Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Пространственные данные/Содержание журналов/№ 1 (2008)/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Предложения ГИС-Ассоциации к проекту концепции Федеральной целевой программы «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2009 2015 годы»

Сформулированная в проекте концепции цель программы очевидно нуждается в коррекции. Мировой опыт убедительно свидетельствует, что без включения рыночных механизмов в определенные сегменты использования результатов космической деятельности невозможно построить систему их эффективного доведения до потребителя

ГИС-Ассоциация, принимая предложение войти в состав рабочей группы по формированию проекта концепции Федеральной целевой программы «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов», тем самым свидетельствует, что считает задачу повышения эффективности использования результатов космической деятельности в России важной, актуальной и достойной решения в рамках специальной федеральной целевой программы. Очевидно, что решение этой проблемы требует консолидированного участия государственных, муниципальных и частных структур (интересы последних в основном представляет ГИС-Ассоциация).

Предложения ГИС-Ассоциации касаются только корректировки целей, задач и ряда мероприятий проекта, а также использования результатов космической деятельности в области дистанционного зондирования Земли и систем спутникового позиционирования.

Сформулированная в проекте концепции цель программы очевидно нуждается в коррекции. Мировой опыт убедительно свидетельствует, что без включения рыночных механизмов в определенные сегменты использования результатов космической деятельности невозможно построить систему их эффективного доведения до потребителя. Наиболее успешные проекты, а это, в первую очередь, услуги спутникового позиционирования и использование данных космического зондирования высокого разрешения, реализуются по схеме частно-государственного партнерства, когда государство в лице различных ведомств берет на себя функции нормативно-правового регулирования, осуществления запусков, поддержки функционирования КА и создания инфраструктурных элементов рынка, а частный бизнес успешно занимается разработкой программно-аппаратных решений и предоставлением конечных услуг потребителям.

В Российской Федерации эта схема нарушается в связи с тем, что:
заказчиком и поставщиком услуг, регулирующим и контролирующим рынок отечественных космических услуг, выступает одно ведомство Роскосмос. В этом, по нашему глубокому убеждению, кроется один из самых значимых факторов, сдерживающих эффективное применение результатов национальной космической деятельности;
системно вопросами формирования рыночных отношений в сфере потребления результатов космической деятельности не занимается ни одно ведомство. Отсюда вопиющие факты существования системы тройного лицензирования (Роскосмос, Роскартография, ФСБ России); преимущественное развитие сектора продаж оборудования и данных и стагнация сектора услуг; отсутствие налоговых преференций для организаций, работающих в сфере геоинформатики, представляющей высокотехнологичное направление; крайне затрудненный экспорт отечественных разработок; неопределенность взаимоотношений государства и бизнеса в целом.

Исходя из сказанного, считаем, что ранг задачи развития рыночных отношений в сфере эффективного использования результатов космической деятельности должен быть существенно повышен, а отдельные вкрапления словосочетания «государственно-частное партнерство» должны быть заменены на следующую формулировку цели: «создание системы эффективного использования результатов космической деятельности в интересах решения приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации на основе расширения масштаба национальной космической деятельности и развития российского рынка космических услуг».

Расширение масштаба национальной космической деятельности также является непременным условием выполнения программы, так как подзадача обеспечения конкурентоспособности национальных услуг на отечественном и мировом рынках в проекте прослеживается, но в явном виде не сформулирована. Вместе с тем, эта задача требует, чтобы в период реализации проектируемой федеральной целевой программы качественный и количественный уровни ГЛОНАСС и космических группировок, предназначенных для дистанционного зондирования, превосходили уровни мировых аналогов. С учетом последнего замечания представляется методологически неверным рассматривать программу использования результатов космической деятельности без соответствующего корректирования Федеральной космической программы России на 2006 2015 гг. и Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» на 2002 2011 гг., так как характеристики КА, заложенные в этих программах, не соответствуют мировому уровню технического прогресса.

В связи с уточнением основной цели задачи программы предлагается сформулировать следующим образом:
1. Стимулирование развития потребительского сегмента российского рынка космических услуг и развития предпринимательства в сфере использования результатов космической деятельности и повышения экспортного потенциала российских технологий и данных посредством совершенствования системы правового нормативного регулирования космической деятельности и картографо-геодезической деятельности в Российской Федерации.

Для этого необходимо обеспечить:
снятие всех видов ограничений на использование данных космического зондирования, свободно распространяемых на мировом рынке;
снятие всех видов ограничений на использование точных координат всех географических объектов, включая пункты Государственной геодезической сети, и модели рельефа в геоцентрических системах координат;
постоянный мониторинг стоимости данных космического дистанционного зондирования на мировом рынке и поддержание стоимости отечественных данных дистанционного зондирования ниже мировых цен;
включение высокодетальных данных дистанционного зондирования в состав базовых пространственных данных Инфраструктуры пространственных данных РФ и создание за счет бюджетных средств бесшовной мозаики высокодетальных данных зондирования, доступной для просмотра в сети Интернет, и базы метаданных отечественных данных космического зондирования;
бесплатное (за счет бюджетного финансирования) предоставление отечественным потребителям дифференциальных поправок ГЛОНАСС, позволяющих повысить точность определения географических координат;
льготное бюджетное кредитование и налоговые льготы компаниям, предоставляющим результаты космической деятельности и оказывающим услуги по их применению;
снятие режима двойного и тройного лицензирования частных компаний, использующих результаты космической деятельности;
упрощенный режим экспорта технологий и программных продуктов по обработке данных дистанционного зондирования, мониторинга транспортных средств и навигации;
создание англоязычного сайта и журнала с рекламой предлагаемых на зарубежный рынок данных и технологий;

Решение задачи возможно через реализацию следующих мероприятий:
а) совершенствование федерального законодательства, включающее:
разработку проекта Федерального закона «О навигации», определяющего порядок использования средств спутниковой навигации;
разработку поправок, предусматривающих обязательное использование результатов космической деятельности в сферах действия Земельного, Градостроительного, Лесного и Водного кодексов РФ, федеральных законов «О геодезии и картографии», «О недрах», «О землеустройстве», «О местном самоуправлении» и др.;
разработку поправок в Федеральный закон «О космической деятельности» для стимулирования развития частно-государственного партнерства и привлечения частного бизнеса в сферу предоставления космических данных и услуг;
б) создание нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие российского рынка космических услуг, включающее:
разработку постановлений Правительства РФ, обеспечивающих реализацию поправок в федеральные законы РФ, предусматривающие обязательное использование результатов космической деятельности;
разработку проектов ведомственных положений, приказов и методических указаний, определяющих порядок и условия использования результатов космической деятельности;
разработку постановлений Правительства РФ о порядке создания и ведения Инфраструктуры пространственных данных РФ;
в) создание системы государственного контроля за использованием результатов космической деятельности: обеспечение перехода от системы лицензирования к системе сертификации космических продуктов и услуг с разработкой технических регламентов и национальных стандартов в области использования результатов космической деятельности;
г) создание системы подготовки и переподготовки кадров в сфере получения, обработки и доведения результатов космической деятельности до потребителей;
д) создание системы информирования об актуальных и прогнозируемых потребностях различных групп потребителей в продуктах и услугах на базе космических средств и возможностях по их удовлетворению.

2. Формирование наземной инфраструктуры российского рынка космических услуг с использованием механизмов частно-государственного партнерства.
Решение этой задачи должно включать:
а) в области получения и использования данных дистанционного зондирования низкого и среднего разрешения создание единой территориально-распределенной системы государственных центров приема, обработки и предоставления информации дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ) на основе малогабаритных станций приема и обработки информации ДЗЗ;
б) в области получения и использования данных дистанционного зондирования высокого разрешения:
содействие развитию сети частных компаний дилеров отечественных и зарубежных данных дистанционного зондирования;
лоббирование результатов национальной космической программы посредством снижения цен на отечественные данные дистанционного зондирования по отношению к ценам мирового рынка;
в) в области функциональных глобальных навигационных систем создание федеральной системы опорных станций определения и передачи дифференциальной коррекции сигнала ГЛОНАСС, сопряженной с созданием нового поколения Государственной геодезической сети на основе частно-государственного партнерства с операторами сотовой связи и сетей сгущения за счет бюджетных средств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и корпораций;
г) в области создания Инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (РИПД):
создание сети государственных и муниципальных учреждений операторов РИПД с функциями ведения и предоставления базовых пространственных данных, включающих высокодетальные данные космического зондирования, и ведения баз метаданных;
наделение отраслевых организаций полномочиями операторов ведения тематических групп базовых пространственных данных (недвижимость, дорожная сеть, оро- и гидрография, лесные ресурсы).

3. Создание комплексных отраслевых систем, обеспечивающих централизованное использование результатов космической деятельности в интересах ключевых отраслей экономики, социальной сферы и системы государственного управления.
При решении этой задачи планируется создание базовых федеральных систем, основанных на использовании результатов космической деятельности. При этом важно, чтобы заказчиками систем выступали соответствующие ведомства.

4. Разработка и реализация территориальных целевых программ комплексного использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При решении задачи планируется создание комплексных территориальных систем, основанных на использовании результатов космической деятельности, заказчиками которых выступают соответствующие субъекты и органы местного самоуправления РФ. При этом необходимо предусмотреть наличие федерального финансирования.

5. Создание и обеспечение производства, внедрения, поддержки и модернизации тиражируемых программно-аппаратных комплексов, распределенных систем и типовых организационно-технических решений в интересах различных групп потребителей результатов космической деятельности.
При решении этой задачи заказчиками должны выступать соответствующие ведомства, субъекты РФ и органы местного самоуправления.

Было бы логично в федеральной целевой программе предусмотреть статью о реализации положений Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, так как в состав базовых пространственных данных предполагается включение данных дистанционного зондирования высокого разрешения.

В перечислении важнейших целевых индикаторов и показателей очевидно не хватает следующих позиций:
доля органов местного самоуправления, использующих данные дистанционного зондирования отечественных космических аппаратов (процент);
частота обновления материалов дистанционного зондирования муниципалитетами (количество обновлений в год).

Показатель «количество разработанных в рамках Программы типовых программно-технических решений с использованием результатов космической деятельности в интересах потребителей в сфере экономики (штуки)» должен быть заменен на число внедренных решений.

Требуют существенной коррекции сроки и этапы реализации программы. Например, совершенно нелогично отводить четыре года на:
формирование нормативной правовой базы использования результатов космической деятельности;
проведение системных исследований в интересах развития рынка космической продукции и услуг, обобщения и анализа требований различных групп потребителей, их увязки с возможностями космических систем и комплексов, разработки методик оценки эффективности использования результатов космической деятельности.

Очевидно, что это надо сделать в первый год реализации проекта.

В разделе «Объемы и источники финансирования Программы» необходимо запланировать участие муниципальных бюджетов, так как органы местного самоуправления являются одним из основных потребителей данных космического зондирования высокого разрешения.

Для эффективного расходования бюджетных средств координационный совет управления программой должен носить надведомственный характер и утверждаться Правительством РФ. В состав совета в обязательном порядке с правом решающего голоса должны быть включены представители частного бизнеса, работающие в сфере предоставления услуг на базе использования результатов космической деятельности, и заинтересованных органов местного самоуправления. В случае принятия последнего предложения ГИС-Ассоциация готова рекомендовать конкретные кандидатуры для членства в координационном совете от частного бизнеса и органов местного самоуправления.

В целом текст представленного проекта требует существенной систематизации и редакционной правки.


См. также:
Каталог Организаций:
   - Роскосмос (ранее Росавиакосмос)
   - ГИС-Ассоциация

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / ДДЗ
Публикации / Наши издания / Пространственные данные / Содержание журналов / № 1 (2008)
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Пространственные данные №1 (2008)
Цитирумость документа: 1
12:32:12 07.03 2008   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.029859066009521 sec, Question: 71