Принципы подготовки и использования градостроительной документации за последние годы претерпели кардинальные изменения. Это обусловлено трансформацией социально-экономических условий, совершенствованием законодательства в области градостроительства и многими другими факторами. Существенное влияние оказали также современные технологии и инструменты проектирования, а именно широкое применение в градостроительном проектировании ГИС-технологий, позволяющих формировать документацию по территориальному планированию на качественно ином уровне.
Использование ГИС-технологий в современном градостроительном проектировании не столько желание выбрать наиболее совершенный инструмент, сколько необходимое условие для создания полноценного документа территориального планирования, учитывающего весь комплекс факторов на территории объекта проектирования.
Важной характеристикой современной градостроительной документации является необходимость учета всех форм использования земли, всего множества землепользователей, а также всех правовых аспектов. Наиболее эффективна в этом смысле подготовка градостроительной документации в тесной взаимосвязи и на основе баз данных земельного кадастра и данных информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), формирующихся на территории объекта проектирования.
Применение ГИС-технологий является оптимальным способом подготовки документов территориального планирования всех уровней. Созданные таким образом документы могут использоваться и вне среды ГИС.
Подготовка градостроительной документации связана со многими трудностями: территории имеют различный уровень информационного обеспечения, не везде есть в наличии даже актуализированные материалы топографической съемки, не говоря уже о базе земельного кадастра и ИСОГД. Даже когда вышеназванные элементы информационного обеспечения созданы и функционируют, значительная часть территории, несмотря на видимое благополучие, остается «белым пятном» для информационных систем. Объясняют такое положение, во-первых, существовавшая ранее практика оформления земельных участков, носившая заявительный характер, и, во-вторых, недостаточность информации о землепользователях, правоустанавливающих документах на участок и т. д. (информация, которая хранится в базе данных земельного кадастра и ИСОГД) для адекватной оценки градостроительной ситуации на конкретной территории.
Сложившаяся ведомственная структура управления не позволяет получить заинтересованному лицу (в том числе представителям органов государственной власти и местного самоуправления) информацию обо всех аспектах и особенностях использования конкретного участка из одного источника, приходится обращаться в несколько различных инстанций. Положение усугубляется, если необходима информация о территории, на которой расположены участки различных уровней государственной собственности федерального, регионального или муниципального. Даже когда вид использования один, например, объекты инженерной инфраструктуры, представляющие единую систему, информацию об элементах системы, отнесенных к разным уровням государственной собственности, невозможно получить в одном ведомстве. Еще хуже обстоят дела с частной собственностью.
Наиболее яркий пример установление санитарно-защитных зон промышленных и коммунальных предприятий. В городах единичные предприятия имеют разработанные и утвержденные проекты санитарно-защитных зон. И если для крупных промышленных территорий при отсутствии таких проектов при подготовке градостроительной документации санитарно-защитные зоны обозначаются в соответствии с нормативными документами, то для мелких производственных территорий с множеством разнохарактерных предприятий, часто меняющих целевое назначение, установление санитарно-защитных зон становится проблематичным.
В итоге только в документах территориального планирования содержится комплексная информация о состоянии территории, включающая все аспекты и особенности градостроительной деятельности.
Градостроительная ситуация на территории меняется довольно быстро, как в части формирования земельных участков и изменения их целевого назначения, так и в части структуры и границ различных зон планировочных ограничений.
Каждый субъект градостроительной деятельности должен иметь полную и актуальную информацию об участке территории, на котором он осуществляет свои права пользователя. ИСОГД создается, в частности, для решения этой задачи.
Разработанная градостроительная документация предполагает использование в течение ряда лет. Однако, с учетом вышеперечисленного становится понятным, что даже через небольшой промежуток времени факторы, формирующие градостроительную ситуацию, на основе которой принимались проектные решения в документах территориального планирования, могут претерпеть существенные изменения. Особенно это справедливо в отношении зон с особыми условиями использования территории, границы которых могут трансформироваться как в связи с изменением нормативной базы (например, недавнее изменение Водного кодекса РФ), так и в связи со сменой вида использования конкретного участка (изменение границ санитарно-защитных зон в связи с перепрофилированием предприятия).
Таким образом, документы территориального планирования не могут быть созданы однократно с расчетом на длительный срок действия, они нуждаются в сопровождении.
Создание информационной системы сопровождения позволит получить инструмент для обеспечения развития территории в соответствии с целями, определяемыми в документах территориального планирования.
Информационно-аналитическая система сопровождения документов территориального планирования даст возможность решать следующие задачи:
анализировать развитие территории и определять его соответствие документам территориального планирования;
обеспечивать возможность мониторинга реализации документов территориального планирования;
выявлять основания для внесения изменений в документы территориального планирования;
обеспечивать информацией всех участников градостроительной деятельности.
Пользователями информационно-аналитической системы сопровождения документов территориального планирования будут органы государственной власти и местного самоуправления, контролирующие органы, все собственники недвижимого имущества на территории, потенциальные инвесторы, застройщики, проектировщики.
Информационная система сопровождения градостроительной документации должна содержать постоянно обновляемые данные земельного кадастра, ИСОГД и базу данных, сформированную в процессе подготовки градостроительной документации.
Базовыми компонентами системы сопровождения должны быть элементы, формирующие структуру документа территориального планирования. Эти элементы определяются для каждого уровня градостроительной документации Градостроительным кодексом РФ, а также нормативными документами, регулирующими градостроительную деятельность на региональном и муниципальном уровнях. Таким образом, формируется база данных о современном состоянии и использовании территории, а также проектных изменениях этого состояния. Помимо этого, информационная система сопровождения должна обладать мощным аналитическим ресурсом, позволяющим оценить состояние территории по интересующим пользователя критериям.
Для обеспечения сопровождения градостроительной документации необходимо создание информационно-аналитического центра, который будет решать задачи, связанные с сопровождением документа и функционированием информационной системы. Виды работ, которые должны выполняться центром, условно можно объединить в соответствии с их назначением в три группы.
К первой относятся все работы, связанные с созданием структуры информационной системы, а также обработкой данных, ее формирующих. Группа может включать:
обеспечение формирования информационной системы, ее наполнение;
сбор и обработку исходных данных;
разработку требований к содержанию и форме предоставляемых данных;
выявление несоответствий в исходных данных;
обеспечение своевременной актуализации данных в информационной системе;
регистрацию и обеспечение доступа к документам, на основании которых в систему сопровождения вносятся изменения;
формирование пакета данных для пользователей системы в соответствии с определенными требованиями.
Ко второй группе относятся работы, связанные с аналитическим ресурсом системы и возможностью контроля за развитием территории в соответствии с градостроительной документацией. В группу входят:
проведение комплексного анализа развития территории, сравнение показателей развития с контрольными показателями проекта;
выявление несоответствия развития территории целям, определенным в документах территориального планирования;
выявление необходимости корректировки градостроительной документации и внесения в нее изменений.
Третью группу формирует координационная деятельность информационно-аналитического центра по работе с органами государственной власти, участниками градостроительной деятельности на территории. Она включает:
подбор информации, необходимой для принятия решений о дальнейшем развитии территории;
подготовку рекомендаций для лиц, принимающих решения по развитию территории;
обеспечение связи между организациями, ответственными за предоставление данных;
информирование органов государственной власти о несоответствии развития территории целям, определенным в документах территориального планирования.
Работа информационно-аналитического центра, направленная вовне, будет связана с получением исходных данных для наполнения системы, а также подготовкой и формированием пакета данных для выдачи пользователям системы сопровождения.
Данные, наполняющие систему, поступают из различных источников. Часть из них в обязательном порядке должна предоставляться органами государственной власти и местного самоуправления. Органы, предоставляющие исходную информацию, являющуюся базовой, должны нести ответственность за ее качество. Кроме базовой информации систему формируют данные, поступающие от участников градостроительной деятельности, имеющих разные формы собственности и круг интересов. Стимулом для передачи данных для таких субъектов может стать их заинтересованность в широком доступе к своей информации.
Потребители сведений, хранящихся в информационной системе, выдвигают различные требования к содержанию и форме представления данных.
Так, органы государственной власти могут получить информацию о намерениях министерств и ведомств в использовании территории. Контролирующие органы должны иметь доступ к информации о режимах и регламентах средопользования, а также о фактическом использовании территории.
Если запрос направлен инвестором с целью получения информации об участке, на котором возможно размещение объекта с определенными характеристиками и требованиями к инфраструктурному обеспечению, результатом подбора данных может быть схема размещения потенциально пригодных участков соответствующего вида использования с прилагаемыми характеристиками участков и ограничениями их использования.
Информационно-аналитическим центром совместно с органами государственной власти должны быть разработаны формы предоставления данных, соответствующие различным уровням доступа пользователей. Часть данных будет закрытой для основной массы пользователей, определенный набор может предоставляться на платной основе.
Таким образом, информационная система сопровождения градостроительной документации позволит создать единое информационное пространство территории, учитывающее все направления ее развития, вследствие чего будет улучшен инвестиционный климат, обеспечена публичность градостроительной документации. Система сопровождения позволит обеспечить преемственность проектных решений на всех стадиях подготовки градостроительной документации и сэкономить время и финансы, необходимые для сбора исходных данных. Кроме того, накопленная в системе аналитическая информация и учет проблем, возникших при использовании документа в течение определенного периода, позволят выполнить качественную корректировку проекта, направленную на решение конкретных задач. См. также: Каталог Организаций: - Южный градостроительный центр / НПО ЮРГЦ Каталог Авторов: - Батунова Е.Ю.