Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2007/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Концепция развития и генеральный план Зеленокумска Своеобразие структурно-планировочной схемы развития города приближает ее к известной модели «города-сада»

Р.И. Хамецкий (ОАО «НИИП Градостроительства»)

Город, расположенный на землях Северного Кавказа между Буденновском и Минеральными водами, свое название Зеленокумск получил не случайно. Это поистине зеленый, утопающий в садах и парках город. Он был основан на берегах реки Кумы и никуда не перемещался за всю историю своего существования. Созданные в ХIХ в. и связанные между собой Верхний и Нижний парки территориально развиваются вдоль речной долины, селитебная зона следует параллельно им.

Зеленокумск исторический город

Его планировочная структура и объемно-пространственная композиция складывались постепенно в течение двух столетий.

Древний торговый тракт, ранее связывавший г. Маджар (современный Буденновск) с Кабардой, и в те времена полноводная Кума, сопровождающая его на всем протяжении, сыграли роль планировочного базиса, обусловившего появление города.

В начале ХIХ в. на правом берегу Кумы разместилось солдатское поселение, перенесенное вскоре южнее (современное село Солдато-Александровское), а на освободившейся территории была воздвигнута одна из многочисленных усадеб графа Воронцова, обозначившая собой генетический центр будущего города. Позже последовало заселение левого берега с образованием торгово-ремесленного поселения Ново-Григорьевское. Объединение усадьбы и поселения положило начало формированию города.

Современный Зеленокумск административный центр Советского района Ставропольского края

Экономическая база его развития представлена инженерно-транспортной инфраструктурой, отраслями обрабатывающей промышленности и отлаженным комплексом межселенного обслуживания населения, рекреации и туризма. В целом градообразующая база проявляет свою устойчивость и нацеленность на развитие.

Зеленокумск развивающийся город

Наличие железной дороги, подход к городу федеральной и областных автодорог, сложившиеся системы энерго-снабжения делают Зеленокумск инвестиционно привлекательным, что подразумевает дальнейшее развитие как производственной зоны города, так и селитебной. В течение ближайших 25 лет ожидается рост численности населения с 42 до 50 тыс. человек.

Новый генеральный план города

Необходимость планомерного, функционального, обоснованного размещения нового промышленного и жилищного строительства, сохранения объектов исторической ценности обусловила потребность в создании нового генерального плана города, который был разработан научно-проектным отделом ОАО «НИИПГрадостроительства» в 2007 г. Авторским коллективом в процессе разработки концепции развития, проведения предпроектных исследований и самого проектирования учитывался отечественный и зарубежный градостроительный опыт в рамках действующих Градостроительного и Земельного кодексов РФ.
Зеленокумск. Новый генеральный план


В теоретическом плане своеобразие структурно-планировочной схемы развития города приближает ее к известной модели «города-сада», широко, во многих модификациях рекламировавшейся приверженцами дезурбанизма (направление в градостроительстве, отрицающее положительную социальную роль крупных городов и проповедующее рассредоточение населения за их пределами. Прим. ред.), в том числе Э. Говардом, Р. Энвиным, Р. Латенсом.

Сложившаяся за 200 лет планировочная структура Зеленокумска довольно точно соответствует принципам планировки «города-сада»: в геометрической середине города парк и композиционно связанный с ним общегородской центр, зона жилищного строительства разместилась вокруг парка и центра. Принцип «города-сада» в ХХ в. неодно-кратно внедрялся в проектирование и строительство городов-спутников Лондона: Леворска, Вельвина, Кроули, Хемэль-Хемпстэда и многих других. Опыт столь же часто доказывал, что этот принцип трудно, а в ряде случаев невозможно удержать, сохранить в процессе последующего развития города. Парк часто подвергался коммерческой застройке, центр порой территориально развивался в противоположных направлениях. Это послужило поводом к дискредитации модели и осуждению дезурбанизма как утопической гипотезы.

Зеленокумск уникальный случай: «город-сад» в его почти классическом виде вот уже 200 лет существует и развивается на берегах Кумы. Это стало возможным благодаря изначально обоснованному размещению парковой системы на территориях, благоприятных для произрастания растительно-сти, но неудобных для строительства зданий и капитальных сооружений по ряду факторов. Проектное решение на обозримую перспективу предполагает дальнейшее развитие и благоустройство исторических парков при сохранении контактной связи центра и селитебной зоны с парковой средой.

Сохраняя исторические ценности, образ модели «города-сада», проект нового генерального плана вместе с тем привносит в планировочную структуру города черты современности в расчете на будущее развитие.

Функциональное зонирование

По состоянию на 2007 г. в опорном плане города четко обозначились функциональные зоны:
селитебная зона развивается на основе экологического каркаса долины реки Кумы;
производственная зона формируется, развивается вдоль железной дороги и внешних автодорог, проводящих грузопотоки;
рекреационная зона в виде системы озеленения и связанной с ней сети спортивных центров представлена в форме единого целостного пространства речной долины.

Строительное зонирование

Строительное зонирование Зеленокумска менее организованно. Зона многоэтажной жилой застройки представлена разрозненными участками.

Система регламентно-режимного зонирования

Система регламентно-режимного зонирования отсутствует, т. е. не установлены и не вынесены в натуру границы нормируемых и проектируемых по предельно допустимым выбросам санитарно-защитных зон, зон водоохраны, охранных зон памятников истории и культуры.

Планировочная структура, сеть транспортных магистралей

Планировочная структура, сеть транспортных магистралей сложились в то время, когда Зеленокумск был совсем небольшим городком в основном с пешеходным сообщением, а потому нуждаются в планировочном регулировании.

Транзитные (внешние) транспортные потоки проходят по селитебной зоне, так как отсутствуют обходные пути. Межмагистральные пространства в центре города, хотя и несколько сократились в результате строительства новой магистрали, но все еще остаются ненормативными. Это приводит к перепробегу транспорта и создает неудобства пешеходам.

Проектное решение генерального плана развития города предусматривает устранение отмеченных недостатков.

Анализ существующей ситуации также показывает, что в пределах города существует дефицит свободных территорий, так как городская черта давно не корректировалась. Мест, пригодных, ограниченно пригодных и благоприятных для жилищного строительства, в городе мало. При этом часть из них придется использовать для размещения социальных объектов, так как сфера обслуживания будет развиваться. Для решения вопроса о выходе застройки города за пределы существующей городской черты и последующей ее корректуры разработаны специальная схема планировочных и эколого-средовых ограничений и схема комплексной оценки территории, определившие генеральное направление будущего территориального развития города.

В предыдущем генеральном плане не ставился вопрос о необходимости структуризации селитебной зоны, т. е. организации планировочных и жилых районов. Раньше такой необходимости не было, ибо прежний генплан был основан на принципе полной реконструкции с сосредоточением почти всего населения в центральном районе города. Сейчас на основе принципов действующего Градостроительного кодекса и нового социального заказа на типы жилой застройки возникает необходимость предусмотреть площади под размещение усадебной застройки, а также членение территории на жилые районы. В генеральном плане намечается формирование трех жилых районов.

В каждом из них предусматривается создание центров жилых районов и планировочных связей с ними. Сами центры композиционно связываются с парками жилых районов. В центральном жилом районе центр совмещается с общегородским центром.

Запроектированный общегородской центр связывает воедино обе части города в пределах центрального района. Его структурную основу составляет система главных улиц и площадей, высвобожденных от транспортного движения, сопровождаемых разгружающими (тангенциальными) магистралями. Система главных улиц и основных подводящих пешеходных направлений фокусируются на центральной площади.

Система общегородского центра начинается с небольшого ансамбля у здания бывшего Дома культуры. Здесь формируется аванплощадь. Далее намечается организация пешеходной улицы, пешеходного моста и аллеи через Нижний парк до Верхнего парка и центральной площади. Главная улица доходит до рынка, где формируется небольшая арьерплощадь.

Таким образом, новый генеральный план, сохраняя исторически сложившиеся градостроительные ценности, вписываясь в классическую модель «города-сада», привносит в систему зонирования города и его архитектурно-планировочную структуру черты современности, прогнозируя будущие параметры развития его центра, парка, строительных и функциональных зон.

Проектированию генерального плана города сопутствовало создание фрагмента общегородского центра в масштабе 1:500 с решением панорам застройки главной и центральной площадей, разработкой объемно-пространственной композиции.

Установление образной характеристики отдельных зданий, комплексов, композиционных групп предполагает инвестирование на конкурсной основе.


См. также:
Каталог Организаций:
   - НИИП Градостроительства
Каталог Авторов:
   - Хамецкий Р.И.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Страны и регионы / Россия / Северо-Кавказский ФО / Ставропольский край
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2007
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УПР №4_2007
Цитирумость документа: 1
02:53:33 27.12 2007   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.049482107162476 sec, Question: 78