5-я Всероссийская конференция «Опыт реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями»
21 23 октября 2008 г., Шахты
Очередная, пятая по счету, ежегодная Всероссийская конференция «Опыт реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями» была организована силами администрации г. Шахты и ГИС-Ассоциации.
В конференции приняли участие более 150 человек из разных городов России, в основном государственные и муниципальные служащие, представители IT-компаний, а также руководители и специалисты многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг. Реализация системы оказания государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» непосредственно связана с Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002 2010 годы)». В процессе эксплуатации системы накоплен определенный опыт, причем в одних регионах он может рассматриваться как единственный в своем роде, в других как образец для тиражирования.
В течение трех дней работы конференции прошли пленарные заседания и дискуссии, на которых обсуждались практические результаты, подходы к внедрению принципа «одного окна» в городах и регионах, а также качество оказания государственных и муниципальных услуг гражданам.
Глава администрации г. Шахты С.А. Пономаренко рассказал об организации работы с гражданами и юридическими лицами в многофункциональных центрах (МФЦ) по решению земельно-имущественных вопросов. Муниципальные власти города серьезно подошли к решению вопроса. Так, администрация г. Шахты адаптировала и внедрила в свою деятельность систему менеджмента качества, прошла процедуру сертификации на соответствие требованиям международного стандарта качества в отношении оказания муниципальных услуг. Была проведена работа по внедрению системно-процессного подхода для установления ускоренного прохождения документов при предоставлении земельных участков, который получил название «Зеленый коридор». Разработан собственный метод функционирования МФЦ, который можно представить в виде взаимодействия «сферы услуг» (секторы консультирования, приема и выдачи документов) и «сферы контроля» (контрольно-аналитический сектор). Пакет документов каждого заявителя помещается в отдельную папку и сопровождается листом движения, который предназначен для установления фактического времени пребывания у конкретных специалистов, участвующих в предоставлении услуги. Проводится поэтапная регистрация в локальной электронной базе МФЦ, которая позволяет увидеть, в каком подразделении находится пакет документов. Перемещение пакета документов «по инстанциям» для согласования осуществляют специалисты МФЦ. В каждом МФЦ для обеспечения эффективной работы предусмотрены автоматизированные рабочие места, правила и нормативы обслуживания посетителей, система электронной очереди, комфортные условия ожидания в залах приема, электронные средства связи. Особое внимание уделяется уровню квалификации и специальной подготовке специалистов МФЦ. Разработана программа обучения с целью сокращения сроков адаптации и обеспечения высокого качества предоставления услуг. Для изучения уровня удовлетворенности качеством услуг администрация проводит анкетирование и соцопросы, по результатам которых корректируются процессы предоставления услуг.
В зале заседаний конференции
Условия осуществления проекта, мотивация сотрудников и постоянный контроль высшего руководства позволяют обеспечить устойчивое развитие инновационных технологий в рамках реализации административной реформы на территории г. Шахты.
Кроме того, С.А. Пономаренко подробно рассказал о возможности привлечения внебюджетных источников для трансформации многофункциональных центров в «гипермаркет социальных услуг».
Проблема качества оказания услуг обсуждалась на конференции особенно остро. Президент Всероссийской организации качества Г.П. Воронин рассказал о решении задач в области качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Одна из проблем, препятствующих совершенствованию деятельности многофункциональных центров незавершенность нормативно-правового обеспечения их работы. Отсутствуют регламенты взаимодействия органов федерального управления с многофункциональными центрами по оказанию государственных и муниципальных услуг. Не менее важная проблема низкий уровень информатизация органов муниципального управления.
Среди прочих на конференции обсуждался вопрос использования пространственных данных в реализации идеи «одного окна».
Начальник отдела реестров, сертификатов, ключей и подписей Росинформтехнологии Мининформсвязи России В.А. Голобоков рассказал о создании федерального портала оказания государственных услуг под управлением Государственного информационного центра, выполняющего роль межведомственного информационного оператора.
Руководитель Центра информационно-методической работы администрации Ростовской области Б.П. Носко рассказал о реализации административной реформы в Ростовской области, а также о создании многофункциональных центров и внедрении информационных технологий в сфере оказания государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам.
В кулуарах конференции
Заместитель директора по научной работе НТЦ «ИРМ» А.Е. Загоруйко в своем докладе представил аспекты реорганизации и автоматизации деятельности органов исполнительной власти в режиме «одного окна».
Начальник отдела службы «одного окна» и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы А.Н. Коробова рассказала об опыте развития многоканального доступа к государственным услугам в Зеленоградском административном округе г. Москвы.
Эффективное использование информационных технологий было также продемонстрировано в докладах спонсора конференции НТЦ «ИРМ» и сообщениях представителей компаний NAUMEN, «Архисофт», НПК «Бюро кадастра Таганрога», ИТЦ «СканЭкс», ИТП «Град» (Омск).
Были заслушаны доклады о проведении административной реформы в ряде регионов: Пензенской, Липецкой, Ростовская областях, Ставропольском крае, городах Волжский, Дмитровград, Белгород.
В кулуарах конференции
Отдельное внимание на конференции было уделено обсуждению вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна» застройщикам и инвесторам. Выступившие представители организаций Кировской области, городов Уфа, Сызрань, Бийск рассказали о сложности осуществления этого процесса. Подходы к решению вопросов этой тематики, озвученные представителями НТЦ «ИРМ», МУП «Архитектурно-планировочное бюро» (Уфа) и ИТП «Град» и заключающиеся в создании и использовании объектно-ориентированных баз данных и систем градостроительного документооборота, внушают надежды, но требуют дальнейшего совершенствования.
В завершение конференции участники ознакомились с работой Новочеркасского (социальная поддержка населения) и Ростовского (земельно-имущественные отношения) МФЦ.
Во время работы конференции проходила выставка «Технологии реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями», в которой участвовали компании «Архисофт», НТЦ «ИРМ», NAUMEN.