами по РИПД разрабатывается концепция создания ИСОГД, целесообразно уже на данном этапе определить пути согласования работ по разработке принципов создания информационных ресурсов, а также правила взаимодействия различных систем. В дополнение к этому следует заметить, что существующие и разрабатываемые муниципальные информационные системы не должны быть чем-то третьим. На муниципальном уровне должна вестись одна система, БД которой объединит информационные ресурсы, отнесенные к БПД, ИСОГД и муниципальным информационным системам. Такой подход видится рациональным и с экономической точки зрения, но требует проведения работ по согласованию деятельности заинтересованных ведомств и структур, а также разработки нормативно-правовых документов и технических регламентов.
Что же касается уровня субъекта РФ, то решение должно быть аналогичным.
Отдельные предметные сферы
Удостоверение системы взаимных ссылок между БПО, гарантирование их целостности и непротиворечивости является основой РИПД.
Для различных предметных сфер деятельности приоритетное значение могут иметь конкретные виды БПО и их сочетаний. Например, при удостоверении местоположения в паре «земельные участки гидрографические объекты» существенное значение имеют ПД о гидрографических объектах, границы которых являются природными рубежами и к тому же меняются во времени; границы муниципальных образований в соответствующих законах субъектов РФ описываются в виде совокупности ссылок на границы квартальной сети в информационных ресурсах лесного кадастра, границы земельных участков, границы поселений; для удостоверения местоположения инженерных коммуникаций в городах важна привязка к строениям и др. Некоторые виды ПД при удостоверении местоположения пространственного объекта используются опосредованно через цепочку ссылок. Например, геодезические пункты: координаты углов строений, полученные путем измерений на основе информационных ресурсов о геодезических пунктах, далее служат основой для привязки относительно них многих других объектов в тех случаях, когда такой уровень точности экономически целесообразен и легитимен и др.
Как правило, ПД о БПО являются «ссылкообразующими» для формирования ПД о всех других видах объектов. Ссылки на ПД о других пространственных объектах, которые входят в состав данного ПО (пересекаются с ним, включают его, соседствуют или связаны с ним и др.), должны быть обязательной характеристикой пространственных объектов. Следует разделять систему ссылок внутри самого множества БПО, ссылок ПД о других ПД на БПД и ссылки между ПД о других пространственных объектах друг на друга. В данной работе рассматриваются системообразующие ссылки РИПД, т. е. ссылки первых двух видов.
В рамках БПО федерального уровня системообразующими являются данные о пунктах геодезической сети, обеспечивающие единство координатного пространства, в котором удостоверяется местоположение любых объектов на территории РФ. При формировании ПД о всех других видах БПО они безусловно в прямой или опосредованной форме должны ссылаться на этот вид БПО. Среди моделей местности столь же фундаментальное значение имеют ПД о рельефе. Далее существенное значение в последовательности формирования БПД имеют гидрографические объекты. Затем растительность (леса и многолетние насаждения), транспортная инфраструктура и строения. ПД административно-территориального деления, как правило, ссылаются на все эти виды объектов.
Существенно, что в связи с особой системообразующей ролью БПО в РИПД обязательно поддержание системы взаимных ссылок БПО друг на друга с тем, чтобы модификация реального местоположения и ПД об отдельном БПО не проводилась без согласования с другими БПО, на которые они ссылаются. Так, часто при застройке территории, т. е. сносе и постройке новых строений, изменении местоположения транспортной инфраструктуры уничтожаются геодезические пункты, при лесоустройстве меняется нарезка лесных кварталов, являющихся одновременно границами административно-территориальных единиц и т. п. Аналогичные последствия могут иметь место и при изменении местоположения или ПД о других видах пространственных объектов, при которых не отслеживается их связь и не согласуются изменения ссылок на другие БПО. Поэтому при планировании любых изменений местоположения ПД о БПО обязательно должно проводиться согласование по системе имеющихся ссылок с другими БПО. Необходима система предварительного уведомления об изменении БПО с последующим согласованием планируемых изменений между организациями, ответственными за конкретные виды БПО на данной территории.
Для других видов ПД также существенно хранение ссылок на БПО (например, сетей теплоснабжения на строения). Так, имеются случаи, когда такие коммуникации в городах были «привязаны» к строениям, но при инвентаризации оказывается, что часть таких строений уже уничтожена, а данные об их предыдущем координатном положении недоступны, в результате чего резко снижается точность удостоверения местоположения участка. Это означает, что полоса, которая удостоверяет местоположение сети, становится шире, следовательно, из оборота изымается значительная часть территории, поскольку на ней нельзя проводить строительные и земляные работы. Так, при снижении точности на 5 м на 1 км (погонный) трассы изымается дополнительно 0,5 га городской территории, стоимость которой на порядки превышает затраты на согласование данных. Для предупреждения подобных проблем необходимо публичное уведомление о планировании изменения местоположения, или ПД о БПО, либо, что значительно более эффективно, концентрация информации на территорию у одного администратора РИПД.
При выборе БПО для кадастра объектов недвижимости и отдельных видов природно-ресурсной деятельности необходимо учитывать:
существующее состояние БПО и ПД о них на данной территории;
имеющиеся ссылки между ПД о БПО на данной территории.
Так, при ведении земельного кадастра часто не учитывалось состояние геодезической сети. В обследованных городах 50% и более геодезических пунктов было уничтожено или находилось в непригодном для использования состоянии, что не позволяло обеспечивать соблюдение требований при формировании координатных описаний объектов, предотвращать конфликты и противоречия между ними, гарантировать совместимость ПД о БПО и защиту прав граждан. Тем не менее, поскольку задача реконструкции геодезической сети (затраты на решение которой составляли незначительную долю по отношению к объему работ по формированию объектов) являлась инфраструктурной для города в целом и обслуживала широкий круг задач на территории города (изыскания, проектирование, строительство и др.) отдельные ведомства и инвесторы не проявляли инициативы в ее решении, а руководство города не знало и недооценивало ее роль. В конце 90-х годов прошлого века данный вопрос решался в отдельных городах путем специально развернутых рекламных кампаний (Ухта, Тольятти и др.). На современном этапе в рамках государственной политики вопросы состояния ПД о БПО должны быть перенесены с уровня частных отраслевых задач на уровень РИПД как основы социально-экономического развития страны, без которой невозможно принятие большого числа решений в рамках концепции «электронного государства».
Для формирования кадастра объектов недвижимости необходим широкий набор ПД о БПО: геодезических пунктах, которые также являются объектами недвижимости и одновременно выполняют функцию «ссылкообразующих» для всех других БПО; гидрографических объектах; лесах и многолетних насаждениях; строениях, входящих в состав объектов недвижимости; земельных участках; правовых (территориальных) зонах.
Источники ПД и характеристики данных об этих видах БПО описаны отдельно в разделе обзора нормативно-правовых документов. Следует отметить, что уровень качества различных видов БПД существенно различается. Целесообразно представлять систему ПД об пространственных объектах в виде «кадки Добенека» (методологический прием, иллюстрирующий на примере обычной кадки, что объем воды, который можно налить в кадку, лимитируется высотой самой маленькой из боковых дощечек кадки, сколько бы мы не наращивали остальные дощечки, и что крайне важно развивать отстающие звенья). Например, если у нас по территории некоторого города очень точно удостоверено местоположение газовых сетей, на среднем уровне тепловых сетей и очень плохо сетей водоснабжения, то реальный уровень проблем будет обусловлен именно последним. В отношении ПД по БПО для кадастра недвижимости обязателен анализ сложившегося состояния для всех объектов в совокупности и выявление самых слабых элементов. При прочих равных условиях целесообразно обращать внимание на те БПО, которые являются «ссылкообразующими». Так, в целом, обязательно обращать внимание на состояние геодезической сети. Слабым элементом является удостоверение местоположения водных объектов, учет фактора реального изменения их границ и, соответственно, вопрос удостоверения образующихся вокруг них буферных зон (водоохранных и др.). Крайне важно использовать модели местности ортофотопланы и рельеф.
Для отдельных видов природно-ресурсной деятельности существенна их увязка с другими видами БПО. Это особенно актуально в связи с тем, что созданные в рамках природно-ресурсной деятельности данные в немалой мере определяют экономическую эффективность использования РИПД, обеспечение экономической и экологической безопасности страны. Это относится к данным лесного кадастра и связанным с ними широким кругом деятельности по использованию и воспроизводству лесных ресурсов, данным кадастра месторождений, водного кадастра и связанного с ним отраслевого рыбного кадастра. Практически во всех этих отраслях в течение ряда лет ведутся работы по созданию ГИС и информационных ресурсов ПД соответствующих видов, и во всех отмечена настоятельная необходимость в использовании ПД о других видах БПО, которые в настоящее время эти отрасли вынуждены приобретать или создавать самостоятельно, что ведет к дублированию работ, увеличению затрат на их ведение, конфликтам и противоречиям между создаваемыми ПД.
В связи с отсутствием в настоящее время качественной картографической основы целесообразно использовать в качестве кадастровых БПД ортофотопланы различных масштабов (от 1:500 в городах до 1:25 000 и мельче на других территориях). См. также: Каталог Организаций: - Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ** - ЦГИ ИГ РАН