Парадоксальный спрос на ГЛОНАСС-приемники: исследование R&D.Cnews
Представляем Вашему вниманию статью «Парадоксальный спрос на ГЛОНАСС-приемники: исследование R&D.Cnews», опубликованную на портале «Исследования и разработки R&D.CNews»
Опрос читателей портала Исследования и разработки R&D.CNews выявил наличие в России парадоксального на первый взгляд устойчивого спроса не только на двухсистемные ГЛОНАСС/GPS-приемники, но и на односистемные, "чистые" приемники ГЛОНАСС.
Опрос R&D.CNews
Портал Исследования и разработки R&D.CNews попытался выяснить, насколько стабильный спрос на приемники системы ГЛОНАСС существует в России. Читателям портала предлагалось ответить, планируют ли они приобрести ГЛОНАСС приемник в 2007 году и если да, то какой именно - "чистый" ГЛОНАСС или же совмещенный ГЛОНАСС/GPS. В олросе приняли участие 2791 человек.
Не определились в своем решении 14% (397 человек). 29% (821) ответивших полагают, что в их личном бюджете есть задачи поважнее ГЛОНАССа. У 4% (112) уже имеется ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS приемник. Совмещенный двухсистемный приемник ГЛОНАСС/GPS хотели бы приобрести 36% - 1000 опрошенных.
Однако самым неожиданным результатом для редакции явилось наличие в России устойчивого спроса на "чистые" приемники ГЛОНАСС, работоспособность которых будет полностью и всецело зависеть от стабильности работы орбитальной группировки системы. 17% опрошенных, или 462 человека, хотели бы приобрести ГЛОНАСС-приемник, работающий только в этой системе. Интересный результат опроса достоин осмысления - такое решение на первый взгляд кажется парадоксальным.
В самом деле, в настоящее время в системе ГЛОНАСС работают 7 спутников вместо 24 в штатной конфигурации, в одной из трех орбитальных плоскостей не работает ни один спутник вообще. Доступность сервисов составляет 10,3% (на териитории России - 13,9%), максимальная продолжительность перерыва в навигации достигает 14,09 часа (11,09 часа). Система только готовится к зачетным испытаниям.
Даже в том случае, если планируемые к запуску в этом году 6 аппаратов "Глонасс-М" будут успешно введены в систему еще до конца года, что само по себе - задача экстраординарная, работоспособность ГЛОНАСС к концу года даже только на широтах России может вызвать сомнения - 7+6=13, и такого количества аппаратов явно недостаточно для обеспечения надежной и бесперебойной работы сервисов.
В течение нескольких месяцев численность работающего сегмента система поддерживалась на уровне 10-11 аппаратов. Даже в этом случае численность группировки может достичь разве что 17 аппароатов.
Этого недостаточно для осуществления навигации на широтах России даже в "модельной" ситуации, без учета факторов, осложняющих прием сигналов висящих над горизонтом спутников. В лесистой, пересеченной или урбанизированной местности ситуация с ГЛОНАСС-навигацией будет еще менее благоприятной.
И тем не менее, очевидно, что спрос на "чистый" ГЛОНАСС существует. Оценка количества желающих приобрести "чистый" ГЛОНАСС безо всякого GPS только среди стабильной читательской аудитории портала Исследования и разработки R&D.CNews (около 400 тыс. человек) показывает - как минимум у 68 тыс. единиц "чистой" пользовательской ГЛОНАСС-аппартуры в России уже есть определившиеся с выбором потенциальные покупатели.
Этого более чем достаточно для организации серийного производства аппаратуры, которое, согласно заверениям разработчиков, позволит снизить ее стоимость до вполне сопоставимых с GPS-приемниками величин. К тому же односистемный приемник обойдется пользователям существенно дешевле и будет по целому ряду характеристик - например, по энерогопотреблению - превосходить двухсистемные аналоги.
Отсутствие выраженного внутреннего спроса на ГЛОНАСС-аппаратуру долгое время рассматривалось в качестве одного из основных факторов, затрудняющих ее коммерциализацию вообще. Очевидно, это не так - спрос есть, и весьма существенный
ГЛОНАСС: факторы спроса
Понимание природы существующего уже сейчас спроса на ГЛОНАСС поможет разработчикам системы не только безболезненно пройти самую сложную стадию "знакомства" рынка с новыми продуктами, но и будет содействовать в полномасштабной коммерциализации ее в дальнейшем.
Можно допустить, что в данном случае выбор покупателей основан не на реальном опыте работы с ГЛОНАСС, тем более только еще готовящейся к зачетным испытаниям. Речь, скорее, идет о доверии к неоднократно высказанным Президентом РФ Владимиром Путиным и подтвержденным специалистами обещаниям ввести систему до конца года в конфигурации, обеспечивающей ее надежную и беспрерывную работу на всей территории России. Спрос мотивирован патриотизмом, и в этом - залог его стабильности.
Ввод системы ГЛОНАСС в полноценную эксплуатацию до конца 2007 года представляет собой весьма непростую задачу для отрасли, и как она будет решаться, не вполне понятно. Тем не менее, неоднократное подтверждение заявленных сроков на самом высоком уровне и признание их реалистичности ведущими специалистами отрасли позволяет сделать вывод о том, что задача эта - решаемая.
Еще важнее то, что в техническую реализуемость ГЛОНАСС и в наличие политической воли ввести систему в строй поверили граждане России. Если отрасль не обманет их ожиданий ни в аспекте сроков ввода, ни в аспекте заявленных характеристик системы и аппаратуры, внутренний спрос вполне способен выручить производителей ГЛОНАСС-приемников и позволит "стать на ноги" новому, важнейшему и перспективному сегменту аэрокосмической и радиоэлектронной промышленности.
Другие проблемы реализации проекта ГЛОНАСС также будут рассмотрены в исследованиях портала Исследования и разработки R&D.CNews.