Юдинских В.Г. Система единого окна в оформлении документов на недвижимость: предпосылки возникновения и практика воплощения
Юдинских В.Г.
ОГУП «БТИ» Ульяновска
«Вы должны построить организацию, которая обеспечивает координацию в процессе выполнения работ. Нить должна быть соразмерена с нитью, с тем, чтобы потом не пришлось решать трудную задачу соединения вместе клочков законченной ткани».
Мери Паркер Фоллет (1926 г)
Государству как управляющему ресурсами страны, необходимо точно знать, какое недвижимое имущество существует в целом по стране, каковы его правовые и экономические характеристики. Для этого необходима единая система учета и описания объектов недвижимости, регистрации прав на недвижимость, которая должна работать по единым правилам.
В настоящее время идет формирование и наполнение единых информационных ресурсов, например сведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения государственного земельного кадастра. Следующий этап единая информационная система технического учета и инвентаризации объектов капитального строительства.
Сложившаяся система оформления документов на недвижимость в России представляет собой некоторое число государственных, муниципальных и частных организаций, реализующих различные функции в оформлении документации на недвижимость.
Каждая организация заведует своим фронтом работ. Органы технической инвентаризации (БТИ) это технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства; органы государственного земельного кадастра описание и индивидуализация земельных участков в Едином государственном реестре земель; органы Федеральной регистрационной службы государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней, для осуществление которой в том числе применяются документы, подготовленные БТИ и органами государственного земельного кадастра. Кроме этих служб, в оформлении документов на недвижимость принимают участие администрации муниципальных образований в лице комитетов по управлению имуществом, органов опеки, отделов архитектуры и градостроительства; нотариусы, муниципальные и частные землеустроительные и проектные организации, паспортная служба и проч.
Таким образом, существует ряд государственных, муниципальных и частных организаций, выполняющих каждый свою функцию в едином процессе оформления прав на недвижимое имущество и в конечном итоге обеспечивающие рыночный оборот недвижимости. В общем случае они все работают слаженно, по единым правилам. Эти правила нарабатывались и продолжают нарабатываться практикой, в процессе постоянного взаимодействия этих организаций между собой.
Однако при возникновении нестандартных ситуаций эта система не может работать сама по себе, без внешнего воздействия, без координирующего звена. В этом случае необходимо выяснить мнение каждой организации с точки зрения закона и практики, согласовать различные мнения и принять единое решение: как необходимо действовать в данной конкретной ситуации.
С точки зрения менеджмента, если есть общая цель: оформление документов на недвижимость, то реализация отдельных подцелей, например, технический учет объектов недвижимости, постановка на кадастровый учет земельных участков и т.д., должны быть скоординированы.
Возможно, функцию координации процесса оформления документов и принятия решений в нестандартных ситуациях могли бы исполнять органы Федеральной регистрационной службы, как конечный пункт в оформлении документов на недвижимость. Однако по закону органы регистрационной службы наделены только полномочиями по государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью. (Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.)
В сложившейся на настоящий момент структуре оформления документации на недвижимость «соединять концы», то есть взаимодействовать с множеством инстанций, отвечающих за решение различных аспектов оформления, приходится владельцу собственности или посреднику (риэлтеру, адвокату, частнопрактикующему юристу). Это требует весьма значительных затрат труда и повышает неопределенность решения отдельных задач. Таким образом, подобная система крайне неэффективна.
Владельцу недвижимости (или его доверенному лицу) нужен, как правило, не отдельный документ, выдаваемый определенной организацией, а решение какой-то проблемы (нужно оформить права на наследство, приватизировать квартиру, узаконить самовольные постройки, продать квартиру, дом). Многие граждане вспоминают «старые добрые времена», когда оформление сделки с домом предполагало всего лишь подписание договора у нотариуса или в сельсовете. В настоящее время, гражданин вынужден самостоятельно пройти все эти организации, чтобы сначала выяснить, как решить свой вопрос, а потом непосредственно переносить документы из одной организации в другую, объясняя в каждой, что ему нужно, исполняя разные требования к составу и содержанию документов, согласовывая требования одной организации с требованиями другой.
Все это сделать достаточно легко, когда случай стандартный (например, подготовка приватизированной квартиры без незаконной перепланировки к продаже), и работа государственных и муниципальных органов налажена так, что нет очередей, и у сотрудников этих организаций есть время давать консультации и полномочия подсказывать людям, как решить их проблемы самым дешевым и быстрым способом. Такая ситуация, как все идеальное, нереальна. Очереди в кабинеты БТИ, УФРС и прочих организаций исчезают только ночью. Ни процедурами, ни бюджетным финансированием государственных и муниципальных служб не предусмотрена функция координации прохождения документов по инстанциям и комплексного консультирования граждан по их вопросам, связанным с недвижимостью.
Практика показывает, что должен существовать связующий элемент между решающим свою проблему гражданином (организацией) и множеством ведомственных организаций частных и государственных. Этого-то элемента, выполняющего как координирующую, так и консультационную функцию, не достает в системе организаций, реализующих отдельные функции оформления документов на недвижимость. Не хватает «одного окна», куда можно обратиться за решением конкретной проблемы, а не просто за отдельным документом.
Возможно, следующим этапом станет создание единой государственной системы по подготовке документов и регистрации прав на недвижимость и сделок с ним, работающей по принципу «единого окна». В настоящее время такие системы создаются не на общегосударственном, а на местном (муниципальном, субъектов федерации) уровне.
«Единые окна» в регионах создаются в форме и государственных унитарных предприятий, и обществ с ограниченной ответственностью.
В основном, принцип работы этих «Единых окон» следующий: Клиент приносит имеющиеся у него документы и ставит задачу, которая полностью решается в согласованные сроки.
В большинстве случаев, задача клиента связана не просто с оформлением документов на недвижимость, но и с сокращением времени оформления, например, для проведения операции с недвижимостью.
Задачи предприятия «Единого окна» определяются как:
1. координация процесса оформления документов;
2. сокращение времени документооборота;
3. консультирование населения по вопросам недвижимости.
Исходя из задач и наработанной практики действующих предприятий, можно сформулировать некоторые обязательные и желательные условия организации предприятия системы «Единого окна»:
1) наличие квалифицированных юристов, знающих регламент и специфику работы государственных и муниципальных органов, вплоть до индивидуальных особенностей их отдельных сотрудников;
2) возможность индивидуального консультирования по жилищным, семейным, имущественным вопросам ведь проблема часто связана не только с самим объектом недвижимости, но и с конкретной жизненной ситуацией;
3) технологии работы, оптимизирующие процесс оформления документов;
4) программное обеспечение, позволяющее ускорить процесс и повысить качество контроля всех этапов оформления;
5) наличие в структуре функциональных отделов, осуществляющих все лицензированные виды деятельности, связанные с оформлением документов на недвижимость.
На 2006 г. система «Единого окна» успешно реализуется в нескольких субъектах РФ. В Димитровграде Ульяновской обл. работает «Единое окно», учредителями которого выступили частные лица. В Белгороде и Ульяновске действуют предприятия системы «Единого окна», образованные по инициативе областной администрации. Представим работу системы на примере центра «Одно окно» на базе ОГУП БТИ в Ульяновской области (Рисунок 1).
Рисунок 1. Подготовка документов на недвижимость Единым центром «Одно окно» (Ульяновск)
В настоящее время конкретные действия специалистов «Единого окна» сводятся к следующему:
1. выяснить ситуацию (спросить у клиента, что конкретно он хочет сделать со своей недвижимостью (продать, приватизировать, узаконить перепланировку и т.д.);
2. провести анализ документов клиента (соответствуют ли представленные документы требованиям законодательства и что необходимо сделать, чтобы привести их в соответствие законодательству);
3. определить оптимальный по срокам и стоимости порядок оформления документов (последовательность обращений в различные организации);
4. непосредственно переносить бумаги из одной организации в другую;
5. отслеживать прохождение документов в этих организациях (в том числе используя личные контакты с сотрудниками);
6. в случае возникновения проблем совместно с клиентом оперативно принять решение о дальнейших действиях.
Экономический эффект от предстоящего введения в государственном масштабе системы «Единое окно» пока оценить сложно. Важен тот факт, что услугами «Единого окна» все активнее пользуется множество граждан и юридических лиц. Отдельные результаты работы предприятий «Единого окна» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты деятельности предприятий «Единого окна»
Предприятие
Период работы
Заключено договоров на оформление документов* (цифры округлены)
Проведено бесплатных консультаций**
Единый центр «Одно окно», г. Ульяновск
январь 2006 июль 2006
400
4000
ООО «Департамент Единого окна по недвижимости», г. Димитровград
сентябрь 2005 июль 2006
1000
10000***
* С физическими и юридическими лицами
** Данные приведены из среднего соотношения 1 договор на 10 проведенных консультаций.
*** В расчет включены выездные консультации для жителей сельских населенных пунктов Мелекесского р-на Ульяновской области.
Представленные в таблице данные позволяют утверждать, что деятельность «Единых окон» действительно востребована. Стоить отметить также социальный эффект работы «Единого окна» большое количество бесплатных консультаций, помогающих людям лучше ориентироваться в своей правовой ситуации.
Проявляется и координирующая функция «Единого окна». Значительно сокращается время оформления за счет своевременной подачи правильно оформленной документации в государственные и муниципальные службы, облегчение работы и повышение производительности труда их служащих, работающих с профессионалами, оптимизации работы экспертов и оформителей «Единого окна». Помимо этого, сами службы в некоторых случаях идут на снижение сроков оформления.
Главное преимущество обращений в «Единое окно», по мнению клиентов избавление от необходимости «отстаивания очередей», многомесячного ожидания документов, неопределенности результата. Согласно опросу, проведенному среди клиентов ООО «Департамент Единого окна по недвижимости», 97% клиентов полностью удовлетворены результатами обращения в организацию.
Можно выделить несколько «слабых мест» в системе оформления документов на недвижимость, мешающих основным целям «Единого окна»: сокращению сроков документооборота, координации процесса оформления документов.
Первая, очевидная проблема отсутствие механизмов своевременного оперативного обмена информацией между отдельными государственными и муниципальными структурами. Это приводит к тому, что сроки оформления документов непредвиденно возрастают из-за того, что проблема вовремя не была озвучена соответствующей организацией, а выявилась на завершении этапа оформления. Здесь можно выделить два вопроса: как обеспечить обмен информацией и как изменить процедуры для своевременного обнаружения проблем на этапе приема документов.
В целях преодоления разобщённости различных структур необходимо создать единое информационное пространство, которое объединит учреждения и организации различной ведомственной принадлежности, что позволит организовать оперативный обмен информацией, обеспечить её прозрачность и достоверность. В конечном итоге цель создания такого информационного поля добиться того, чтобы чиновник работал с информацией, а не с конкретным заявителем, но для этого необходима поддержка, понимание и содействие со стороны ведомств, задействованных в оформлении прав на недвижимое имущество.
Вторая проблема в несовпадении регламентов различных организаций. Как результат, приходится готовить разные пакеты документов, порой дублирующих друг друга.
Третья проблема пробелы в законодательстве, точно не устанавливающем отдельные процедуры. Такая ситуация сложилась с органами опеки, где четко не оговорены ни процедуры работы, ни критерии принятия решений, что создает неопределенность сроков оформления документов.
Четвертая проблема ведомственная близорукость, непонимание экономической и социальной значимости координирующей деятельности «Единого окна». Данная проблема будет решаться по мере накопления положительного опыта взаимодействия с предприятиями «Единого окна».
Пятая проблема отсутствие общих стандартов работы самих предприятий системы «Единого окна» по России.
Как мы видели, эффективность работы и социальная значимость предприятий «Единое окно» не зависит от того, при государственной или частной организации они созданы. Главное условие успешной работы системы «Единого окна» единое информационное поле, а также единые стандарты работы: квалификация сотрудников, функциональная структура организации, программное обеспечение и др. Требуется также признание социальной значимости «Единого окна».
На данном этапе, предприятия «Единого окна» решают поставленные перед ними задачи: координации процесса оформления документов, сокращение времени документооборота, своевременное и всестороннее юридическое консультирование граждан. Можно сделать вывод о том, что система «Единого окна» работает, и довольно успешно.
Предполагается, что в перспективе развитие системы «Единого окна» будет идти по пути разработки общих стандартов и процедур взаимодействия, совершенствования правовой базы, автоматизации, создания единых баз данных. По выходу на этот уровень, экономический эффект от введения системы будет уже общепризнанным и неоспоримым.
Источник: Материалы 3-й Всероссийской конференции «Опыт реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями» Цитирумость документа: 1