Пространственные данные в РФ. Рынок и государство. Время стратегического выбора
Все новейшие технологии, появившиеся в мире за последнее десятилетие (программное обеспечение для ГИС и обработки данных дистанционного зондирования, высокодетальное космическое зондирование, лазерная съемка, геодезическое и навигационное оборудование спутникового позиционирования), были освоены и начали поставляться на отечественный рынок именно коммерческими предприятиями.
При этом крайне сложное и неоднозначно трактуемое нормативное правовое поле, практически неизменное с 90-х годов прошлого века, только увеличивает бюрократическую и коррупционную нагрузку на рынок:
формальная, неэффективная система лицензирования, получения разрешения на работы и разрешения на издание тиража картографо-геодезической продукции;
обязательность платного использования устаревших материалов фондов;
не нормируемые государством договоры о неэксклюзивной передаче прав на использование государственной картографической информации;
не решенные до конца вопросы ограничения на использование пространственной информации;
обязательность двойного или тройного лицензирования при работе с закрытой информацией и использовании передовых технологий обработки данных космического зондирования;
введение института аккредитации организаций технической инвентаризации, практически подменяющего упраздненное лицензирование в сфере землеустройства;
коррупционная система производства работ по формированию объектов недвижимости для кадастрового учета, когда заказчиком выступает владелец объекта, а приемку работ проводит федеральный чиновник;
режим псевдоконкуренции предприятий Роскартографии и Роснедвижимости с коммерческими организациями. ФГУП Роскартографии, являясь операторами территориальной части картографического фонда, имеют возможность заблокировать деятельность любой частной структуры через механизм обязательного использования фондовых материалов.
Кроме того, для современной ситуации характерны: сложность решения вопросов межведомственного информационного взаимодействия; отсутствие унификации, доступности и статуса базовой информации адресных реестров и планов, дежурных карт и опорных планов, ведущихся на уровне местного самоуправления; совмещение Роснедвижимостью, Роскартографией и Роскосмосом функций предоставления государственных услуг (т. е. производства) и контроля рынков; невозможность вторичного использования произведенных данных из-за непроработанного механизма функционирования фондов.
В настоящее время сферы геодезии, картографии, геоинформатики и кадастра работают в режиме «ручной настройки».