Яннис Моиссидис (Yannis Moissidis), вице-президент компании NAVTEQ (США) по работе с клиентами в странах Европы, Ближнего Востока и Африки: Основная цель NAVTEQ состоит в создании детальных баз картографических данных высокой степени надежности
В настоящее время в России заметно повысился интерес к навигационным системам, рынок которых только начинает развиваться. NAVTEQ признанный мировой лидер в этом секторе рынка. Расскажите, пожалуйста, вкратце о компании.
NAVTEQ ведущий мировой поставщик картографических данных для автомобильных навигационных систем, мобильного навигационного оборудования, топографических приложений в Интернет.
Компания основана в 1985 г. Штаб-квартира NAVTEQ находится в Чикаго. В 130 офисах компании, расположенных в 23 странах мира, трудится около 2 тыс. специалистов. В настоящее время NAVTEQ ведущий мировой поставщик картографических данных для автомобильных навигационных систем, мобильного навигационного оборудования, топографических приложений в Интернет, а также для создания ГИС по заказам государственных агентств и различных компаний. NAVTEQ поставляет цифровые карты и геопространственные ресурсы, которыми оснащаются системы навигации и средства определения местоположения во всем мире.
Во время интервью (слева направо): С.А. Миллер, Н.Н. Анисифоров, А.И. Ушаков и Я. Моиссидис
Какова цель Вашего визита в Россию?
Продолжение переговоров с Федеральным агентством геодезии и картографии в рамках Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве, подписанного сторонами 27 июня 2006 г., с целью поддержки развития цифровой картографии в России. Меморандум содержит два основных пункта. Суть первого обе стороны заинтересованы в сотрудничестве при создании цифровых картографических основ для навигации на территории России, второго сотрудничество имеет целью информировать общественность о возможностях и преимуществах средств автомобильной навигации, что должно повысить спрос на них и стимулировать разработку баз цифровых картографических данных на территорию страны, которые будут доступны и зарубежным потребителям.
NAVTEQ имеет богатый опыт создания цифровых основ для навигации, соответствующих международному стандарту качества. NAVTEQ лидер по качеству подготовки навигационных карт благодаря тесному взаимодействию со специалистами в области автомобильной промышленности и транспорта, предъявляющими максимально высокие требования к точности и качеству навигационных карт. Именно качество предлагаемых данных принесло NAVTEQ мировую известность.
С кем сотрудничает NAVTEQ в области автомобильного транспорта?
NAVTEQ сотрудничает практически со всеми ведущими автомобилестроительными компаниями Северной Америки, Западной Европы и Японии. Среди наших партнеров «Ауди», «Даймлер-Крайслер» и др. В Северной Америке NAVTEQ приобрела известность благодаря сотрудничеству с компаниями по прокату автомобилей, прежде всего Hertz, транспортные средства которых оснащены GPS-оборудованием и системами автомобильной навигации с картами от NAVTEQ.
NAVTEQ сотрудничает с различными разработчиками и поставщиками навигационного оборудования, а также компаниями, создающими средства визуализации и хранения цифровой пространственной информации.
Есть ли у компании какие-либо предпочтения в этом плане?
Нет, никаких предпочтений нет. NAVTEQ продает базы данных для использования в системах мобильной навигации, базирующихся на различных устройствах, вплоть до смартфонов. Наши продукты доступны для всех, кто нуждается в графических пространственных данных, включая разработчиков ГИС, например ESRI, Inc.
Насколько открыты ваши данные?
NAVTEQ поставляет данные в разных форматах, но чаще в наиболее распространенных, используемых на GPS-платформах автомобильной навигации, что обеспечивает совместимость данных с основными приложениями в этой сфере. При необходимости данные конвертируются в любой необходимый клиенту формат. Кроме того, NAVTEQ предлагает данные в наиболее востребованных на рынке ГИС-форматах.
Не могли бы Вы охарактеризовать конкурентную среду, в которой работает NAVTEQ.
В мире существуют только две компании, сопоставимые по значимости в этом направлении: NAVTEQ и Tele Atlas. Только они обладают объемами навигационных данных, обеспечивающими наиболее полное «покрытие» поверхности земного шара. Во многих странах есть компании, предлагающие навигационные данные, но по территориальному охвату и качеству материалов с лидерами они конкурировать не могут. Уникальность предложения NAVTEQ бесшовная база пространственных данных на весь мир в едином формате представления и, конечно, высокое качество данных. При создании данных NAVTEQ использует только собственные ресурсы. В настоящее время в России работают сотрудники компании, которые выполняют обследование дорожной сети страны с применением GPS-оборудования, определяют основные параметры автодорог и их соответствие принятым международным стандартам, в создании которых принимала участие и NAVTEQ. В соответствии с политикой компании к работе не привлекаются исполнители «со стороны», которые зачастую могут иметь слабое представление о требуемых качестве и детальности данных, а также не в курсе того, каким образом собирается и обрабатывается информация в NAVTEQ. Тем не менее, по мере необходимости NAVTEQ при создании баз данных взаимодействует с местными компаниями, которые знают язык страны и особенности территории, а также специфику законодательства. Каковы точность картографических данных, которую гарантируют материалы NAVTEQ, и точность позиционирования при навигации по территории России?
Работая в России, компания в полной мере следует законодательству РФ и нормативным документам, которые предоставляет Роскартография. Ожидаемые снятие или существенное снижение ограничений на точность определения координат, несомненно, благотворно скажутся на повышении уровня точности.
А какова точность позиционирования в Америке и странах Западной Европы?
Вопрос достаточно сложный и многоплановый. Если говорить о геометрической точности, то для США и Западной Европы достаточно типичной является точность около 5 м. Но когда речь идет о картографической основе для автомобильной навигации, то следует учитывать еще ряд показателей. В базе данных содержится около 160 полей, которые описывают параметры дорожной сети (число полос, дороги с односторонним движением, точки разворота, точки «интереса» для водителей, возможные ограничения скорости, доступ на трассу и т. д.). Важно, чтобы все показатели были точно описаны.
Автомобильная навигация сравнительно новая отрасль ГИС-индустрии, которая бурно развивается. В частности, следует отметить возрастающую популярность системы ADAS (расширенная информационная поддержка водителя). При ее использовании в ряде случаев требуется повышенная точность позиционирования, поэтому съемка проводится с более высокой геометрической точностью. Например, если автомобиль на большой скорости приближается к крутому повороту, система предупреждает водителя о необходимости притормозить, иначе можно не вписаться в поворот. Т. е. навигация становится более интеллектуальной, чем традиционное отслеживание положения.
Еще одно направление деятельности NAVTEQ предоставление услуг навигации в трехмерном пространстве, т. е. помимо планового положения объектов можно видеть формы рельефа местности и городской застройки. Для этого проводится сбор информации (координаты X, Y, Z) вдоль всего маршрута. Таким образом, навигация при движении по городу может осуществляется в реалистичном представлении.
Основная цель NAVTEQ состоит в создании детальных баз картографических данных высокой степени надежности, удобных для восприятия водителем.
Какие технологии использует NAVTEQ при создании карт?
В Германии в 1989 г. это первый опыт работы NAVTEQ на европейском рынке была использована технология цифрования бумажных карт. По той же схеме создавались данные на территорию других стран Европы. Поэтому, когда NAVTEQ начинает работать в какой-либо стране, специалисты компании в первую очередь проводят анализ материалов картографического фонда, которые желательно иметь в векторном виде для дальнейшего использования или обновления. Если в стране нет ни цифровых, ни бумажных карт, то единственный способ создания баз данных съемка дорожной сети с помощью GPS-оборудования.
Однако наличие векторных данных не решает все проблемы. Требуется детальное обследование автодорог для заполнения атрибутивной базы по всем 160 параметрам.
Как начиналась работа в России?
Когда специалисты NAVTEQ прибывают в страну, они внимательно изучают действующие законодательные нормы и строго их соблюдают. Следуя этой традиции, мы обратились в соответствующую структуру Роскартографии с целью получения лицензии на использование карт Москвы, а также приобрели цифровые карты у российских компаний, лицензированных этим агентством.
Последний вопрос касается планов NAVTEQ в России.
Мы уже располагаем необходимыми данными на территорию Москвы и ближайшего Подмосковья, Санкт-Петербурга и связывающие их трассы. В ближайших планах создание баз данных на Московскую и Ленинградскую области, Калининград и его окрестности, а также на маршруты движения из России в Западную Европу.
Россия один из приоритетных рынков для NAVTEQ, где компания намерена работать долго и серьезно. Планируем организовать представительство, уже рассматриваем вопросы финансирования и комплектования штата сотрудников. Во многом это обусловлено тем, что в России строится все больше автосборочных заводов различных фирм, а это приведет к востребованности систем автомобильной навигации. Думаю, что спрос на данные для автомобильной навигации в России будет расти.
Я благодарю Вас за интересную беседу и хочу заверить, что ГИС-Ассоциация как организация, призванная содействовать развитию рынка геоинформационных технологий и услуг, приветствует появление NAVTEQ на этом рынке.
Благодарю за внимание к деятельности NAVTEQ в России и считаю, что в будущем контакты между NAVTEQ и ГИС-Ассоциацией должны расширяться с тем, чтобы вместе развивать рынок пространственных данных для навигации.