Качество разработки стратегий и документов территориального планирования
При современном формате стратегического планирования стратегии разных уровней материализуются на основе неформальных механизмов обмена информацией, диалога и взаимодействия. М.Э. ДМИТРИЕВ (Центр стратегических разработок, из выступления на пленарном заседании ежегодного общероссийского форума «Территория 2020: стратегическое планирование в регионах и городах России»)
Сочетание слов в названии состоявшегося в Санкт-Петербурге общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» правильно отражает пока не закрепленную в нормативно-правовой базе федерального уровня необходимость комплексного подхода к обеспечению развития территории. Радует, что процесс стратегического планирования на различных уровнях власти модернизируется в сторону более демократичных подходов к взаимодействию, но вместе с тем расстраивает, что качество разработки стратегий и документов территориального планирования осталось практически без внимания. Существующий порядок проведения муниципальных конкурсов и аукционов стимулирует лишь снижение цены и сроков разработки градостроительной документации. Отсутствие на федеральном уровне четких требований к квалификации исполнителей и качеству документации наряду с кадровым дефицитом профессиональных градостроителей в структурах местной власти грозят стране исключительно формальной реализацией требований Градостроительного кодекса РФ.
Идея демократизации разработки градостроительной документации, технологический прогресс и уровень квалификации головных проектно-планировочных организаций страны требуют обязательности сдачи разработанных стратегий и документов территориального планирования в виде пространственных баз данных. Унификация требований к подобным базам данных значительно облегчила бы обеспечение публичности принятия градостроительных решений, возможность оперативной многоуровневой корректировки градостроительной документации и организацию выдачи всех видов разрешений и согласований при строительстве объектов недвижимости.
К сожалению, упоминания об обсуждении этой проблемы в материалах форума найти не удалось. Однако это не означает, что проблема не волнует профессиональное сообщество. Шаги, предпринимаемые некоммерческими организациями в сфере градостроительства, претендующими (правда, пока без достаточного законодательного основания) на статус саморегулируемых, по разработке стандартов деятельности профессиональных организаций, могут восполнить этот пробел.
Речь, в первую очередь, идет о решении использовать цифровые карты при разработке схем территориального планирования страны, что является безусловным прогрессом, но не может не расстраивать полное отсутствие методического обеспечения процесса. В настоящее время не разработаны ни описания форматов, ни инструкции по формированию объектов градостроительного регулирования. Не утвержден даже классификатор этих объектов. Зная о сложившейся ситуации, НП «Национальная гильдия градостроителей» при участии ГИС-Ассоциации в инициативном порядке взялось за разработку подобного классификатора.
Забота о качестве разработки градостроительной документации (см. с. 13), изложенная в Открытом письме совета Национальной гильдии градостроителей после утверждения стандартов и правил предпринимательской деятельности некоммерческого партнерства, несомненно, позитивная тенденция. По сути
А по форме хочется все-таки диалога. Диалога представителей ведомств, формирующих региональную политику, и профессионалов, претворяющих ее в жизнь.