Концепция развития и генеральный план Зеленокумска Своеобразие структурно-планировочной схемы развития города приближает ее к известной модели «города-сада»
Р.И. Хамецкий (ОАО «НИИП Градостроительства»)
Город, расположенный на землях Северного Кавказа между Буденновском и Минеральными водами, свое название Зеленокумск получил не случайно. Это поистине зеленый, утопающий в садах и парках город. Он был основан на берегах реки Кумы и никуда не перемещался за всю историю своего существования. Созданные в ХIХ в. и связанные между собой Верхний и Нижний парки территориально развиваются вдоль речной долины, селитебная зона следует параллельно им.
Зеленокумск исторический город
Его планировочная структура и объемно-пространственная композиция складывались постепенно в течение двух столетий.
Древний торговый тракт, ранее связывавший г. Маджар (современный Буденновск) с Кабардой, и в те времена полноводная Кума, сопровождающая его на всем протяжении, сыграли роль планировочного базиса, обусловившего появление города.
В начале ХIХ в. на правом берегу Кумы разместилось солдатское поселение, перенесенное вскоре южнее (современное село Солдато-Александровское), а на освободившейся территории была воздвигнута одна из многочисленных усадеб графа Воронцова, обозначившая собой генетический центр будущего города. Позже последовало заселение левого берега с образованием торгово-ремесленного поселения Ново-Григорьевское. Объединение усадьбы и поселения положило начало формированию города.
Современный Зеленокумск административный центр Советского района Ставропольского края
Экономическая база его развития представлена инженерно-транспортной инфраструктурой, отраслями обрабатывающей промышленности и отлаженным комплексом межселенного обслуживания населения, рекреации и туризма. В целом градообразующая база проявляет свою устойчивость и нацеленность на развитие.
Зеленокумск развивающийся город
Наличие железной дороги, подход к городу федеральной и областных автодорог, сложившиеся системы энерго-снабжения делают Зеленокумск инвестиционно привлекательным, что подразумевает дальнейшее развитие как производственной зоны города, так и селитебной. В течение ближайших 25 лет ожидается рост численности населения с 42 до 50 тыс. человек.
Новый генеральный план города
Необходимость планомерного, функционального, обоснованного размещения нового промышленного и жилищного строительства, сохранения объектов исторической ценности обусловила потребность в создании нового генерального плана города, который был разработан научно-проектным отделом ОАО «НИИПГрадостроительства» в 2007 г. Авторским коллективом в процессе разработки концепции развития, проведения предпроектных исследований и самого проектирования учитывался отечественный и зарубежный градостроительный опыт в рамках действующих Градостроительного и Земельного кодексов РФ.
Зеленокумск. Новый генеральный план
В теоретическом плане своеобразие структурно-планировочной схемы развития города приближает ее к известной модели «города-сада», широко, во многих модификациях рекламировавшейся приверженцами дезурбанизма (направление в градостроительстве, отрицающее положительную социальную роль крупных городов и проповедующее рассредоточение населения за их пределами. Прим. ред.), в том числе Э. Говардом, Р. Энвиным, Р. Латенсом.
Сложившаяся за 200 лет планировочная структура Зеленокумска довольно точно соответствует принципам планировки «города-сада»: в геометрической середине города парк и композиционно связанный с ним общегородской центр, зона жилищного строительства разместилась вокруг парка и центра. Принцип «города-сада» в ХХ в. неодно-кратно внедрялся в проектирование и строительство городов-спутников Лондона: Леворска, Вельвина, Кроули, Хемэль-Хемпстэда и многих других. Опыт столь же часто доказывал, что этот принцип трудно, а в ряде случаев невозможно удержать, сохранить в процессе последующего развития города. Парк часто подвергался коммерческой застройке, центр порой территориально развивался в противоположных направлениях. Это послужило поводом к дискредитации модели и осуждению дезурбанизма как утопической гипотезы.
Зеленокумск уникальный случай: «город-сад» в его почти классическом виде вот уже 200 лет существует и развивается на берегах Кумы. Это стало возможным благодаря изначально обоснованному размещению парковой системы на территориях, благоприятных для произрастания растительно-сти, но неудобных для строительства зданий и капитальных сооружений по ряду факторов. Проектное решение на обозримую перспективу предполагает дальнейшее развитие и благоустройство исторических парков при сохранении контактной связи центра и селитебной зоны с парковой средой.
Сохраняя исторические ценности, образ модели «города-сада», проект нового генерального плана вместе с тем привносит в планировочную структуру города черты современности в расчете на будущее развитие.
Функциональное зонирование
По состоянию на 2007 г. в опорном плане города четко обозначились функциональные зоны:
селитебная зона развивается на основе экологического каркаса долины реки Кумы;
производственная зона формируется, развивается вдоль железной дороги и внешних автодорог, проводящих грузопотоки;
рекреационная зона в виде системы озеленения и связанной с ней сети спортивных центров представлена в форме единого целостного пространства речной долины.
Строительное зонирование
Строительное зонирование Зеленокумска менее организованно. Зона многоэтажной жилой застройки представлена разрозненными участками.
Система регламентно-режимного зонирования
Система регламентно-режимного зонирования отсутствует, т. е. не установлены и не вынесены в натуру границы нормируемых и проектируемых по предельно допустимым выбросам санитарно-защитных зон, зон водоохраны, охранных зон памятников истории и культуры.
Планировочная структура, сеть транспортных магистралей
Планировочная структура, сеть транспортных магистралей сложились в то время, когда Зеленокумск был совсем небольшим городком в основном с пешеходным сообщением, а потому нуждаются в планировочном регулировании.
Транзитные (внешние) транспортные потоки проходят по селитебной зоне, так как отсутствуют обходные пути. Межмагистральные пространства в центре города, хотя и несколько сократились в результате строительства новой магистрали, но все еще остаются ненормативными. Это приводит к перепробегу транспорта и создает неудобства пешеходам.
Проектное решение генерального плана развития города предусматривает устранение отмеченных недостатков.
Анализ существующей ситуации также показывает, что в пределах города существует дефицит свободных территорий, так как городская черта давно не корректировалась. Мест, пригодных, ограниченно пригодных и благоприятных для жилищного строительства, в городе мало. При этом часть из них придется использовать для размещения социальных объектов, так как сфера обслуживания будет развиваться. Для решения вопроса о выходе застройки города за пределы существующей городской черты и последующей ее корректуры разработаны специальная схема планировочных и эколого-средовых ограничений и схема комплексной оценки территории, определившие генеральное направление будущего территориального развития города.
В предыдущем генеральном плане не ставился вопрос о необходимости структуризации селитебной зоны, т. е. организации планировочных и жилых районов. Раньше такой необходимости не было, ибо прежний генплан был основан на принципе полной реконструкции с сосредоточением почти всего населения в центральном районе города. Сейчас на основе принципов действующего Градостроительного кодекса и нового социального заказа на типы жилой застройки возникает необходимость предусмотреть площади под размещение усадебной застройки, а также членение территории на жилые районы. В генеральном плане намечается формирование трех жилых районов.
В каждом из них предусматривается создание центров жилых районов и планировочных связей с ними. Сами центры композиционно связываются с парками жилых районов. В центральном жилом районе центр совмещается с общегородским центром.
Запроектированный общегородской центр связывает воедино обе части города в пределах центрального района. Его структурную основу составляет система главных улиц и площадей, высвобожденных от транспортного движения, сопровождаемых разгружающими (тангенциальными) магистралями. Система главных улиц и основных подводящих пешеходных направлений фокусируются на центральной площади.
Система общегородского центра начинается с небольшого ансамбля у здания бывшего Дома культуры. Здесь формируется аванплощадь. Далее намечается организация пешеходной улицы, пешеходного моста и аллеи через Нижний парк до Верхнего парка и центральной площади. Главная улица доходит до рынка, где формируется небольшая арьерплощадь.
Таким образом, новый генеральный план, сохраняя исторически сложившиеся градостроительные ценности, вписываясь в классическую модель «города-сада», привносит в систему зонирования города и его архитектурно-планировочную структуру черты современности, прогнозируя будущие параметры развития его центра, парка, строительных и функциональных зон.
Проектированию генерального плана города сопутствовало создание фрагмента общегородского центра в масштабе 1:500 с решением панорам застройки главной и центральной площадей, разработкой объемно-пространственной композиции.
Установление образной характеристики отдельных зданий, комплексов, композиционных групп предполагает инвестирование на конкурсной основе.