Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Конференции/Наши конференции/Ульяновск-2006/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Шилова И.Е., Сытин В.М., Марина Г.В. Принцип «одного окна» в деятельности администрации Великого Новгорода при исполнении федерального законодательства и реализации его в современных условиях

Шилова И.Е.
МУ «Муниципальная служба по работе с недвижимостью по Великому Новгороду»
Сытин В.М., Марина Г.В.
Администрация Великого Новгорода

Возникновение принципа «одного окна» в деятельности Администрации Великого Новгорода и введение порядка регистрации прав на недвижимость в соответствии с постановлением Администрации города Новгорода от 9 февраля 1995 г. №20.

Идея создания «одного окна» в деятельности Администрации Великого Новгорода возникла в результате осуществления полномочий органами местного самоуправления в области землепользования и охраны земель, закрепленных в статьях 66 и 71 Закона РФ от 06.07.1991 года №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и соответствующих положениях Земельного кодекса РСФСР 1991 года.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, устанавливающей право частной собственности на землю (статья 9 Конституции РФ) и послужившей основой для развития рыночных отношений в условиях осуществления реформирования местного самоуправления, основанного на положениях Конституции Российской Федерации по самостоятельному решению вопросов местного значения, возникла необходимость создания согласованной системы деятельности органов местного самоуправления и соответствующих органов государственной власти, участвующих в процессе регулирования земельных отношений, и связанной с ними регистрации прав на недвижимое имущество.

На уровне Российской Федерации специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в области регистрации прав на недвижимое имущество и осуществления единого учета объектов недвижимости отсутствовали. Понятие «недвижимость» или «недвижимое имущество» впервые на уровне нормативных правовых актов Российской Федерации появилось в Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

Таким образом, органы местного самоуправления в целях исполнения вышеуказанных положений действующего на тот период времени федерального законодательства и осуществления собственных полномочий должны были создавать необходимые для этого системы. Поэтому Администрацией города Новгорода в целях повышения эффективности ее деятельности при выполнении своих полномочий, в том числе и в области землепользования, градостроительства и с целью координации действий Администрации с соответствующими службами города, участвующими в процессе управления земельными ресурсами (например-выдача технических условий на инженерное, санитарное и противопожарное обеспечение объектов и др.), было принято постановление от 23.09.1994 года №139 «О структуре, штатном расписании и сокращении штатной численности Администрации города». В соответствии, с которым в структуре комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Новгорода был создан отдел по работе с недвижимостью. Основной задачей отдела по работе с недвижимостью являлась организация работы с заявителями по принципу «Одного окна» по вопросам:
выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объектов строительства;
предоставление земельных участков на территории города Новгорода;
строительных изменений объектов недвижимости;
аренды муниципального имущества и земельных участков;
получения технических условий на подключение и прокладку инженерных сетей;
размещение и распространение наружной рекламы;
регистрации прав на объекты недвижимого имущества и земельные участки;
приватизация жилищного фонда города Новгорода;
иным вопросам подготовки правоустанавливающих документов на объекты недвижимости.

Для обеспечения согласованных действий Администрации города и соответствующих служб города, участвующими в процессе управления земельными ресурсами организаций было принято распоряжение Администрации города от 31 октября 1994 г. №1940рг «Об упорядочении подготовки и выдачи технических условий на проектирование и строительство объектов в г. Новгороде». С целью создания единой системы по учету недвижимого имущества и регистрации прав на него постановлением Администрации города Новгорода от 09.02.1995 года №20 был утвержден Временный порядок регистрации прав граждан и юридических лиц на недвижимость на территории г. Новгорода.

Таким образом, впредь до принятия Закона Российской Федерации о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, процедуру регистрации прав осуществлял отдел по работе с недвижимостью КУМИ.

В настоящее время в целях реализации прав граждан на приватизацию в соответствии с законом Российской от 4 июля 1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и принципа «Единого окна», сформированного органами местного самоуправления Великого Новгорода при исполнении Федерального закона от 20 июля 1997 г. №110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» для подготовки документов по вопросам землепользования, архитектуры и градостроительства при обращении физических и юридических лиц в Администрацию города и в соответствии с Земельным, Жилищным, Градостроительным кодексами Российской Федерации постановлением Администрации Великого Новгорода от 19 октября 2005 г. №211 «О создании муниципального учреждения «Муниципальная служба по работе с недвижимостью по Великому Новгороду» создано муниципальное учреждение «Муниципальная служба по работе с недвижимостью по Великому Новгороду». Деятельность указанного муниципального учреждения в рамках осуществления принципа «Одного окна» реализуется в соответствии с постановлением Администрации Великого Новгорода от 3 октября 2003 г. №261 «О порядке подготовки и прохождения документов, связанных с рассмотрением заявлений, поступающих в муниципальное учреждение «Служба по работе с недвижимостью по Великому Новгороду».

Федеральное и местное законодательство по введению налогообложения недвижимости как правовой основы оптимизации и эффективного реформирования земельных правоотношений.
Следующим знаменательным периодом в дальнейшем совершенствовании системы «единого окна» в деятельности Администрации Великого Новгорода являлся период проведения эксперимента по налогообложению недвижимости, проводимый в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1997 г. №110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери». В соответствии, с которым были приняты следующие законодательные и нормативные правовые акты:
закон Новгородской области от 13 января 2000 г. №106-ОЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городе Великий Новгород»;
решение Новгородской городской Думы от 28 января 2000 г. №836 «Об утверждении Положения о налоге на недвижимость»;
решение Новгородской городской Думы от 29 декабря 1998 г. №529 (в редакции решения Думы Великого Новгорода от 26 июня 2001 г. №178) «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра объектов недвижимости для целей налогообложения»;
решение городской Думы от 28 января 2000 г. №837 «Об утверждении Методики оценки стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения;
постановление Администрации города от 28 февраля 2000 г. №21 «О создании комиссии по рассмотрению обращений, заявлений и жалоб налогоплательщиков» (в редакции постановления Администрации города от 07.03.2003 г. №58;
распоряжение Администрации города Новгорода от 22 января1997 г. №244рм «О кадастровых номерах объектов недвижимости».

Исходя из содержания вышеназванного законодательства и нормативных правовых актов Великого Новгорода одним из основных условий введения налога на недвижимость являлось создание базы данных о недвижимости, находящихся на территории Великого Новгорода. В рамках осуществления этой задачи Администрацией Великого Новгорода был создан реестр недвижимости, который представлял собой совокупность технических, экономических и юридических характеристик объектов недвижимости, достаточных для учета, оценки и последующего налогообложения недвижимого имущества. В целях оптимизации формирования такой базы была разработана информационная система управления и ведения реестра недвижимого имущества. В рамках проведения эксперимента система поддерживается в актуальном состоянии. Геоинформационная система, создана в соответствии с распоряжением Администрации города от 16 августа 1994 г. №1420рг «Об информационном обеспечении городского кадастра». Для эффективного функционирования и использования геоинформационной системы, оптимального взаимодействия ее субъектов, в территориальной близости здания Администрации Великого Новгорода были размещены все структурные подразделения, участвующие в формировании этой системы: комитет по земельным ресурсам и землеустройству, комитет по информатизации, комитет по архитектуре и градостроительству, отдел по работе с недвижимостью, сектор по налогообложению недвижимости комитета экономики и финансов, МУ «Бюро технической инвентаризации», инспекция государственного архитектурно-строительного надзора. Кроме того, компьютерной сетью через сервер Администрации были объединены инспекция МНС по Великому Новгороду и ФГУ «Земельная кадастровая палата». Создание и наполнение городского кадастра происходило параллельно с проведением мероприятий по сплошной инвентаризации, выявлению новых объектов, учету и переучету городской недвижимости.

Осуществление указанной деятельности было вызвано отсутствием информации в полном объеме об объектах недвижимости на территории Новгорода (до 1994 года многие организации осуществляли самостоятельно технический учет объектов недвижимости, состоящих у них на балансе). При этом осуществлялась сверка объектов недвижимости, находящихся в реестре Администрации города, с наличием объектов недвижимости у организаций для корректировки и внесения изменений и дополнений. По мере выявления недостающих характеристик у объектов недвижимости информация передавалась структурным подразделениям Администрации города с целью внесения поправок. Отчет о состоянии базы данных готовился ежемесячно.

В ходе эксперимента были выявлены следующие основные проблемы правового обеспечения развития эксперимента по налогообложению недвижимости.

Так в области налогового законодательства:
необходимость однозначного определения правового статуса налога на недвижимость. Налог на недвижимость местный, а не региональный налог. Устранение основного противоречия федерального законодательства (ст.3 ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» устанавливает, что это местный налог, а ст. 14 Налогового кодекса региональный).
В соответствии с Программой развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. №584, налог на недвижимость относится к числу местных и подлежит 100% зачислению в местный бюджет.

Указанная Программа являлась основополагающим нормативным правовым актом для принятия соответствующих мер по развитию бюджетного федерализма. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N584 федеральным органам исполнительной власти поручено учитывать положения Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. при подготовке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов;

необходимость сокращения числа льгот, предусмотренных действующим законодательством.
В области земельного законодательства:
устранение противоречий при государственной регистрации прав на землю (установление обязательной регистрации права на объекты недвижимого имущества вместо действующего заявительного права на регистрацию), кроме этого: представление к моменту государственной регистрации прав соответствующего документа об оплате налога на недвижимость;
установление однозначного определения понятий («части земельного участка» как земельного участка, выделенного в натуре и «земельной доли» при праве общей долевой собственности и общего долевого пользования на условиях аренды и праве бессрочного (постоянного) пользования;
устранение противоречий в регистрации права бессрочного (постоянного) пользования, которое не требует обращения органа власти, и права аренды и договора аренды на землю, при регистрации которых необходимо обращение двух сторон договора (договор не подлежит обязательному нотариальному удостоверению).

А также, необходимость изменения сложившейся системы информационного и технологического взаимодействия органов, осуществляющих ведение государственных и иных кадастров, реестров, основанной на принципах запросов и обобщающих сведениях и не предусматривающей возможность оперативного и непосредственного доступа к электронным базам данных этих органов.

В ходе проведения эксперимента был принят значительный перечень нормативных правовых актов Администрации города и городской Думы, были заключены соглашения с органами государственной власти и государственными организациями. («По организации взаимодействия в деятельности по осуществлению ведения государственного земельного кадастра в кадастровом районе «Новгородский городской», «О порядке взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в оформлении документов и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, входящего в состав кондоминиумов в Великом Новгороде»).

Таким образом, в ходе осуществления анализа правового обеспечения для проведения эксперимента было установлена необходимость лишь исполнения ранее принятых решений и организации муниципального контроля за их исполнением в порядке, установленном решением Думы Великого Новгорода от 27 февраля 2003 г. №488 «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального контроля на территории Великого Новгорода».

В рамках правового анализа деятельности Администрации Великого Новгорода по осуществлению эксперимента по налогообложению недвижимости были подготовлены следующие предложения по совершенствованию системы налогообложения недвижимости:

-установить ответственность за создание реестра (кадастра) объектов недвижимости, посредством внесения изменений и дополнений в Федеральные законы от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 2 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» с целью создания единой системы учета и регистрации объектов недвижимости для целей налогообложения.

регламентировать обмен данными в процессе создания и ведения реестра, между органами земельного кадастра, учреждениями юстиции и налоговыми органами, определить минимально необходимый перечень характеристик, обязательных при технической инвентаризации для целей государственного учета, обеспечивающий проведение массовой оценки для целей налогообложения в рамках единой, принятой на федеральном уровне методологии.

разработать проекты глав Налогового кодекса «Земельный налог», «Налог на имущество физических лиц» и «Налог на недвижимость». При этом необходимо обеспечить преемственность политики налогообложения недвижимого имущества. Налоговая база по налогу на имущество физических лиц должна отражать реальные цены, действующие на рынке недвижимости, так чтобы обеспечить прозрачность и снижение рисков, и переход от традиционных имущественных налогов (налога на имущество и налога на землю, установленного в процентах от ее кадастровой стоимости), к налогу на недвижимость.

Решением Думы Великого Новгорода от 3 марта 2006 г. №267 «Об утверждении Отчета о результатах введения налога на недвижимость на территории Великого Новгорода и предложений по совершенствованию налогообложения недвижимости» был утвержден Отчет, который был представлен в соответствии с федеральными законами от 20 июля 1997 г. №110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и от 28 июля 2004 г. №92-ФЗ «О продолжении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери и внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» в Федеральное собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. В Отчете отмечено, что работы по подготовке и реализации эксперимента помогли выявить как положительные стороны, так и ряд проблем.

Основным результатом проведения эксперимента является отработка Концепции и механизма перехода к налогообложению на основе оценки объектов недвижимости по их рыночной стоимости.

Основным выводом является то, что чем эффективнее используется земля, тем выгоднее выкупать земельные участки, тем больше спрос и рыночная стоимость земли.

При этом решаются две задачи стимулирование эффективных землепользователей и вложений в модернизацию производства с одновременным соблюдением интересов бюджета на основе повышения рыночной стоимости.

Продавая землю, город сохраняет стабильный источник поступлений в виде процентов от рыночной стоимости. Городу выгодно развивать рынок, установив стабильные и прозрачные правила оборота, стимулировать расширение класса собственников.

Стабильное налогообложение защищает владельцев и инвестиции от резких, непредсказуемых изменений налогового бремени, как это происходило при индексации ставок земельного налога или переоценке основных фондов.

Положительным аргументом для города явилось создание:
предпосылок для увеличения оборота, повышения спроса и развития рынка недвижимости города;
единого реестра (кадастра) объектов недвижимости с их техническими характеристиками, который позволяет эффективно управлять развитием территории;
более устойчивого и надежного источника поступлений в городской бюджет на основе справедливого распределения налогового бремени;
предпосылок для развития благоприятного инвестиционного климата.

Положительными факторами для организаций явились:
наличие постоянной ставки (меняется только рыночная стоимость объектов недвижимости), что позволяет планировать расходы и проводить техническое перевооружение;
снижение налогового бремени за счет высвобождения из налоговой базы активной части основных фондов (побуждает создавать единые объекты недвижимости);
простота и удобство расчета нового налога (упрощает работу отделов бухгалтерского учета и отчетности).

Положительный аргумент для налоговой инспекции создание простой системы администрирования налога на недвижимость. По объекту недвижимости ведется одна карточка, начисление производится на один лицевой счет, направляется одно налоговое уведомление.

По результатам работы были сделаны следующие основные выводы:
1. Впервые Правительством Российской Федерации было принято решение апробировать на конкретном регионе один из этапов налоговой реформы, а именно изменение существующей системы налогообложения недвижимости.
2. Эксперимент показал, что введению налога на недвижимость должна предшествовать большая подготовительная работа, и начинать ее следует с принятия соответствующего Федерального закона.
3. Модель налогообложения недвижимости, принятая в Великом Новгороде, работоспособна. Ее можно использовать как учебную базу и проводить обучение по вопросам налогообложения:
технологии массового учета и оценки;
формирования системы баз данных и управления недвижимостью;
работы с налогоплательщиками (разъяснения по учету, оценке, налогообложению) и анализа последствий в рамках подготовки кадров муниципальных и государственных служащих.

В Отчете одним из важнейших предложений являются:
1. Для введения налога на недвижимость необходимо создать налоговый кадастр объектов недвижимости, в котором должна содержаться информация об этих объектах, достаточная для оценки налоговой базы на основе реальных рыночных цен, а также о их правовом статусе и необходимых характеристиках налогоплательщиков.
2. Обеспечить ответственность за создание кадастра объектов недвижимости. Государственный учет земельных участков и объектов капитального строительства, а также их оценка для целей налогообложения должны быть закреплены в составе функций одного ведомства, так как дробление функций учета и отделение от него оценки для целей налогообложения ведут к дублированию действий, непродуктивному расходованию средств, расходованию времени и материально-технических ресурсов при осуществлении практически одинаковых действий (создание реестра имущества, оценка для целей управления и т.п.). Для этого необходимо ускорить принятие федерального закона «О государственном кадастровом учете и государственной кадастровой оценке недвижимости».

При этом необходимо определить минимальный перечень характеристик, обязательных при технической инвентаризации для целей государственного учета, обеспечивающий проведение массовой оценки для целей налогообложения в рамках единой, принятой на федеральном уровне методологии оценки.

3. Решить проблему ведомственной разобщенности, трудности во взаимодействии органов, осуществляющих кадастровый и технический учет недвижимого имущества, регистрацию прав собственности и налогоплательщиков.

В связи с тем, что регистрация прав относится к компетенции субъектов Российской Федерации, только на государственном уровне может быть обеспечено взаимодействие органов учета и регистрации прав. Органы местного самоуправления не могут обеспечить подготовку к введению налога на недвижимость без соответствующей поддержки субъектов Российской Федерации и методологического руководства на федеральном уровне.

4. Переход на новый налог необходимо осуществлять поэтапно.
В связи с тем, что налоговая база по действующим налогам на имущество и землю существенно отличается от рыночной стоимости объектов недвижимости, а налоговое бремя дифференцировано по видам деятельности и видам плательщиков (юридическое или физическое лицо), единовременная замена действующих налогов новым налогом на недвижимость повлечет резкие изменения налогового бремени по категориям плательщиков.

При этом налоговые обязательства возрастут для предприятий промышленности и строительства, имеющих в составе высокую долю недвижимости и занимающих обширные или выгодно расположенные земельные участки, и сократятся для лиц, занимающихся непроизводственной деятельностью, работающих на арендуемых площадях.

Введение нового налога для всех категорий могло бы привести к отказу от оплаты непродуктивных площадей, росту предложения и снижению цен на недвижимость и снижению доходов в бюджет.

Во избежание нежелательных последствий такого резкого перехода было предложено осуществлять замену действующих налогов налогом на недвижимость постепенно, определив на переходный период возможность включения в эксперимент налогоплательщиков по категориям.

5. Ускорить принятие главы Налогового кодекса «Налог на недвижимость».
Основной экономический эффект предполагается получить в более долгосрочной перспективе. Эффективным инструментом налог на недвижимость становится по мере расширения класса собственников и роста их экономической активности.

Установление правовой возможности реализации принципа «одного окна» на федеральном уровне и его реализация на территории Великого Новгорода.
С принятием Федеральных законов от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними», от 2 января 2000 г. №28-ФЗ О государственном земельном кадастре» возникли проблемы в осуществлении регистрации прав на недвижимое имущество в рамках деятельности Администрации Великого Новгорода, но опыт предыдущий деятельности, созданный в рамках «единого окна» и развитый в деятельности по проведению эксперимента по налогообложению недвижимости послужил отправным началом в разрешении основной проблемы - организации взаимодействия учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов (организаций), осуществляющих государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества с органами местного самоуправления, на которые законодательством о местном самоуправлении в Российской Федерации возложены полномочия по управлению и распоряжению земельными участками на территории соответствующего муниципального образования.

Эта проблема также нашла отражение в разделе 1 Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. №273. Поэтому одним из направлений по реализации мероприятий Федеральной программы является формирование единой информационной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с последующей ее интеграцией в иные информационные системы, связанные с объектами недвижимого имущества и их правообладателями. В этой связи впервые правовая возможность реализации принципа «одного окна» возникла в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. №810 «О межведомственном совете по вопросам взаимодействия учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органов (организаций), осуществляющих государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В п.3 Положения о Межведомственном совете среди основных задач совета установлена разработка предложений по созданию механизма сбора и представления участниками гражданского оборота документов, связанных с объектами недвижимого имущества, в целях оформления прав на них и сделок с ними по принципу « одного окна». К сожалению, постановлением Правительства РФ от 26 июля 2004 г. №380 указанное постановление признано утратившим силу.

В рамках реализации полномочий органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, Земельным кодексом РФ и законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственном земельном кадастре в Великом Новгороде в апреле 2002 года было заключено Соглашение по организации взаимодействия в деятельности по осуществлению ведения государственного земельного кадастра в кадастровом районе «Новгородский городской». Предметом Соглашения является организация деятельности сторон (комитет по земельным ресурсам и землеустройству Новгородской области, Администрация Великого Новгорода, ФГУ «Земельная кадастровая палата», учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Новгородской области), по осуществлению ведения государственного земельного кадастра и установление порядка их взаимодействия, координации указанной деятельности в соответствии с Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новгородской области и Великого Новгорода.

Для реализации указанного предмета Соглашения стороны, каждая в части своих полномочий, с использованием имеющихся у них материальных и иных средств выполняют задачу координации деятельности сторон Соглашения в части информационного и технологического взаимодействия с целью обеспечения управления и распоряжения земельными участками в Великом Новгороде на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности на основании сведений государственного земельного кадастра о кадастровом делении территории города.

Современное состояние законодательства по реализации прав на землю и новая правовая возможность регулирования порядка взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти при реализации земельного законодательства и формирования комплексных геоинформационных систем управления территории.
С 1 сентября 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества. В соответствии с новыми редакциями норм Земельного, Гражданского, Налогового кодексов, федеральных законов «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» и других законодательных актов принятие решения органа местного самоуправления о предоставлении в собственность граждан земельных участков не требуется в случае их предоставления для ведения садоводческого, огороднического, дачного хозяйства, завершения индивидуального гаражного строительства, завершения строительства либо эксплуатации индивидуального жилого дома, либо эксплуатации индивидуального гаража, когда земельный участок ранее был предоставлен таким гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Однако, закон не запрещает принятие таких решений.

В соответствии со статьям 18, 33 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются непосредственно действующими. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно статье 32 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления. Кроме того, в соответствии с п.7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2001 г. №78-ФЗ. «О землеустройстве» к полномочиям исполнительных органов местного самоуправления относится утверждение проекта границ земельного участка, необходимого первичного акта власти в процессе территориального землеустройства.

В случае обращения граждан в Администрацию Великого Новгорода с заявкой о предоставлении земельных участков, находящихся в их пожизненном наследуемом владении либо постоянном (бессрочном) пользовании в собственность у Администрации города отсутствуют основания для отказа.

Необходимо также отметить, что существует ряд ситуаций, при которых собственник недвижимого имущества не может предоставить в Управление федеральной регистрационной службы по Новгородской области правоустанавливающие документы на земельный участок. Так, например, в случае заключения договора купли-продажи жилого дома, когда у предыдущего собственника земельный участок под данным объектом недвижимости находился в пользовании на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения, новый собственник, согласно с п. 1.3 Положения о порядке бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения в Великом Новгороде, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 4 сентября 2002 г. №142, а также в соответствии со сложившейся судебной практикой, имеет право на предоставление земельного участка, на котором расположен купленный жилой дом в собственность. Однако правоустанавливающие документы на данный земельный участок у него отсутствуют.

Собственники недвижимого имущества не смогут действовать по процедуре, установленной Федеральным законом от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ и, если земельный участок у них находится в долевом пользовании и часть пользователей имеет в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное предоставление данного земельного участка, а часть может приобрести право собственности на него через процедуру выкупа.

В целях разрешения данных проблем и выработки общей позиции Администрации Великого Новгорода, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новгородской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Новгородской области и Учреждению федеральной регистрационной службы по Новгородской области, МУ «Муниципальная служба по работе с недвижимостью Великого Новгорода, ГОУП «Бюро технической инвентаризации Великого Новгорода» в рамках Соглашения по организации взаимодействия в деятельности по осуществлению ведения государственного земельного кадастра в кадастровом районе «Новгородский городской» от 2002 года, по реализации полномочий вышеуказанного федерального закона и в соответствии с распоряжением Администрации Великого Новгорода от 21 августа 2001 г. №4027 «О создании рабочей группы» необходимо провести совещание вышеназванных органов и муниципального учреждения по вопросам реализации Федерального закона от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ. Исходя из содержания вышеуказанного федерального закона правовые предпосылки для выработки единства действий, основанных на принципе «Одного окна» заложены непосредственно в полномочиях, которыми наделены Федеральная регистрационная служба и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которым п.2 постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. №531 «Об утверждении Правил направления копии декларации об объекте недвижимого имущества, право собственности, на который зарегистрировано органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества» в месячный срок установлено определить порядок взаимодействия территориальных органов Федеральной регистрационной службы и территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости при реализации Правил, утвержденных указанным постановлением Правительства РФ. А статьей 12 вышеуказанного Федерального закона от 30. июня 2006 г. №93-ФЗ определен целый ряд возможных для участия в едином процессе реализации прав граждан на земельные участки в рамках упрощенной процедуры.

Таким образом, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» Администрации Великого Новгорода необходимо следующее.

1. Подготовить и внести в установленном порядке на рассмотрение Думы Великого Новгорода проект соответствующих изменений в решение Думы Великого Новгорода от 24.06.2004 № 747 «О регулировании земельных отношений в Великом Новгороде».

2. Привести в соответствие с ним следующие нормативные правовые акты Администрации Великого Новгорода:
постановление Администрации Великого Новгорода от 18 марта 2002 г. №42 «О временном порядке применения Земельного кодекса Российской Федерации»;
постановление Администрации Великого Новгорода от 4 сентября 2002 г. №142 «Об утверждении положения о порядке бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения в Великом Новгороде».

3. Внести в установленном порядке соответствующие изменения в Соглашение по организации взаимодействия в деятельности по осуществлению ведения государственного земельного кадастра в кадастровом районе «Новгородский городской» от 2002 года.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Шилова И.Е.
   - Сытин В.М.
   - Марина Г.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия / Приволжский ФО / Нижегородская область
Страны и регионы / Россия / Приволжский ФО / Ульяновская область
Публикации / Конференции / Наши конференции / Ульяновск-2006
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Материалы 3-й Всероссийской конференции «Опыт реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями»
Цитирумость документа: 3
19:10:00 21.09 2006   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.040442943572998 sec, Question: 94