Министры транспорта Евросоюза не смогли прийти к единому решению по вопросам финансирования системы Galileo
Как сообщает Портал «Исследования и разработки R&D.CNews», на прошедшей 2 октября в Люксембурге встрече министров транспорта стран Европейского Союза представители Германии, Великобритании и Нидерландов отказались утверждать предложенный Еврокомиссией план финансирования глобальной навигационной спутниковой системы стран Европы Galileo.
Необходимость поиска бюджетных средств на строительство Galileo возникла в результате отказа ведущих аэрокосмических корпораций Европы от участия в строительстве системы в форме частно-государственного партнерства. Еврокомиссия предложила использовать 2,4 млрд евро. из неизрасходованных бюджетов других европейских программ.
После создания в 2013 году группировки из 30 спутников и наземной инфраструктуры оператором Galileo должен стать коммерческий консорциум. Но проектная стоимость уже превысила первоначальные оценки на 2,4 млрд евро., а реальный перерасход средств уже составляет 388 млн евро. Сроки ввода системы в эксплуатацию подверглись коррекции - с 2008 на 2011 год.
Совещание в Люксембурге выявило разногласия между странами ЕС. Германия предлагала покрыть недостающие средства из бюджета Европейского космического агентства, против чего возражало руководство Еврокомиссии. Спор идет также за долю заказов, которую должны получить национальные аэрокосмические предприятия. Германский министр настаивает, чтобы заказы Galileo распределялись пропорционально финансовому взносу стран в бюджет Европейского Союза.
Судьбу программы Galileo теперь будут обсуждать министры финансов ЕС и окончательно решат лидеры стран Европы на предстоящей встрече в Брюсселе в декабре.
Разумный компромисс, скорее всего, будет найден. Европа по-прежнему решительно настроена на создании собственной системы глобального позиционирования в противовес американской системе GPS. По данным Еврокомиссии, рынок продукции и услуг спутниковой навигации растет с ежегодным темпом 25% и достигнет 400 млрд евро к 2025 году.
Борьба вокруг Galileo вряд ли поставит под угрозу сам факт создания полноценной системы - эта задача вынесена Объединенной Европой в разряд стратегических приоритетов. Продолжающийся «евроторг», характерный для Евросоюза вообще, призван сбалансировать интересы различных стран и групп влияний при разделе этого чрезвычайно лакомого «пирога».
Тем не менее, осторожность в выделении весьма значительных сумм на амбициозный проект наглядно свидетельствует о сложности проблем, с которыми неизбежно столкнется любой конкурент уже завоевавшей статус мирового эталона системы GPS - не только Galileo.