Конкурентоспособность многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.
Концепция конкурентоспособности до сих пор выглядит весьма неточно определенной. В литературе существует много различных определений конкурентоспособности[1] . Это понятие может быть применено к товару, услуге, предприятию, стране и т. д.
В настоящее время особый интерес представляет конкурентоспособность региона. Ее можно определить как способность территории производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям зарубежных рынков, одновременно поддерживая высокий и стабильный уровень доходов своего населения. В широком определении региональная конкурентоспособность это возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения [2].
В целом, такое понимание конкурентоспособности применимо к любой территории: субъекту Федерации, всей стране или отдельному муниципальному образованию.
Важную роль в определении конкурентоспособности территории в настоящее время играют следующие условия:
определение роста благосостояния в качестве цели повышения конкурентоспособности территории;
«пространственное измерение» конкурентоспособности, т. е. признание значения пространственных характеристик тех экономических субъектов, от деятельности которых зависит конкурентоспособность территории;
признание роли органов государственной власти и местного самоуправления в повышении конкурентоспособности.
Названные условия являются крайне важными методическими обстоятельствами, так как концептуально связывают понятие конкурентоспособности территории и систему управления градостроительным развитием территории, о чем пойдет речь ниже.
Поскольку конкурентоспособность региона тесно связана с конкурентоспособностью муниципального образования, представляется необходимым определить механизм и инструменты управления развитием муниципального образования с целью повышения конкурентоспособности соответствующей территории.
Общий механизм повышения конкурентоспособности связан с понятием «производственная
функция».
Как было сказано выше, основной целью повышения конкурентоспособности территории является увеличение благосостояния населения путем количественного и качественного развития производства на территории. Производство процесс преобразования одних благ в другие: факторов производства в готовую продукцию. Производственная функция функция, отображающая зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным при этом объемом выпускаемой продукции [3] .
В научной литературе перечисляются несколько факторов производства. Традиционными являются «труд» и «капитал». Зачастую из фактора «капитал» выделяют фактор «земля». Сравнительно недавно к факторам производства стали относить также «предпринимательство», «знание», «информацию» и «технологию», которые тесно связаны с фактором «труд» и во многом характеризуют качество рабочей силы, задействованной в производстве. Как правило, все названные факторы, кроме «технологии», рассматриваются как независимые переменные в производственной функции, где «выпуск» является зависимой переменной. В отличие от традиционных факторов («труд» и «капитал») «технология», во-первых, не имеет самостоятельной вещественной формы и, во-вторых, по своей сути представляет способ организации производственного процесса, т. е. определяет способ взаимодействия всех остальных факторов в процессе производства. Исходя из этих соображений, можно сказать, что «технология» это вид производственной функции, зависимость между объемом выпуска (зависимая переменная) и объемами факторов производства (независимые переменные). В этом случае, рассматривая одну производственную функцию, мы рассматриваем неизменную технологию, определенный уровень технических знаний. Соответственно, научно-технический прогресс (изменение технологии) в такой модели производства определяется вне производственной функции.
Таким образом, производственная функция, рассматриваемая в рамках настоящей работы, имеет следующий общий вид:
Q = f (L, K, T, E, W, I),
где: L фактор «труд»; K фактор «капитал»; T фактор «земля»; E фактор «предпринимательство»; W фактор «знание»; I фактор «информация».
Принимая во внимания описанную модель производства (производственная функция), можно утверждать, что качественное и количественное развитие производства на территории возможно только при наличии необходимых факторов производства и соответствующего рынка сбыта продукции. Следовательно, необходимы такие инструменты управления развитием территории, использование которых позволяет своевременно обеспечивать производство достаточным объемом факторов соответствующего качества.
Многие авторы, изучающие вопросы управления конкурентоспособностью территории, выделяют довольно широкий спектр инструментов управления ею, которые обеспечивают совершенствование и количественный рост различных факторов производства.
Авторами настоящего материала предлагается следующая укрупненная классификация систем управления развитием территории в целях повышения ее конкурентоспособности: стратегическое социально-экономическое планирование и планирование градостроительного развития территории.
Названные системы взаимосвязаны и дополняют друг друга, отличаясь объектом планирования и воздействием на производственную функцию и ее составляющие (вид производственной функции, зависимые и независимые переменные).
Одним из важнейших аспектов управления конкурентоспособностью территории является управление социально-экономическим развитием территории через планирование изменения пространства, или планирование градостроительного развития территории. Под градостроительным развитием территории понимается ее пространственное развитие, обеспечиваемое градостроительной деятельностью через реализацию решений документов градостроительного проектирования и представляющее собой такое изменение пространственной организации территории, которое обеспечивает рост качества жизни населения. Градостроительная деятельность это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства [4] .
Ключевую роль в стратегической основе градостроительной деятельности играет градостроительное проектирование. Оно представляет собой вид градостроительной деятельности, включающий подготовку документов территориального планирования, документации градостроительного зонирования и документации по планировке территории. Именно градостроительное проектирование выполняет функции планирования градостроительного развития территории.
Определим место градостроительного проектирования в управлении процессом повышения конкурентоспособности территории с позиций, во-первых, объекта планирования и, во-вторых, модели производственной функции и понятия факторов производства.
Традиционным объектом планирования при градостроительном проектировании является пространство территории с ее качественными и количественными характеристиками.
С точки зрения модели производственной функции и понятия факторов производства, градостроительное проектирование определяет те управленческие решения, которые необходимо принять в отношении развития на территории фактора «земля». Планирование развития фактора «земля» в рамках градостроительного проектирования осуществляется с учетом: архитектурно-планировочной организации; пространственных характеристик производственных территорий; жилищной сферы; сферы обслуживания населения; инженерной инфраструктуры; транспортной инфраструктуры; экологической обстановки.
Развитие фактора «труд» и связанных с ним факторов производства («предпринимательство», «знание», «информация») при управлении пространством территории на основе градостроительного проектирования достигается косвенно через создание необходимых инфраструктурных условий (инженерная и транспортная инфраструктура, социально-культурно-бытовая инфраструктура).
Помимо планирования градостроительного развития территории (градостроительного проектирования) в систему управления конкурентоспособностью территории входит стратегическое социально-экономическое планирование развития территории.
Стратегическое социально-экономическое планирование имеет немало определений. В настоящей работе под стратегическим социально-экономическим планированием будем понимать деятельность по разработке стратегии социально-экономического развития территории в целях обеспечения ее устойчивого развития, которое, в конечном счете, выражено в росте уровня жизни населения. В качестве объекта стратегического социально-экономического планирования выступает социально-экономическое содержание территории (экономическая деятельность, осуществляемая на территории) без строгой привязки к пространственным характеристикам планируемых процессов.
С точки зрения модели производственной функции и понятия факторов производства, стратегическое социально-экономическое планирование позволяет определить группы управленческих решений, которые необходимо принять в отношении развития территории.
Во-первых, это решения относительно развития технологии производства на территории, т. е. при стратегическом социально-экономическом планировании определяется то, как должна изменяться во времени сама производственная функция как схема взаимодействия факторов в процессе производства.
Во-вторых, это решения относительно развития таких факторов производства, как «капитал», «труд», «предпринимательство», «знание» и «информация».
Процессы градостроительного и стратегического социально-экономического планирования тесно связаны. Управление градостроительным развитием территории, ориентированное на повышение конкурентоспособности, невозможно без своевременного стратегического социально-экономического планирования развития территории, определяющего условия технологического развития производства, потребности в трудовых и финансовых ресурсах соответствующих объема и вида, уровень информационного обеспечения экономической деятельности, уровень предпринимательской активности и, в конечном счете, пределы роста выпуска продукции на территории. В то же время, основная цель стратегического социально-экономического планирования (повышение конкурентоспособности территории путем увеличения благосостояния населения благодаря количественному и качественному развитию производства на территории) не может быть достигнута без обеспечения соответствующего развития территориально-пространственного каркаса производственного процесса, т. е. фактора «земля». При этом, следуя описанной выше логике, можно сделать вывод о том, что планирование градостроительного развития территории должно осуществляться после стратегического планирования социально-экономического развития.
Вместе с тем, планирование градостроительного развития территории при наличии или одновременной разработке стратегии социально-экономического развития территории во многих муниципальных образованиях на территории России зачастую не выполняется. Основная причина отсутствие стратегии социально-экономического развития территории муниципального образования, включающей в себя сферы анализа и принятия решений, относящиеся к демографии, рынку рабочей силы и развитию градообразующих производств на территории. Соответственно, отсутствует стройная система, определяющая необходимое для территории развитие технологии производства (градообразующих и градообслуживающих предприятий), выпуск продукции, требования к количественным и качественным характеристикам практически всех факторов производства на территории. Очевидной необходимостью становится включение рассматриваемых сфер анализа и принятия решений в структуру процесса планирования градостроительного развития территории. В этой ситуации базовые условия, содержащиеся в производственной функции территории (вид функции и изменение его во времени, целевые значения выпуска, объемы факторов «труд», «капитал», «знание», «информация», «предпринимательство»), должны быть сформулированы при планировании ее градостроительного развития. Одного градостроительного проектирования (в основном оперирующего фактором «земля») в составе работ по планированию градостроительного развития оказывается недостаточно для обеспечения роста конкурентоспособности территории в части управления ее пространственным развитием. Таким образом, в современных российских условиях методика планирования градостроительного развития территории должна предусматривать возможность решения частной задачи эффективной организации пространства территории, необходимой для достижения главной цели (повышение конкурентоспособности территории), одновременно с решением ряда других задач социально-экономического характера (планирование развития производства, управление демографической ситуацией, планирование воздействия на объем и структуру рабочей силы и др.).
Рассмотренную проблему позволяет решить комплексный проект управления градостроительным развитием территории. Такой проект, в зависимости от проработанности существующей в том или ином муниципальном образовании стратегии социально-экономического развития территории, может включать в себя различные аспекты социально-экономического планирования, не характерные для традиционного градостроительного проектирования.
Комплексные проекты управления градостроительным развитием территории разрабатываются на основе единой обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности (ОИБД) и содержат следующие основные инструменты управления градостроительным развитием территории:
документ территориального планирования муниципального образования (генеральный план поселения, генеральный план городского округа или схема территориального планирования муниципального района);
документацию по планировке территории (проект планировки и межевания территории муниципального образования, градостроительные планы земельных участков);
правила землепользования и за-
стройки территории муниципального образования;
информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД);
систему взимания земельных платежей;
план реализации генерального плана поселения, генерального плана городского округа или схемы территориального планирования муниципального района;
программу инвестиционного освоения территории.
Обязательными с точки зрения требований законодательства (Градостроительный кодекс РФ) являются инструменты, названные в четырех первых позициях представленного списка. В последних трех позициях указаны инструменты управления градостроительным развитием территории, разработка которых не является обязательной. Однако она необходима для эффективного управления градостроительным развитием территории и, соответственно, для качественного инвестиционного процесса в муниципальном образовании и регионе, для повышения конкурентоспособности территорий.
Целью разработки комплексного проекта является создание оперативной системы управления территориально-пространственным развитием муниципального образования, позволяющей принимать эффективные управленческие решения, координировать градотроительную, землеустроительную, инвестиционную и иную хозяйственную деятельность.
На рисунке представлена схема, описывающая значение и взаимосвязь различных инструментов управления развитием территории поселения или городского округа. Разработка всех инструментов управления градостроительным развитием в составе комплексного проекта представляет собой процесс последовательного принятия решений, основанных на требованиях законодательства, в целях обеспечения устойчивого развития территории.
Значение и взаимосвязь различных инструментов управления развитием территории муниципального образования (на примере города)
Первым этапом разработки комплексного проекта управления градостроительным развитием территории муниципального образования является создание документа территориального планирования (генерального плана). На основе его проектных решений разрабатывается план реализации генерального плана, в котором прописаны решения о разработке правил землепользования и застройки, сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов местного значения и другие мероприятия.
На втором этапе разрабатываются правила землепользования и застройки и документация по планировке территории на основе информации, содержащейся в плане реализации генерального плана.
На третьем этапе разрабатываются те элементы комплексного проекта, которые не являются обязательными с точки зрения законодательства, но необходимы для эффективного управления градостроительным развитием территории муниципального образования: программа инвестиционного освоения территории, оценочное зонирование и система расчетов платежей за землю. Необходимость этих инструментов объясняется тем, что, во-первых, информация, содержащаяся в них, используется при разработке подпрограмм приоритетных национальных проектов и, во-вторых, именно эти инструменты управления градостроительным развитием территории играют главную роль в финансовом обеспечении проекта.
Как известно, необходимым условием реализации любого проекта является достаточное финансовое обеспечение. Выгода, получаемая в ходе реализации комплексного проекта управления градостроительным развитием территории, практически полностью покрывает расходы на его внедрение. Следующие инструменты управления градостроительным развитием территории обеспечивают поступление средств, которые могут быть использованы для финансирования реализации решений комплексного проекта.
Программа инвестиционного освоения территории обеспечивает привлечение частных инвестиций в строительство на территории муниципального образования. При этом инвестиции направляются в соответствии с целями развития территории, определенными в документах территориального планирования, и обеспечивают реализацию значительной части мероприятий, входящих в план реализации документа территориального планирования.
Оценочное зонирование и система расчета платежей за землю обеспечивают поступление в бюджет земельного налога и земельных арендных платежей. Эти средства расходуются на те мероприятия плана реализации генерального плана, финансирование которых предполагается за счет средств местного бюджета.
Подпрограммы приоритетных национальных проектов, разработанные на базе документов, входящих в состав комплексного проекта управления развитием территории муниципального образования, а также федеральные и региональные программы развития территории, созданные вне комплексного проекта, обеспечивают финансирование тех мероприятий по градостроительному развитию территории муниципального образования, которые имеют федеральное и региональное значение.
Таким образом, единовременная разработка рассматриваемых инструментов управления градостроительным развитием территории в составе комплексного проекта обоснована:
логической последовательностью принятия проектных решений одних инструментов на основе решений других;
финансовой взаимосвязью, определяющей невозможность реализации рассматриваемых инструментов управления градостроительным развитием территории обособленно, так как одни инструменты определяют направления расходования, а другие обеспечивают привлечение необходимых средств.
Рассмотрим подробнее основные инструменты управления градостроительным развитием территории с точки зрения повышения ее конкурентоспособности.
Документы территориального планирования в составе комплексного проекта управления градостроительным развитием территории являются инструментами управления конкурентоспособностью территории, так как позволяют решить ряд соответствующих задач. В частности, установить приоритеты управления пространственной базой, каркасом социально-экономических процессов на территории, а также сформулировать стратегию ее развития как систему направлений и последовательности действий по достижению желаемого состояния территории, характеризуемого системой демографических, пространственных, финансовых и иных показателей. В документах территориального планирования определяются территории, которые следует использовать по тому или иному назначению исходя из условий максимума социальной, бюджетной и коммерческой эффективности, что, в конечном счете, обеспечивает повышение конкурентоспособности территории.
Рассматривая документацию территориального планирования как часть механизма управления развитием факторов производства на территории, можно сказать, что, выполняя требования действующего законодательства (Градостроительный кодекс РФ), этот инструмент управления конкурентоспособностью в основном воздействует на фактор «земля» посредством формирования на территории комплекса функциональных зон. Однако, поскольку комплексный проект управления градостроительным развитием территории должен предусматривать возможность управления и другими факторами производства, разрабатываемый в его составе документ территориального планирования должен иметь некоторые особенности. Если при планировании градостроительного развития невозможно основываться на решениях комплекса документов (программ) планирования стратегического социально-экономического развития территории по причине их отсутствия или недостаточной проработанности, то необходимо осуществлять стратегическое планирование развития производства в рамках документа территориального планирования. Таким образом, документ территориального планирования должен содержать системы прогнозирования и планирования необходимого для территории развития технологии производства (градообразующих и градообслуживающих предприятий) и выпуска продукции, требования к количественным и качественным характеристикам основных факторов производства на территории. Целевым ориентиром при построении математического аппарата, обеспечивающего планирование развития производства на территории, является рост доходов населения, бизнеса и местного бюджета, поскольку эти показатели служат индикаторами повышения благосостояния жителей муниципального образования, т. е. повышения конкурентоспособности территории.
Непосредственная реализация планирования развития производственной сферы в целях эффективного управления градостроительным развитием территории предполагает ряд последовательных действий.
Прежде всего, формируется перечень видов деятельности предприятий, которые могут играть роль градообразующих в данном регионе. Выбор того или иного метода (методов) формирования перечня зависит от сроков выполнения работ, которые предполагается провести с использованием данной методики. В результате определяется «технология», т. е. вид производственной функции для каждого из рассматриваемых видов деятельности (отраслей).
Затем проводится сбор данных, используемых в качестве исходной информации при моделировании производственного развития территории в соответствии с установленным перечнем видов деятельности градостроительных предприятий.
Собранная информация по каждому из видов деятельности должна описывать:
ограничения на привлечение факторов в производство при данном виде деятельности (стоимость факторов и бюджетные ограничения бизнеса);
показатели объема факторов, привлекаемых в производство при данном виде деятельности;
ограничения на сбыт продукции, произведенной при данном виде деятельности (это, в частности, цена реализации продукции и емкость рынка продукции для данного предприятия при определенной цене реализации).
После сбора информации разрабатывается модель (модели), описывающая аналитические блоки и позволяющая определить необходимые пространственно-экономические показатели развития территории (занятость, площадь и объемы финансирования). В качестве аналитических блоков выступают: соотношение независимых переменных (факторы производства) и зависимой переменной (выпуск); ограничения на привлечение ресурсов в то или иное производство; ограничения на реализацию (сбыт) производимой продукции.
Необходимо отметить, что анализ фактора «земля» в описанной выше модели предполагает только определение общей площади требуемой производственной территории и ее стоимостных характеристик. Вопрос о пространственном размещении тех или иных участков традиционно решается в рамках градостроительного проектирования.
После определения направлений и показателей развития градообразующих предприятий выбирается перспективный вид производственной функции и характеристики всех факторов производства, кроме фактора «земля», осуществляется градостроительное проектирование с учетом архитектурно-планировочной организации, жилищной сферы, сферы обслуживания населения и т. д.
Документация по планировке территории также является инструментом управления ее конкурентоспособностью. В частности, проекты планировки и межевания позволяют детализировать приоритеты пространственного развития территории, определенные в документах территориального развития, до уровня локальных задач. Кроме того, документация по планировке территории обеспечивает точное определение границ и характеристик земельных участков, которые следует использовать по тому или иному назначению исходя из условий максимума социальной, бюджетной и коммерческой эффективности использования территории, что, в конечном счете, обеспечивает повышение конкурентоспособности территории.
С точки зрения требований законодательства, документация по планировке территории, как инструмент управления конкурентоспособностью, обеспечивает в основном воздействие на фактор «земля». По сравнению с документом территориального планирования в документации по планировке территории больше характеристик фактора «земля», через которые проводится управление его развитием. Так, определяется местоположение предлагаемых к размещению зданий и сооружений, их пространственные характеристики (этажность, площадь и т. д.).
Совокупность проектов планировки отдельных участков территории муниципального образования является одним из источников для разработки правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) служат инструментом управления конкурентоспособностью территории, поскольку позволяют решить такие задачи управления, как обеспечение базы для правового регулирования деятельности предприятий на основе закрепления разграничения территории по функциональному назначению в виде правовых актов, обязательных для исполнения органами местной власти, физическими и юридическими лицами, а также повышение «прозрачности» рынка недвижимости на территории.
Выполнение при разработке ПЗЗ требований законодательства делает документ градостроительного зонирования инструментом воздействия на факторы «земля» и «информация». В частности, в градостроительных регламентах должна содержаться информация, которая отражает пространственные характеристики территории (габариты объектов капитального строительства того или иного назначения, площади соответствующих земельных участков и др.). Кроме того, значительная информированность экономических субъектов о возможностях использования участков территории, в том числе для получения прибыли, оказывает значительное влияние на общие объемы выпуска продукции на территории.
Поскольку комплексный проект управления градостроительным развитием территории должен предусматривать возможность управления и другими факторами производства, разрабатываемые в его составе правила землепользования и застройки должны иметь некоторые особенности. В состав предельных параметров разрешенного строительства могут быть включены значения показателей, отражающих экономическую деятельность предприятий, которые могут быть организованы на том или ином земельном участке в данной территориальной зоне на основе регламентируемого объекта капитального строительства.
Безусловно, детально регламентировать вид экономической деятельности предприятий (согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) в условиях рыночной экономики не представляется целесообразным. Однако определение отраслевой принадлежности объекта вполне возможно и обеспечивается информацией предшествующего ПЗЗ документа (документа территориального планирования), в котором учтены особенности отраслевой специализации территории, а также экологические ограничения ее развития. Многие экологические ограничения развития территории определяются деятельностью предприятий определенных отраслей (и видов деятельности) и выражаются, в частности, в санитарно-защитных зонах. Соответственно, экологические ограничения, утвержденные документами территориального планирования еще до разработки ПЗЗ, существенно ограничивают варианты выбора вида деятельности на территории, что должно находить отражение в правилах землепользования и застройки.
Описанное дополнение предельных параметров разрешенного использования делает ПЗЗ инструментом развития фактора «предпринимательство», а также вида производственной функции, т. е. «технологии». Все это превращает ПЗЗ в более эффективный инструмент повышения конкурентоспособности территории.
Система взимания земельных платежей также является инструментом управления конкурентоспособностью территории, поскольку направляет деятельность предприятий в русло реализации стратегии развития территории через установление рычагов экономического воздействия на решения представителей бизнеса на территории.
Данный инструмент управления конкурентоспособностью играет значительную роль в управлении развитием фактора «земля». В частности, он определяет важную характеристику фактора его цену. Дифференцирование цен на землю различного функционального назначения позволяет гибко управлять интенсивностью использования фактора в целях развития различных отраслей производства на территории.
Различия между планом реализации документа территориального планирования (далее план реализации) и программой инвестиционного освоения территории (далее ПИО) определяются законодательными требованиями к составу содержащейся в них информации. Требования к составу информации в плане реализации определяются Градостроительным кодексом РФ, а к составу информации в ПИО иными документами [5] ..Вместе с тем, в плане реализации и ПИО содержится характеристика мероприятий, обеспечивающих реализацию решений документов территориального планирования, и их финансово-экономическое обоснование.
План реализации и ПИО являются инструментами управления конкурентоспособностью территории, поскольку позволяют создать основу для согласования деятельности предприятий и органов местного самоуправления в виде детального плана совместных действий по градостроительному развитию территории, а также повысить «прозрачность» рынка недвижимости для местной власти, бизнеса и населения.
Эта часть механизма управления развитием факторов производства в муниципальном образовании может быть использована для управления развитием факторов «земля», «предпринимательство», «капитал» и «информация».
Использование ПИО в управлении фактором «земля» определяется тесной информационной связью с документом территориального планирования и ПЗЗ. Использование рассматриваемых инструментов в управлении фактором «предпринимательство» определяется содержанием плана реализации документа территориального планирования и ПИО, а именно включением в них мероприятий и проектов, предполагающих финансирование за счет внебюджетных средств. При этом ПИО одной из своих целей имеет активизацию привлечения частных средств в развитие территории в направлениях, эффективных одновременно в социальном, бюджетном и коммерческом планах. Управление фактором «капитал» обеспечивается благодаря планированию поступлений средств, необходимых для реализации предполагаемых мероприятий и проектов. Одной из задач ПИО территории является обеспечение экономических субъектов достоверной информацией (управление фактором «информация») о возможных инвестиционных проектах на территории.
Таким образом, комплексный проект управления градостроительным развитием территории является системным и целостным инструментом повышения конкурентоспособности территории муниципального образования. Управление конкурентоспособностью территории с помощью комплексного проекта осуществляется посредством планирования обеспечения производства необходимым объемом факторов производства соответствующего качества. В зависимости от степени проработанности стратегии социально-экономического развития территории, комплексный проект может включать различные аспекты социально-экономического планирования, не характерные для традиционного градостроительного проектирования. Структура комплексного проекта управления градостроительным развитием территории позволяет осуществлять управление не только фактором «земля», но и практически всеми другими факторами производства, а также технологией (видом производственной функции).
1 Вальтер Ж. Конкурентоспособность: общий подход (проект). http://www.recep.ru/files/documents/General_approach_competitiveness-Walter-ru.pdf . 2 Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона // Проблемы прогнозирования. 2007. № 1. С. 92 104; http://www.ecfor.ru/pdf.php?random=950444&random=991172&random=969390&random=388270&random=148771&id=2007/1/07 . 3 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. http://main.finec.ru/rus/parts/microeconomics . 4 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (принят Государственной Думой СФ РФ 22 декабря 2004 г.). 5 Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», приказ Минэкономразвития РФ от 17 июня 2002 г. № 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации».