Некрасова И.Н. Реализация принципа «одного окна» при ускоренном оформлении документов по предоставлению земельных участков на территории города Шахты Ростовской области
Некрасова И.Н.
Администрация г. Шахты
Город Шахты Ростовской области первое в России муниципальное образование, в котором внедрена и сертифицирована Система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000. Причиной внедрения Системы менеджмента качества в администрации города послужила необходимость улучшения качества работы муниципальных служащих, повышения уровня оказываемых муниципальных услуг, систематизации процессов деятельности администрации.
В ходе внедрения СМК для максимального удовлетворения потребностей населения с 20 февраля 2006 года в администрации города Шахты начата работа по принципу «одного окна» по ускоренному оформлению заявителям - физическим и юридическим лицам документов на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения. На первом этапе для контроля выбрана самая массовая категория заявлений оформление права на земельные участки под недвижимостью. По этому вопросу в прошлом году в администрацию поступило 1044 обращения.
Проект получил название «Зеленый коридор» по аналогии с льготным порядком таможенного оформления, так как зеленый цвет ассоциируется с отсутствием препятствий и благоприятным разрешением дел. В рамках осуществления проекта привычный красный цвет папок для документов заменен зеленым цветом.
В отделе по работе с населением для осуществления проекта создан новый Сектор контроля прохождения правовых актов. Основная задача нового сектора сократить сроки прохождения документов максимум до 25 дней и избавить человека от хождений по инстанциям и кабинетам.
«Люди не должны сидеть в коридорах власти», считает Мэр города Сергей Анатольевич Понамаренко. «Люди должны достойно жить, работать, развивать производство, торговлю, создавать новые рабочие места. Необходимо максимально исключить контакт человека с чиновником, обеспечив ему минимальный срок прохождения документов».
По положениям Земельного кодекса РФ для оформления прав на земельный участок предварительно необходимо этот участок сформировать и поставить на кадастровый учет, для чего выполнить топографическую съемку, изготовить и утвердить проект границ, провести межевание и получить кадастровую карту.
Указанные работы требовали значительных затрат времени для заявителя и необходимости его неоднократных обращений в соответствующие инстанции разной ведомственной подчиненности. Не каждому под силу было свести воедино требования специалистов различных служб- участников процесса оформления прав на землю. В силу этих причин оформление прав на землю затягивалось на несколько месяцев, а иногда на год и более.
Теперь же нет необходимости «бегать по инстанциям» и, выстаивая утомительные очереди, самостоятельно собирать все необходимые справки и документы. Достаточно прийти в Сектор контроля прохождения правовых актов отдела по работе с населением администрации и принести те документы, которые имеются у заявителя. В Секторе оформления документов ежедневно осуществляются консультации по вопросам оформления прав на земельные участки, и ведется прием заявлений и документов по предоставлению земельных участков в аренду или в собственность. Работа нового Сектора на постоянном контроле у Мэра города Шахты Сергея Анатольевича Понамаренко.
Под руководством Мэра города разработана общая схема выполнения всех необходимых работ для оформления заявителям документов по предоставлению земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями, которая согласована с руководителями всех служб участников процесса. В новой схеме сокращены сроки прохождения документов на каждом этапе, некоторые этапы устранены из-за отсутствия необходимости их осуществления, объединены повторяющиеся этапы согласования различных документов, исключены повторные обращения заявителей на согласование различных документов в одной и той же службе, объединены процедуры издания двух Распоряжений в одно.
Порядок прохождения документов и сроки выполнения всех этапов работ по утверждению проекта границ и предоставлению земельных участков утверждены Распоряжением администрации города. Общий срок оформления документов составляет 25 рабочих дней.
Перечень документов, необходимых при приеме заявлений в Секторе контроля прохождения правовых актов, также утвержден Распоряжением администрации города. Но полный пакет документов имеется не у всех заявителей. Обычно предоставляется только свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание, строение и выписка из технического паспорта, а иногда - одно свидетельство или регистрационное удостоверение о праве на недвижимость. В таких случаях заявки на выполнение необходимых работ и изготовление недостающих документов для изготовления проекта границ оформляются непосредственно в Секторе контроля прохождения правовых актов, реализуя принцип «одного окна».
В Секторе для оперативного решения вопросов при приеме документов находятся специалисты всех организаций, участвующих в процессе оформления документов на землю: архитектуры, БТИ, ТО №11 Управления Роснедвижимости по Ростовской области, которые участвуют в осуществлении соответствующих консультаций заявителю по вопросу оказания заявленной услуги администрации. При необходимости подготовки недостающих документов по согласованию с заявителем определяется дата комплексного выезда специалистов. Для осуществления таких выездов администрацией города специально приобретен автомобиль.
Введение таких совместных выездов соответствующих специалистов значительно сократило сроки выполнения необходимых работ. Заявителю в назначенный день просто необходимо быть дома или по указанному им адресу, а документы будут впоследствии изготовлены одновременно всеми участвовавшими в выезде службами и по истечении трех дней после выезда переданы в Сектор контроля прохождения правовых актов уже без присутствия заявителя.
После приема заявления и пакета документов в Секторе осуществляется их компьютерная регистрация. В компьютерную программу заносится дата обращения заявителя, и начинается отсчет затраченных на подготовку документов дней. К документам прикладывается специальный лист учета движения, в котором расписана схема прохождения документов в структурных подразделениях администрации согласно утвержденному Распоряжением администрации порядку.
Дела оформляются в специальные папки зеленого цвета и передаются руководителям соответствующих служб под роспись. Для удобства осуществления ускоренного оформления документов по принципу «одного окна» все службы, участвующие в подготовке и согласовании документов по предоставлению земельных участков: Сектор контроля прохождения правовых актов, Департамент архитектуры и градостроительства, Комитет по управлению имуществом, Территориальный Отдел №11 Управления Роснедвижимости по Ростовской области, ФГУП «Земельная кадастровая палата» размещены в одном здании.
Каждая служба отмечает в листе учета движения, сколько времени понадобилось для рассмотрения, изготовления или согласования соответствующих документов, и возвращает документы в Сектор контроля прохождения правовых актов. Соблюдение установленных сроков находится на строгом контроле. При нарушении сроков подготовки документов руководителями структурных подразделений администрации информация о фактах нарушений передается Мэру города для принятия мер.
Первый этап работы по оформлению прав на земельные участки выполнение проекта границ осуществляется землеустроительной организацией в трехдневный срок. Проект границ возвращается в Сектор вместе с пакетом документов, и специалисты Сектора информируют заявителя о необходимости согласования выполненного проекта границ. Реализуя принцип «одного окна», согласование осуществляется непосредственно в Секторе контроля прохождения правовых актов. Это второе посещение заявителем Сектора контроля прохождения правовых актов.
Подготовка проекта Распоряжения администрации об утверждении проекта границ и предоставлении в аренду или в собственность земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, осуществляется Департаментом архитектуры и градостроительства в течение двух дней. После согласования проекта Распоряжения пакет документов также передается в Сектор.
Прежде проект Распоряжения нужно было поочередно завизировать у всех руководителей заинтересованных служб. Теперь все согласования проектов Распоряжений осуществляются в течение одного дня. Ежедневно руководители сами приходят в Сектор контроля прохождения правовых актов отдела по работе с населением, рассматривают и подписывают готовые проекты.
Переписка между согласующими службами не допускается. Все разногласия решаются в процессе согласования. Письменные заключения составляются только в случае невозможности устранения несоответствий непосредственно в день согласования.
Затем в течение следующего дня издается и подписывается соответствующее Распоряжение по земельному вопросу, копия которого также передается в Сектор контроля прохождения правовых актов для вручения заявителю.
После издания Распоряжения формирование землеустроительного дела землеустроительной организацией осуществляется за 4 дня. Специалисты Сектора уведомляют заявителя о необходимости согласования и получения готовых документов в Секторе контроля прохождения правовых актов.
При получении заявителем копии Распоряжения и землеустроительного дела в Секторе по принципу «одного окна» специалистом ТО №11 Управления Роснедвижимости по РО осуществляется прием документов для постановки земельного участка на кадастровый учет. Все вышеуказанные действия производятся при посещении заявителем Сектора в третий раз с момента подачи заявления.
Проверка и удостоверение землеустроительного дела, постановка земельного участка на кадастровый учет, изготовление кадастровой карты осуществляется ТО №11Управления Роснедвижимости по РО в 9-дневный срок. Специалисты Сектора уведомляют заявителя о подготовке кадастровой карты и контролируют ее выдачу в Секторе заявителю.
После получения заявителем кадастровой карты в Секторе пакет документов передается в Комитет по управлению имуществом. Подготовка договора аренды или купли-продажи земельного участка осуществляется Комитетом за четыре дня, после чего документы вновь возвращаются в Сектор контроля прохождения правовых актов для подписания заявителем.
Целью итогового посещения заявителем Сектора контроля прохождения правовых актов является подписание договора аренды (либо купли-продажи) земельного участка.
Контроль соблюдения сроков представления документов согласно порядку прохождения документов по ускоренному оформлению распоряжений для утверждения проекта границ и предоставления в аренду или в собственность земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, организует и осуществляет Сектор контроля прохождения правовых актов отдела по работе с населением в установленном порядке на основании компьютерного учета движения документов. Сектор ежемесячно обобщает статистические сведения об обращениях заявителей в администрацию города с просьбой об утверждении проектов границ и предоставлении в аренду или в собственность земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения и готовит отчет об обращениях заявителей, поступивших в администрацию за соответствующий период. По результатам анализа сведений осуществляется совершенствование порядка прохождения документов.
Уже имеются положительные отзывы от граждан, предпринимателей и руководителей предприятий. За время работы Сектора было принято 1900 человек, зарегистрировано 807 заявлений и выдано 450 готовых документов, а также осуществлено 462 комплексных выезда специалистов различных служб, участвующих в процессе оформления документов по предоставлению земельных участков.
В настоящее время проводится аналитическая работа по пересмотру и сокращению сроков выполнения работ на различных этапах прохождения документов по предоставлению земельных участков. В этих целях проводится фотография рабочего дня специалистов участников проекта «Зеленый коридор».
Разработан и внедряется порядок прохождения документов для предоставления заявителям свободных от застройки земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством.
По инициативе Мэра города создан «Центр эффективного управления», предоставляющий комплекс услуг по вопросам внедрения Системы менеджмента качества на предприятиях и организациях, а также в деятельность органов местного самоуправления.
В настоящее время специалисты Центра разрабатывают административный регламент по предоставлению земельных участков, проект которого стал победителем конкурса, проводимого Министерством экономического развития и торговли в июле 2006 года. В IV квартале 2006 года планируется пилотное внедрение административного регламента на территории города Шахты.
Основными проблемами внедрения проекта «Зеленый коридор» по принципу «одного окна» являются сложность во взаимодействии с федеральными структурами, участвующими в согласовании документов или в изготовлении документов, необходимых при предоставлении земельных участков, недостаточная программная обеспеченность, а также отрицательный психологический настрой чиновников на различные нововведения.
Мэр города требует от участников процесса инициативного и творческого подхода. Ведь такая система не имеет аналогов в Южном Федеральном округе. Работа по оформлению прав на землю будет постоянно совершенствоваться при активном участии структурных подразделений администрации и федеральных служб города. Искренне надеемся, что наши старания облегчат жителям нашего города диалог с властью, и все наши дальнейшие действия по реализации принципа «одного окна» будут конструктивными.
Источник: Материалы 3-й Всероссийской конференции «Опыт реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями» Цитирумость документа: 1