Муратов Р.Х. Правовые механизмы формирования единого окна для инвестора
Муратов Р.Х.
ГУ «Центр стратегических разработок при Президенте Республики Башкортостан» (Уфа)
Президентом Республики Башкортостан поставлена четкая задача привлечения в экономику республики большего объема инвестиций и развития эффективной инфраструктуры поддержки инноваций. С этой целью и создано Государственное учреждение «Центр стратегических разработок при Президенте Республики Башкортостан».
Республика Башкортостан имеет положительный опыт формирования благоприятного инвестиционного климата. Есть положительные примеры в работе механизма «единого окна» на местном уровне.
В целях оптимизации республиканской инвестиционной политики, Президентом республики поставлена задача создания единого общереспубликанского механизма «единого окна».
Анализ российского опыта показал, что в результате своей хозяйственной деятельности инвесторы сталкиваются с множеством проблем, к которым можно отнести несовершенство действующего законодательства, проблемы организационного характера, связанные с получением исходно-разрешительных документов и целый ряд других.
Если рассматривать инвестирование в развитие производства, приобретение предприятий либо портфельные инвестиции, то здесь законодательство достаточно ясно регламентирует порядок действий инвестора, при этом расписана прозрачная процедура по прохождению документов, необходимых для осуществления инвестиций.
Например, при приобретении пакета акций обществ, находящихся в государственной собственности, соответствующим федеральным законом расписана процедура приватизации, а постановлениями Правительства РФ очень ясно изложена вся последовательность проведения, к примеру, аукциона, или продажи путем публичного предложения.
При инвестировании в готовую недвижимость законодательство и система подзаконных актов органов исполнительной власти также ясно показывают инвестору, куда ему нужно обратиться, и сколько он должен будет затратить времени и средств помимо, собственно, инвестиций.
Если вкладывать средства в приобретение недвижимости на вторичном рынке, при умеренно пессимистическом подходе получается, что инвестору необходимо пройти от 2 до 5 инстанций, затратив на это от 1,5 до 4-5 месяцев (даже с учетом процедур торгов, например, при приватизации), и кроме, собственно, инвестиций затратить относительно небольшую сумму на уплату государственных пошлин и сборов.
Если же вкладывать средства в строительство новых объектов, то оказывается, что даже при умеренно оптимистичной оценке количество инстанций, контролирующих органов, согласований резко увеличивается (от 12 до 20 при самом идеальном варианте), срок получения полного пакета разрешительной документации увеличивается до 2 2,5 лет, затраты инвестора не могут быть подсчитаны достоверно, и иногда достигают свыше 20% сметной стоимости строительства.
На уровне федерального законодательства отсутствует единый нормативный акт, описывающий четкую процедуру получения разрешительной документации на строительство, где были бы обозначены органы, выдающие эти документы, обозначены названия таких документов и четко обозначены сроки их предоставления. Таким нормативным правовым актом мог бы быть Градостроительный кодекс. К сожалению, в действующем кодексе такая процедура не расписана.
Попытка описания процедуры выделения земельного участка для строительства предпринята в Земельном кодексе РФ, в частности в ст. 31. Однако регламент очень сильно размыт, фиксированный алгоритм действий инвестора отсутствует.
Эти проблемы обсуждались на круглом столе, прошедшем в июле текущего года в городе Уфе с участием председателя комитета Государственной думы Российской Федерации по гражданскому, уголовному, административному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова и руководителя аппарата комитета Игоря Манылова.
На наш взгляд, существует два пути решения существующих проблем, связанных со сроками прохождения исходно-разрешительной документации и выделением земельных участков.
Первый путь это принятие на всех уровнях исполнительной власти четкого административного регламента по выделению земельных участков для строительства объектов недвижимости.
Идеальным вариантом было бы наличие одного документа, детально описывающего процедуру получения разрешительной документации, с обозначением этапов, конкретных должностных лиц, названий документов, контролирующих и согласовательных инстанций, сроков изготовления и выдачи документов. К примеру, таким документом могла бы стать отдельная глава к Земельному или Градостроительному кодексу РФ.
Второй путь это создание специального агента держателя единого окна, который будет осуществлять сервисные услуги инвесторам по прохождению разрешительной и согласовательной документации по всем требуемым инстанциям.
Существующие административные регламенты прохождения разрешительной документации должны максимально соответствовать нормам федерального и регионального законодательства.
Сегодня можно констатировать факт, что имеются инстанции, не предусмотренные законом. К примеру, в Земельном кодексе Российской Федерации указывается единственный орган орган местного самоуправления. На практике для получения постановления органа местного самоуправления необходимо получить разрешение в межведомственной комиссии по застройке, в градостроительном совете, в управлении архитектуры и градостроительства, администрации городского района, горкомземе и других органах.
Непрозрачность системы, отсутствие четко прописанного административного регламента, позволяющего выделить алгоритм действий инвестора при получении разрешительной документации, порождает проблемы и обоснованные жалобы.
Инвестор не может четко объяснить сам себе и своим партнерам (тем же банкам), в какие сроки можно реализовать проект, какие затраты, кроме затрат на собственно строительство, необходимо будет осуществить, что является одной из причин удорожания стоимости строительства и, в конечном счете, продажной стоимости готовых объектов недвижимости.
В чем видится выход из сложившейся ситуации: необходимо создать технологию оформления разрешительной документации по принципу «единого окна» в масштабах региона, так как на местном уровне главам муниципалитетов не хватает полномочий включить в эту технологию структуры республиканских и федеральных ведомств. То же происходит при размещении объекта на территории нескольких муниципальных районов или городских округов. Поэтому, только задействовав все политические и административные возможности региональных институтов власти, можно действительно гарантировать инвесторам конкретные, достаточно короткие сроки оформления всех документов по проектам.
Практика межрегионального сотрудничества, организация межведомственных встреч с участием всех заинтересованных субъектов инвестиционной деятельности позволит наиболее эффективно решить проблемы связанные с разграничением вопросов ведения, межведомственного взаимодействия, нормативного закрепления регламентов получения разрешительных документов. Концентрация внимания на решении трудностей оформления разрешительных документов при создании новых объектов производственного или социального назначения, задачи по формированию инвестиционного климата в соответствии с международными стандартами, вносят еще большую актуальность в вопросе реализации системы «единого окна» на уровне субъекта федерации.
Проведенный Центром анализ показывает, что, учитывая сложившуюся законодательную базу, можно обеспечить прохождение всех разрешительных процедур примерно за 100 дней, в отличие от сложившейся практики, при которой надо пройти последовательно от 12 до 20 инстанций, а в некоторых случаях и больше, затратив при этом от 200 до 1000 дней.
В Республике сегодня внедряется следующая схема работы единого окна:
Инвестор представляет свой проект для его первоначальной экспертизы, по результатам которой держателем «единого окна» выносится экспертное заключение о соответствии проекта установленным требованиям.
Следующим этапом является принятие решения руководством республики о целесообразности рассмотрения проекта на Инвестиционном совете.
Далее реализация инвестиционного проекта переходит в стадию получения предварительных согласований и разрешений в соответствующих инстанциях, после чего проект рассматривается на Инвестиционном совете, в который входят представители этих инстанций.
При положительном заключении Инвестиционного Совета следующий этап реализации инвестиционного проекта заключается в его комплексном сопровождении держателем «единого окна», в том числе в получении пакета разрешительной документации в органах государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, внедрение республиканской системы «единого окна» позволит следующее.
Во-первых, значительно увеличить объем привлекаемых инвестиций в экономику республики.
Во-вторых, резко сократить издержки инвесторов связанных с получением разрешительных документов.
В-третьих, сделать процесс получения исходно-разрешительных документов прозрачным для всех субъектов инвестиционного процесса.
В-четвертых, позволит получать объективную статистическую информацию об инвестиционных процессах в масштабах субъекта федерации и осуществлять мониторинг реализации инвестиционных проектов.
Источник: Материалы 3-й Всероссийской конференции «Опыт реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями» Цитирумость документа: 1