«Гудок»: привязка автомобильных перевозок к системе ГЛОНАСС/GPS позволит значительно повысить их безопасность и эффективность
В газете «Гудок» от 30 июня 2006 г. опубликована статья «Водителям запретят «налево»». Предлагаем Вашему вниманию перепечатку этой статьи.
С 1 января 2008 года на орбите заработает группировка из 24 российских спутников, которые будут обеспечивать глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС. Таким образом, начнет действовать российский аналог американской системы GPS.
Какие преимущества
Инициатором привязки автомобильных перевозок к системе ГЛОНАСС/GPS выступает саморегулируемая ассоциация автомобильных перевозчиков (СААП). Как заявил «Гудку» президент СААП Станислав Швагерус, использование спутниковой привязки и мобильной связи как перевозчиками, так и оперативными службами позволит значительно повысить безопасность и эффективность перевозок. «Руководство транспортного предприятия, ГИБДД, МЧС и другие службы смогут в режиме реального времени получать информацию о ДТП, террористическом акте, угоне или взломе транспортного средства», пояснил он.
По словам ведущего специалиста Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Александра Пилиповича, система спутникового мониторинга позволяет экстренно передавать информацию с транспортного средства нажатием так называемой «тревожной кнопки» при возникновении нештатной ситуации. Представитель транспортной компании в этом случае может дистанционно управлять ситуацией, в частности отключить подачу топлива или заблокировать двери машины.
Как утверждает Станислав Швагерус, с помощью спутниковой системы мониторинга можно также контролировать груз, установив на фургон электронные пломбы, которые подадут сигнал при взломе.
Если система работает в режиме «черного ящика», информация о состоянии транспортного средства накапливается в ходе выполнения рейса. «При этом временной интервал, с которым записывается информация, формируется непосредственно пользователем», утверждает Александр Пилипович. «Система в режиме «черного ящика» позволяет понять, что происходило с транспортным средством непосредственно перед аварией или другим ЧП. Это значительно облегчит расследование происшествия», добавляет Станислав Швагерус.
Система спутникового мониторинга позволяет также оптимизировать расходы транспортной компании, поскольку за водителем осуществляется круглосуточный надзор и он не имеет возможности совершать «левые» рейсы. Также есть возможность контролировать режим труда и отдыха водителя, соблюдение скоростного режима.
С помощью системы спутниковой навигации можно повысить логистическую составляющую перевозок. По словам Александра Пилиповича, система мониторинга и навигации может автоматически прокладывать маршрут, составлять расписание развоза товара с терминалов, следить за выполнением расписания и работать с электронными экспедиторами.
Как это работает
Информация о местонахождении и состоянии транспортного средства с бортовой системы навигации и мониторинга по сотовым или спутниковым системам мобильной связи поступает в диспетчерский центр. Там она привязывается к электронной карте местности. На автопредприятии могут отслеживать движение машины через Интернет, получив в диспетчерском центре соответствующий доступ.
На компьютер пользователя могут быть установлены также специальное программное обеспечение и электронные карты.
Простейший вариант получения информации из диспетчерского центра на мобильный телефон в виде SMS-сообщений о местонахождении и состоянии машины. С «мобильника» же можно отдавать команды например, заблокировать зажигание машины.
Развитие спутниковой навигации в нашей стране пока сдерживается повышенной секретностью картографии и ограничением точности определения координат географических объектов индивидуальными приемниками (30 м), полагает президент
«ГИС-Ассоциации» Сергей Миллер. «Уровень навигационной картографии слишком низок. В этой сфере почти не работают рыночные механизмы. Для бизнеса очень много сложностей и рисков в этой сфере деятельности. Надо получать лицензию, разрешения на разработку и опубликование карт. Кроме того, отсутствуют четкие нормативные документы, регламентирующие издание открытой картографической продукции различных масштабов», считает Сергей Миллер.
Пока в нашей стране существует ограниченный доступ к картам масштаба крупнее, чем 1:100 000, которые необходимы для навигации легкового транспорта в городах. Для грузового транспорта нужны карты масштаба 1:200 000 они могут находиться в свободном обращении. Но наличие таких карт, имеющих полный пакет сертификатов, имеется только по отдельным регионам.
С точностью до сантиметра
Система ГЛОНАСС, которая должна заработать с 2008 года, по своему назначению ничем не отличается от американской GPS, говорит Станислав Швагерус. Наши спутники позволят владельцам комбинированных приемников ГЛОНАСС/GPS не зависеть от американских спутников в том случае, если они не будут подавать сигнал. По той же причине европейцы в настоящее время разрабатывают свою систему глобального позиционирования Galileo.
«Введение в действие системы ГЛОНАСС позволит увеличить число спутников, находящихся в данный момент времени в пределах видимости индивидуальных приемников, утверждает президент «ГИС-Ассоциации» Сергей Миллер. Это даст более быстрый и точный сигнал, что особенно важно в местах массовой застройки или в горах. Чтобы получать сигнал, индивидуальный приемник должен поддерживать связь как минимум с тремя спутниками».
Использование трех спутниковых группировок (GPS, ГЛОНАСС и Galileo) сделает реальным применение «черных ящиков» на всех видах транспорта, поскольку технологически может быть обеспечена сантиметровая точность при той же цене приемников. Останется только дополнить их записывающим траекторию движения и скорость транспортного средства устройством (последние 10 минут перед аварией), и все проблемы поиска виноватых в ДТП будут носить чисто процессуальный характер. Вызывать ГАИ не будет смысла, поскольку все и так запротоколировано.
Станислав Швагерус надеется, что с вводом в действие системы ГЛОНАСС перевозчики будут более активно к ней подключаться. Пока же, по его данным, системой GPS пользуются не более 20% крупных перевозчиков. На российском рынке услуги по подключению и обслуживанию пользователей спутниковой навигации осуществляют 15 20 компаний. В обязательном порядке системой ГЛОНАСС/GPS, согласно постановлению правительства от 9 июня 2005 года, должны быть оборудованы транспортные средства для перевозки пассажиров и опасных грузов, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2006 года.
Многих перевозчиков останавливает цена бортового оборудования, которая может достигать тысяч. Однако через полтора года на рынке должен появиться прибор, цена которого не превысит 0, уверен Станислав Швагерус. Чем активнее перевозчики будут подключаться к системе спутникового мониторинга, тем быстрее будет дешеветь оборудование. Тут вполне уместны аналогии с тем, как постепенно стала общедоступной сотовая связь.
«Мы предлагаем сделать одним из критериев доступа к рынку наличие системы спутниковой навигации, говорит президент СААП. Доступ к рынку можно организовать через систему добровольной аккредитации при региональных отраслевых организациях или при федеральном органе по контролю и надзору в сфере грузовых автоперевозок».
По словам Станислава Швагеруса, международный опыт подтверждает эффективность спутниковой навигации и мониторинга. В США в настоящее время ею пользуются более 50% перевозчиков, и в ближайшее время подключатся еще 30%. Систему GPS используют 70% польских перевозчиков. В Китае оборудованием ГЛОНАСС/GPS планируется оснастить 500 тыс. автомобилей-такси.
Экономический эффект от внедрения системы навигации
Анатолий Пинсон, советник гендиректора компании «Совтрансавто»:
Ряд транспортных предприятий нашей компании используют спутниковую навигацию уже 10 лет. Только брестское предприятие ею не пользуется, ограничиваясь мобильной связью.
Система спутникового мониторинга дает очевидные преимущества. Мы три раза в сутки отслеживаем местонахождение каждой машины. В сложной ситуации можем принять экстренное решение. Немаловажный фактор контроль за работой водителей: мы можем отследить, когда машина отклонилась от маршрута, можем контролировать расход топлива.
В системе спутникового мониторинга заинтересован не только перевозчик, но и клиент, который хочет знать, где в данный момент находится его груз. Соответственно, мы можем повышать ставку фрахта на машинах, оборудованных системой спутниковой навигации.
Недавно использование спутниковой системы обсуждалось на общем собрании руководителей предприятий нашей компании в Смоленске. Все, кроме калининградского филиала, довольны. В Калининграде были технические неполадки, которые в настоящее время устраняются. Наш генеральный директор решил, что теперь весь новый подвижной состав будет оснащаться системой спутниковой навигации и мониторинга.
Николай Иванцов генеральный директор компании «Траст-Лайн»:
Пока систему GPS на своих машинах не используем, но рассматриваем такую возможность. Слышали, что скоро начнет работать альтернативная российская система, поэтому пока мы стоим перед выбором. Будем наблюдать, как она заработает.
Илья Соловьев, гендиректор транспортной компании «Макситранс»:
Недавно я уволил водителя, на машине которого был установлен маячок, передававший сигнал на мой компьютер. Я видел, что машина длительное время не двигается под Чебоксарами. Отправил сотрудника из чувашского офиса выяснить, в чем дело. Оказалось, водитель спит пьяный.
Или другой пример. Мы гоняем машины в Чечню. Я вижу, что фура сворачивает с трассы в неустановленном месте. Тут же звонит водитель и объясняет, что заехал перекусить. То есть я в любой момент могу контролировать, что происходит с моими машинами. Эта система также значительно повышает дисциплину водителей. В числе прочих преимуществ скидка на КАСКО порядка 5%.
Пока мало кто из перевозчиков пользуется навигационной системой в основном из-за того, что не хотят тратить деньги. В среднем комплект оборудования стоит 1000 евро, а ежемесячная абонентская плата 1500 руб. с комплекта. Рентабельность бизнеса пока у нас невысокая, но мне эта система помогает зарабатывать.