Глава II.
Метаданные
Статья 5
1. Страны-члены ЕС должны гарантировать создание метаданных для НПД и геосервисов, соответствующих тематике, указанной в приложениях I III, а также постоянное обновление метаданных.
2. Метаданные должны включать следующую информацию:
a) подтверждение соответствия НПД требованиям ст. 7 (1);
b) условия доступа к НПД и использования данных и геосервисов с указанием расценок (если взимается плата);
c) качество и степень достоверности пространственных данных;
d) сведения об административных органах, которые отвечают за создание НПД и геосервисов, управление ими, поддержку их работы и распространение данных;
e) условия ограничения доступа к НПД (согласно положениям ст. 13) с указанием причин ограничения.
3. Страны-члены ЕС должны предпринять необходимые меры для того, чтобы метаданные были исчерпывающими и качественными согласно целям, указанным в ст. 13 (6).
4. Правила для реализации требований данной статьи должны быть одобрены до 15 мая 2008 г. с учетом инструктивной процедуры, на которую ссылается ст. 22 (2). Правила должны учитывать соответствующие международные стандарты и требования пользователей, особенно в том, что касается контроля достоверности метаданных.
Статья 6
Страны-члены ЕС должны создать метаданные, упомянутые в ст. 5, в следующие сроки:
a) не позднее двух лет после утверждения правил реализации согласно ст. 5 (4) настоящей Директивы для НПД, охватывающих одну или более тематик, указанных в приложениях I и II;
b) не позднее пяти лет после утверждения правил реализации согласно ст. 5 (4) настоящей Директивы для НПД, охватывающих одну или более тематик, указанных в Приложении III.
Глава III.
Интероперабельность наборов пространственных данных и геосервисов
Статья 7
1. Правила реализации, устанавливающие технические средства для обеспечения интероперабельности и, где это возможно, гармонизации наборов пространственных данных и сервисов, а также разработанные для уточнения малосущественных элементов настоящей Директивы путем их дополнения, должны быть приняты в соответствии с инструктивной процедурой, описанной в ст. 22 (3). При разработке правил должны быть приняты во внимание все разумные требования пользователей, существующие проекты и международные стандарты для гармонизации наборов пространственных данных с учетом их выполнимости и экономической эффективности. Организации, созданные согласно международному праву и принявшие соответствующие стандарты, обеспечивающие интероперабельность или гармонизацию наборов пространственных данных и сервисов, должны интегрировать эти стандарты и существующие технические средства; по мере необходимости, ссылки на них должны включаться в правила реализации, упомянутые в этом пункте.
2. При разработке основ правил реализации Комиссия должна проанализировать способы обеспечения выполнимости правил и их приемлемости с точки зрения возможных затрат и преимуществ и представить результаты анализа согласно ст. 22 (1). Страны-члены ЕС должны по соответствующему запросу предоставлять в Комиссию информацию, необходимую для проведения подобного анализа.
3. Страны-члены ЕС должны гарантировать, что все вновь собранные и существенно реструктурированные наборы пространственных данных и соответствующие геосервисы будут доступны (с соблюдением правил реализации, упомянутых в п. 1) в течение двух лет со времени их принятия, а уже используемые в течение семи лет после их принятия. Доступность наборов пространственных данных должна быть достигнута за счет правил реализации, адаптации существующих НПД или сервисов преобразования, указанных в пункте d ст. 11 (1).
4. Правила реализации, упомянутые в п. 1, должны распространяться на определения и классификацию пространственных объектов, включаемых в НПД согласно тематикам приложений I III, а также способы, с помощью которых пространственные данные привязываются географически.
5. Представители стран-членов ЕС национального, регионального и местного уровней, юридические или физические лица, заинтересованные в пространственных данных и их инфраструктурах для исполнения своих функций, включая пользователей, производителей данных, провайдеров дополнительных услуг, а также любые координирующие органы, должны иметь возможность участвовать в предварительных обсуждениях содержания правил реализации до их рассмотрения Комитетом, указанным в ст. 22 (1).
Статья 8
1. Для НПД, охватывающих одну или более тем, перечисленных в приложениях I и II, правила, предусмотренные ст. 7 (1), должны соответствовать положениям, прописанным в пп. 2 4 данной статьи.
2. При выполнении Директивы правила реализации должны обеспечить следующие условия, связанные с требованиями к пространственным данным:
a) единая система присвоения пространственным объектам уникальных идентификаторов, в которую можно будет интегрировать используемые в национальных системах идентификаторы для обеспечения их интероперабельности;
b) взаимосвязи между пространственными объектами;
c) главные атрибуты объектов и соответствующие многоязычные тезаурусы, обычно требуемые для отраслей, связанных с охраной природной среды;
d) информация о временном интервале данных;
e) обновление данных.
3. Правила реализации должны гарантировать логическую связь как между данными о различных объектах с одинаковым местоположением на земной поверхности, так и между данными об одном и том же объекте, представленном в различных масштабах.
4. Правила реализации должны гарантировать совместимость информации из различных наборов пространственных данных в том, что касается аспектов, упомянутых в ст. 7 (4) и в п. 2 данной статьи.
Статья 9
Правила реализации настоящей Директивы, указанные в ст. 7 (1), должны быть приняты в следующие сроки:
a) не позднее 15 мая 2009 г. для наборов пространственных данных, охватывающих одну или более тематик, перечисленных в Приложении I;
b) не позднее 15 мая 2009 г. для наборов пространственных данных, охватывающих одну или более тематик, перечисленных в приложениях II и III.
Статья 10
1. Страны-члены ЕС должны обеспечить доступность любой информации, включая данные, коды и технические классификации, необходимой для соблюдения правил, прописанных в ст. 7 (1), административным органам и третьим лицам на условиях, которые не ограничивают ее применения для целей выполнения настоящей Директивы.
2. Для гарантии совместимости пространственных данных на стыке национальных территорий вдоль границ страны-члены ЕС, по возможности, должны предпринять взаимно согласованные действия по сводке этих данных.
Глава IV.
Сетевые сервисы
Статья 11
1. Страны-члены ЕС должны создать и поддерживать перечисленные ниже сетевые сервисы для наборов пространственных данных и связанных с ними услуг, для которых были созданы метаданные по условиям настоящей Директивы:
a) поисковые сервисы, позволяющие искать НПД и геосервисы на основе соответствующих метаданных и отображать содержание метаданных;
b) сервисы визуализации, предоставляющие, как минимум, возможности просмотра данных, навигации по изображениям, их скроллинга, масштабирования и графического оверлея данных, а также отображения легенд карт и соответствующей информации, записанной в метаданных;
c) сервисы для «скачивания» информации, позволяющие копировать наборы пространственных данных или их фрагменты и, по возможности, обеспечивающие прямой доступ к данным;
d) сервисы преобразования данных, дающие возможность трансформировать НПД с целью обеспечения интероперабельности;
e) сервисы для вызова других сервисов НПД.
Все перечисленные сервисы должны учитывать требования пользователей и обеспечивать простоту эксплуатации, доступ через сеть Интернет или другие телекоммуникационные средства.
2. Сервисы, упомянутые в п. 1 (a), должны, по меньшей мере, давать возможность использовать следующие критерии поиска:
по ключевым словам;
по классификаторам пространственных данных и услуг;
по качеству и достоверности пространственных данных;
по степени соответствия данных правилам реализации, указанным в ст. 7 (1);
по географическому положению;
по условиям, устанавливающим правила доступа и использования НПД и геосервисов;
по названиям административных органов, ответственных за создание, управление, обслуживание и распространение НПД и работу геосервисов.
3. Услуги по преобразованию данных, упомянутые в п. 1 (d) данной статьи, должны комбинироваться с другими упомянутыми в п. 1 услугами так, чтобы поддерживать их согласно правилам ст. 7 (1).
Статья 12
Страны-члены ЕС должны обеспечить органам общественной власти технические возможности для связи их НПД и сервисов с сетью, описанной в ст. 11 (1). Сказанное распространяется также на третьи лица (по их запросу), чьи пространственные данные и геосервисы отвечают требованиям правил реализации данной Директивы, особенно в том, что касается метаданных, сетевых сервисов и интероперабельности.
Статья 13
1. Условия ст. 11 (1) для стран-членов ЕС могут изменяться в отношении ограничения открытого доступа к НПД и геосервисам, упомянутым в пункте а ст. 11 (1).
Условия ст. 11 (1) для стран-членов ЕС могут изменяться в отношении ограничения открытого доступа к НПД и геосервисам, упомянутым в пунктах b e ст. 11 (1), а также к средствам электронной коммерции, указанным в ст. 14 (3), если это ограничение может неблагоприятно повлиять на:
a) конфиденциальность деятельности административных органов, определенную законодательными рамками;
b) международные отношения, общественную безопасность или обороноспособность;
c) осуществление правосудия, соблюдение прав граждан на справедливый суд или способность компетентных органов проводить расследования уголовного или дисциплинарного характера;
d) конфиденциальность коммерческой или индустриальной информации в рамках, предусмотренных национальными или общеевропейскими законами ЕС, призванными защищать законные экономические интересы, включая общественные интересы в плане конфиденциальности статистических данных и соблюдения налоговой тайны;
е) соблюдение прав интеллектуальной собственности;
f) конфиденциальность персональных данных и/или файлов, касающихся физического лица, при несогласии этого лица на публичное раскрытие персональной информации, если условия сохранения конфиденциальности предусмотрены национальными законами или законодательством ЕС;
g) интересы и защищенность любых лиц, предоставивших информацию на добровольных началах без каких-либо обязывающих на то условий, если эти лица сами не дали согласие на распространение информации;
h) защиту окружающей среды, к которой такая информация имеет отношение (например, сведения об ареалах обитания редких биологических видов).
2. Основания для ограничения доступа, описанные выше, должны интерпретироваться с учетом конкретных обстоятельств и общественных интересов. В каждом случае должны объективно взвешиваться общественные интересы и цели ограничения доступа к данным. В любом случае, страны-члены ЕС не должны ограничивать доступ к информации о выбросах различных веществ в окружающую среду.
3. С учетом сказанного и для выполнения требований п. 1 (f) страны-члены ЕС должны обеспечить соблюдение условий Директивы 95/46/ЕС.
Статья 14
1. Страны-члены ЕС должны гарантировать бесплатный доступ широкой публики к сервисам, упомянутым в пунктах a и b ст. 11 (1).
2. Условие п. 1 для стран-членов ЕС может быть смягчено в плане разрешения административным органам, предоставляющим услуги в соответствии с пунктом b ст. 11 (1), устанавливать плату для покрытия затрат на поддержание НПД и соответствующих сервисов, особенно если речь идет о больших объемах часто обновляемых данных.
3. Данные, доступные для просмотра на сервисах визуализации, упомянутых в пункте b ст. 11 (1), могут иметь формат, делающий невозможным их повторное использование в коммерческих целях.
4. В тех случаях, когда административные органы облагают платой услуги, упомянутые в пунктах b, c или e ст. 11 (1), страны-члены ЕС должны гарантировать доступность услуг электронной коммерции. Такие услуги могут предоставляться на условиях дискламации, упрощенного лицензирования, а при необходимости полного лицензирования.
Статья 15
1. Комиссия обязана создать геопортал INSPIRE на уровне ЕС и управлять его работой.
2. Страны-члены ЕС должны обеспечить доступ к сервисам, перечисленным в ст. 11 (1), через геопортал INSPIRE, а при желании могут организовать доступ к этим сервисам через собственные точки доступа.
Статья 16
Правила внесения корректив во второстепенные положения настоящей Директивы путем дополнения их содержания должны приниматься с применением процедуры, описанной в ст. 22 (3), и включать:
правила реализации для сервисов, упомянутых в ст. 11 и 12, а также минимально обязательный для них уровень услуг, учитывая существующие требования к отчетности, рекомендации, принятые ЕС в области экологического законодательства, доступные средства электронной коммерции и развитие информационных технологий;
обязательства, связанные с условиями ст. 12.
Глава V.
Распространение данных
Статья 17
1. Каждая из стран-членов ЕС должна принять необходимые меры для совместного использования НПД и геосервисов различными административными органами, указанными в пунктах а и b ст. 3 (9). Такие меры призваны обеспечить получение доступа к наборам пространственных данных и сервисам для обмена данными и услугами в целях решения задач, которые могут иметь прямое или косвенное отношение к охране окружающей среды.
2. Меры, упомянутые выше, должны устранять любые ограничения на использование данных, способные создать препятствия для совместного использования пространственных данных и сервисов.
3. Страны-члены ЕС могут разрешить административным органам, поставляющим НПД и поддерживающим работу сервисов, вводить лицензии и/или взимать плату за данные и услуги с других административных органов, учреждений и организаций ЕС, которые используют эти НПД и услуги. Любые вводимые при этом тарифы и лицензии должны учитывать общую цель, состоящую в том, чтобы облегчить совместное использование наборов пространственных данных и сервисов органами управления. При установлении расценок нужно ориентироваться на уровень минимальных затрат, необходимых для обеспечения должного качества данных и услуг, а также разумный уровень возврата инвестированных средств с соблюдением (там, где это применимо) требований самофинансирования общественных органов власти. НПД и сервисы, предоставляемые странами-членами ЕС различным организациям и учреждениям европейского сообщества для исполнения своих обязанностей, предусмотренных законодательством ЕС в области охраны окружающей среды, не должны облагаться какой-либо платой.
4. Средства совместного использования НПД и геосервисов, описанные в пп. 1 3, должны быть открыты для перечисленных в пунктах а и b ст. 3 (9) административных органов стран-членов ЕС, а также для организаций и учреждений ЕС с целью обеспечения выполнения их функций, которые прямо или косвенно связаны с охраной природы.
5. Средства совместного использован ия НПД и геосервисов, описанные в пп. 1 3, должны быть открыты на равной и взаимной основе для организаций, созданных в рамках международных соглашений, участниками которых являются ЕС и страны-члены ЕС, для выполнения задач, прямо или косвенно связанных с охраной окружающей среды.
6. В тех случаях, когда средства совместного использования НПД и геосервисов, описанные в пп. 1 3, предоставляются согласно условиям, перечисленным в пп. 4 и 5, возможно наложение определенных требований на их использование, установленных национальным законодательством.
7. Страны-члены ЕС могут частично отходить от требований, представленных в данной статье, ограничивая их действие при угрозе отрицательного влияния на исполнение законов, обеспечение общественной и национальной безопасности этих стран и на их международные отношения.
8. Страны-члены ЕС должны обеспечить организациям и учреждениям ЕС доступ к НПД и сервисам на основе согласованных условий. Правила реализации, управляющие этими условиями и разработанные для корректировки второстепенных положений настоящей Директивы, должны приниматься в соответствии с инструктивной процедурой, описанной в ст. 22 (3). Правила должны полностью отвечать принципам, указанным в пп. 1 и 3 настоящей статьи.
Глава VI.
Координация и дополнительные мероприятия
Статья 18
Страны-члены ЕС должны создать соответствующие структуры и механизмы для координации действий правительственных организаций различного уровня, заинтересованных в инфраструктурах пространственной информации.
Такие структуры призваны также координировать участие пользователей, поставщиков данных и провайдеров услуг в том, что касается отбора соответствующих наборов данных, учета потребностей пользователей, информирования о накопленном опыте и получения мнений и пожеланий пользователей.
Статья 19
1. Комиссия будет отвечать за координацию усилий по созданию и ведению европейской ИПД INSPIRE на уровне ЕС, опираясь в своей работе на помощь различных его учреждений, в частности, Европейского агентства по охране окружающей среды (European Environmental Agency).
2. Каждая из стран-членов ЕС должна назначить организацию (обычно административный орган), ответственную за контакты с Комиссией по вопросам реализации настоящей Директивы. Работа этой организации будет поддерживаться координационной структурой с учетом распределения полномочий и обязанностей между учреждениями конкретной страны.
Статья 20
Правила реализации настоящей Директивы должны обязательно учитывать стандарты, принятые европейскими институтами по стандартизации, и международные стандарты с соблюдением процедуры, установленной Директивой 98/34/EC.
Глава VII.
Заключительные условия
Статья 21
1. Страны-члены ЕС должны постоянно следить за ходом создания и использованием своих инфраструктур пространственной информации. Результаты этого контроля должны регулярно передаваться в распоряжение Комиссии и открыто публиковаться.
2. Не позднее 15 мая 2010 г. страны-члены ЕС будут обязаны представить Комиссии отчет, содержащий следующие сведения:
a) описание того, как координируются действия поставщиков данных общественного сектора, пользователей НПД и геосервисов, посреднических организаций, а также описания отношений с третьими лицами и системы организации контроля качества данных;
b) сведения об участии административных органов или третьих лиц в функционировании и координации инфраструктур пространственной информации;
c) информацию об использовании инфраструктуры пространственной информации;
d) описание соглашений о совместном использовании данных общественными органами;
e) сведения о расходах на реализацию настоящей Директивы и полученных преимуществах.
3. Начиная с 15 мая 2013 г. в Комиссию каждые три года должны представляться отчеты, содержащие обновленную информацию, указанную выше.
4. Детальные правила реализации положений данной статьи должны приниматься по инструктивной процедуре, описанной в ст. 22 (2).
Статья 22
1. Комиссии в ее работе будет помогать специально созданный Комитет.
2. При ссылке на данный параграф применяются ст. 5 и 7 решения Совета ЕС 1999/468/EC с учетом положений ст. 8 настоящего документа.
Период, предусматриваемый ст. 5 (6) решения Совета 1999/
468/EC, устанавливается в три месяца.
3. При ссылке на данный параграф применяются положения пунктов а (1 4) ст. 5 и статья 7 решения Совета ЕС 1999/468/EC с учетом положений ст. 8 настоящего документа.
Статья 23
Начиная с 15 мая 2014 г. каждые шесть лет Комиссия должна представлять Европарламенту и Евросовету отчет о выполнении настоящей Директивы, основанный, помимо прочего, на отчетах стран-членов ЕС согласно положениям ст. 21 (2, 3).
При необходимости, отчеты могут сопровождаться предложениями по дальнейшим действиям европейского сообщества.
Статья 24
1. К 15 мая 2009 г. страны-члены ЕС должны ввести в действие законы, инструкции и административные меры, необходимые для выполнения настоящей Директивы.
При принятии соответствующих документов страны-члены ЕС должны включать ссылки на данную Директиву или сопровождать такими ссылками официальные публикации. Страны-члены ЕС могут сами определять, как именно такие ссылки будут делаться.
2. Страны-члены ЕС должны передать Комиссии тексты основных положений национального законодательства, принятых в области действия настоящей Директивы.
Статья 25
Настоящая Директива должна вступить в силу через двадцать суток после публикации ее текста в Официальном бюллетене Европейского союза (Official Journal of the European Union).
Статья 26
Данная Директива распространяется на все страны-члены ЕС.
Принято в Страсбурге 14 марта 2007 г.
От Европарламента Президент H.-G. Pottering
От Совета Европы Президент G. Gloser
Приложение I
Тематика пространственных данных, упомянутая в статьях 6(a), 8(1) и 9(a) 1. Системы координат. Системы для однозначного координатного описания пространственной информации в терминах трехмерных прямоугольных декартовых координат x, y, z или геодезической широты, долготы и высоты, основанных на системах исходных геодезических дат и высот. 2. Регулярные географические сетки. Системы гармонизированных сеток с переменным разрешением, построенные от общей начальной точки, со стандартизированными положением в пространстве и размерами ячеек. 3. Географические названия. Названия регионов, областей, районов, городов и их предместий, поселков, а также любых географических или топографических объектов социального или исторического значения. 4. Административные единицы. Единицы административно-территориального деления, на которые распространяется юрисдикция страны-члены ЕС для местного, регионального и национального управления. Они разделяются административными границами. 5. Адреса. Адресное описание местоположения объектов, обычно путем указания наименования улицы, номера дома и почтового кода. 6. Земельные участки. Объекты учета в кадастровых реестрах или аналогичных системах учета недвижимости. 7. Транспортные сети. Автомобильные и железные дороги, сети воздушного и водного транспорта, а также объекты их инфраструктур и связи между различными транспортными сетями. Сюда включается и общеевропейская транспортная сеть согласно тому, как развитие этой сети определено в решении Совета ЕС № 1692/96/EC(14) и его будущих редакциях. 8. Гидрография. Гидрографические элементы естественного и искусственного происхождения, включая речные бассейны и подбассейны. В эту категорию, согласно определениям Директивы 2000/60/EC(15) Европарламента и Евросоюза от 23 октября 2000 г. по выработке единой водохозяйственной политики, при необходимости могут включаться и другие водные объекты. 9. Особо охраняемые территории. Области, выбранные для охраны конкретных объектов окружающей среды и защищенные международными законами и законодательными актами стран-членов ЕС и европейского сообщества в целом.
Приложение II
Тематика пространственных данных, упомянутая в статьях 6(a), 8(1) и 9(a) 1. Рельеф. Цифровые модели рельефа суши, ледниковых покровов и дна океанов и морей. Включают отметки высот земной поверхности, батиметрические данные и положение береговых линий. 2. Земной покров. Физическое и биологическое покрытие земной поверхности, включая искусственные образования, сельскохозяйственные области, леса, полуестественные области, заболоченные места, переувлажненные земли и водные объекты. 3. Ортоизображения. Ортотрансформированные аэро- или космические снимки поверхности Земли. 4. Геология. Геологические данные, классифицированные по составу и структуре, включая скальные породы, водоносные пласты и геоморфологические характеристики.
Приложение III
Тематика пространственных данных, упомянутая в статьях 9(b) и 14 (b) 1. Статистические единицы. Служат для географической привязки данных переписи населения и иной статистической информации. 2. Строения. Географическое положение зданий и сооружений. 3. Почвы. Характеристики почв и подпочв с классификацией по глубине, текстуре, структуре, механическому составу и содержанию органических веществ, каменистости с учетом, где возможно, средних углов наклона и потенциальной влагоемкости. 4. Землепользование. Характер использования территорий по их текущему или будущему функциональному назначению или социально-экономической цели (например, жилые массивы, промышленные зоны, торговые центры и магазины, сельскохозяйственные и лесные земли, рекреационные зоны). 5. Здравоохранение и безопасность среды обитания. Географическое распределение преобладающих патологических отклонений (различные виды аллергии, рака, заболеваний дыхательной системы и т. п.), информация о состоянии здоровья (различные биоиндикаторы, динамика падения рождаемости, распространение эпидемий) и самоощущения людей (утомляемость, стрессы и т. п.), которая прямо (загрязнение воздуха, химические выбросы, сокращение озонового слоя, шум и т. д.) или косвенно (качество питания, генетически модифицированные продукты и т. д.) связана с экологической ситуацией. 6. Коммунальное хозяйство и социальные службы. Объекты служб коммунального хозяйства, таких как водоснабжение и канализация, электро- и газоснабжение и т. п.; здания администрации и учреждений социальной защиты, школы и больницы. 7. Объекты экологического мониторинга. Станции экологического мониторинга, включая пункты сбора данных о выбросах в атмосферу и водоемы, об экологической ситуации и ее параметрах (разнообразие биологических видов, состояние растительности и т. п.), находящиеся в ведении административных органов или управляемые по их поручению. 8. Производство и индустриальные сооружения. Промышленные объекты, включая очистные сооружения, которые включены в Директиву Евросовета 96/61/ЕС(16) от 24 сентября 1996 г. по комплексным мерам предотвращения загрязнения окружающей среды, горнодобывающие предприятия и участки вывоза отходов производства. 9. Объекты сельского хозяйства и аквакультуры. Сельскохозяйственное оборудование и средства производства (включая ирригационные системы, теплицы, оранжереи, конюшни и т. п.). 10. Демография. Географическое распределение населения по ячейкам географической сетки, регионам, административным или другим единицам для демографического анализа. 11. Управление территориями / Ограничения / Особые зоны и отчетность. Области, на которые распространяются особые условия доступа, использования и отчетности об их состоянии на европейском, национальном, региональном и локальном уровнях, включая районы свалок, водоохранные зоны, ареалы, чувствительные к концентрации нитратов, морские фарватеры и фарватеры крупных континентальных водоемов, свалки отходов, зоны ограничения уровня шума, регионы геологических изысканий и добычи полезных ископаемых, речные бассейны, зоны действия обязательной отчетности по акваториям, прибрежные зоны и пункты сбора данных для отчетности. 12. Зоны природных рисков. Регионы развития опасных природных процессов атмосферного, гидрологического, сейсмического, вулканического характера, которые в силу их местонахождения, последствий и частоты возникновения представляют серьезную угрозу населению (например, наводнения, оползни, лавины, лесные пожары, землетрясения, извержение вулканов и т. п.). 13. Атмосферные условия. Физическое состояние атмосферы, включая пространственные данные, основанные на измерениях, моделировании или их комбинации, с привязкой мест сбора данных. 14. Метеорология. Погодные условия и их параметры (осадки, температура, содержание водяных паров, скорость и направление ветра). 15. Океанографические объекты. Физическое состояние океанов (течения, соленость вод, высота волн и т. д.). 16. Морские регионы. Физическое состояние морей и засоленных водоемов с подразделением на регионы и субрегионы со сходными характеристиками. 17. Биогеографическое районирование. Ареалы с относительно однородными экологическими условиями и общими характеристиками. 18. Местообитания и биотопы. Области, характеризующиеся определенными экологическими условиями, процессами, структурами и функциями жизнеобеспечения для обитания проживающих там организмов. Эти понятия включают как сухопутные территории, так и акватории, которые различаются своими географическими, абиотическими и биотическими свойствами, независимо от того, являются такие регионы чисто природными или природно-антропогенными. 19. Биологическое разнообразие. Географическое распределение ареалов обитания представителей животного и растительного мира по ячейкам регулярной сетки координат, областям, административным единицам или другим единицам статистического анализа. 20. Энергетические ресурсы. Источники энергии, включая углеводороды, гидроэнергетические и биоэнергетические ресурсы, солнечную и ветровую энергию, с информацией (где это уместно) о глубине залегания и высотах, характеризующих потенциал ресурса. 21. Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые, включая руды металлов, промышленные минералы и т. п., с информацией (где это уместно) о глубине залегания и высотах, характеризующих потенциал ресурса.
14. OJ L 228, 9.9.1996, P. 1. Decision as last amended by Council Regulation (EC) № 1791/2006 (OJ L 363, 20.12.2006, P. 1).
15. OJ L 327, 22.12.2000, P. 1. Directive as amended by Decision № 2455/2001/EC (OJ L 331, 15.12.2001, P. 1).
16 OJ L 257, 10.10.1996, P. 26. Directive as last amended by Regulation (EC) № 166/2006 of the European Parliament and of the Council (OJ L 33, 4.2.2006, P. 1).