В России, по данным ГИС-Ассоциации, объем продаж космических данных ДЗЗ в 2006 г. вырос на 50% и составил 5 млн дол.
Усиливающаяся конкуренция на рынке данных ДЗЗ в мире и России привела к уменьшению стоимости материалов космической съемки и их более активному использованию. Так, с 2003 г. объем продаж космических данных в России превышает объем продаж данных, полученных при проведении аэрофотосъемочных работ (см. рисунок).
Согласно прогнозам ведущих американских экспертов, общий объем продаж космических данных ДЗЗ в мире увеличится с 4 млрд дол. в 2006 г. до 6,5 млрд в 2012 г. В России, по данным ГИС-Ассоциации, объем продаж в 2006 г. вырос на 50% и составил 5 млн дол.
Объем продаж данных ДЗЗ в Российской Федерации (млн дол.)
Наибольшим спросом пользовались данные с КА сверхвысокого разрешения IKONOS и QuickBird (оба США), высокого разрешения SPOT (Франция) и IRS (Индия), среднего разрешения Landsat (США).
Несмотря на запуск в 2005 г. КА «Монитор-Э» и «Ресурс-ДК», в 2006 г. на рынке данных ДЗЗ России практически полностью отсутствовали актуальные отечественные данные среднего и высокого разрешения. Оператором государственной программы «Ресурс-ДК1» является Научный центр оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ), который совмещает деятельность по распространению данных с их коммерческим использованием. По мнению вице-президента ГИС-Ассоциации Е.Г. Капралова, НЦ ОМЗ придется предпринять серьезные усилия не только по пропаганде съемки, но и по развитию и пропаганде технологий ее использования в условиях активной экспансии зарубежных данных ДЗЗ в России.
К числу поставщиков данных ДЗЗ в России в 2006 г. добавились три компании «Ракурс», Северная Географическая Компания и «Гео-Альянс». По оценке ГИС-Ассоциации, из десяти компаний-поставщиков четырем «Совзонд», «ПРАЙМ ГРУП», ИТЦ «СканЭкс» и «Ракурс» принадлежит 77% рынка данных ДЗЗ.
2006 г. характеризуется также существенным ростом аэросъемочных работ (1,9 млн дол. в 2005 г. и 3,7 млн дол. в 2006 г.), выполненных с помощью цифровых камер и технологий лазерного сканирования. Наиболее крупные заказчики данных Роснедвижимость и компании нефтегазовой отрасли.
Получили развитие технологии аэромониторинга, основанные на использовании «нетрадиционных» платформ: беспилотных аппаратов и дирижабля с полезной нагрузкой до 3 т, оснащенных различными цифровыми, в том числе лазерными съемочными системами.
Развитие рынка данных ДЗЗ сдерживают: сохраняющиеся ограничения на использование данных с разрешением лучше 2 м, отсутствие дешевых и доступных отечественных данных и нормативно-правового статуса космических данных ДЗЗ (ситуация, правда, начинает меняться в лучшую сторону, особенно в лесопользовании).
По-прежнему основным препятствием для развития рынка данных ДЗЗ в России является несовершенство управления отраслью, допускающее совмещение в одном государственном органе Роскосмосе функций нормативно-правового регулирования, контроля и производства космических услуг. Лоббирование решений, предлагаемых предприятиями Роскосмоса, препятствует развитию не только отечественных компаний, распространяющих данные ДЗЗ, но и широкого круга предприятий различных отраслей промышленности, нуждающихся в таких данных.