Технологии «Кодекс» для эффективного управления в муниципальном образовании
Карнаухов А.М.
ОАО «Центр компьютерных разработок»
1. Особенности информатизации регионов
Центр тяжести в российской информационной политике смещается в сторону региональной информатизации. Однако условия современного системного кризиса снижают темпы информатизации регионов, что соответственно влияет на организацию управления, эффективность производства и экономический рост в целом. В рамках жестких бюджетных ограничений возрастают требования к программам региональной информатизации с учетом создания и развития ключевых информационных элементов электронного правительства. Сегодня территориальные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления выполняют самые разнообразные функции и нуждаются в комплексной автоматизации.
Основными трудностями, значительно тормозящими развитие информатизации в органах местного самоуправления, следует назвать такие, как недостаточное финансирование, ведомственная разобщенность, зачастую низкий уровень профессионализма специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления. Наряду с этим отмечается отсутствие единого подхода в использовании информационных ресурсов и единой системы классификаторов, кадастров и регистров, несовместимость информационных ресурсов, недостаточная открытость информации и многое другое. Кроме того, слабое развитие информационно-коммуникационных технологий и их практическое использование во многом определяется низким уровнем информационной, компьютерной грамотности как населения, так и государственных и муниципальных служащих.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности и качества муниципальной службы является информационно-методическая поддержка деятельности органов местного самоуправления на основе:
- обеспечения доступа к нормативной, правовой, научной, методической и справочной информации по вопросам государственного управления и местного самоуправления;
- персонифицированного доступа к служебной, а также к учебной и образовательной информации;
- интеграции управленческих ресурсов органов государственной власти различных уровней;
- обеспечения согласованной коллективной работы сотрудников органов местного самоуправления.
Современные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации «электронного правительства», проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях.
Модель электронного правительства должна представлять интегрированную систему и базироваться на документоориентированных технологиях с функциями управления информационными ресурсами.
Для комплексной и экономичной автоматизации органов государственной власти ОАО «Центр компьютерных разработок» предлагает многофункциональный комплекс информационных систем «Кодекс: e-Government» (рис. 1).
Рис. 1. Комплекс систем «Кодекс: e-Government»
Внедрение данного комплекса позволит:
- обеспечить информационную поддержку принятия решений за счет накопления данных, поступающих из различных источников, доступа к актуальной информации, обеспечения её анализа и удобного отображения, в том числе на электронной карте;
- создать единое информационное пространство для всех подразделений органа власти;
- унифицировать документационное обеспечение управления;
- комплексно автоматизировать функции делопроизводства с постепенным переходом на электронный документооборот;
- автоматизировать кадровое делопроизводство;
- обеспечить информационно-правовую и нормативно-техническую поддержку всех подразделений и всех сотрудников органа власти;
- создавать базы данных контактной информации, поддерживать их в актуальном состоянии, быстро получать информацию об организациях и их сотрудниках;
- создать и вести web-сайт органа власти;
- обеспечить доступ населения к информации и автоматизировать иные специальные и справочные функции путем разработки и внедрения заказных систем.
Модульное построение комплекса систем позволяет выполнять поэтапное внедрение с последующим наращиванием автоматизированных функций. Наибольшей популярностью пользуются системы электронного документооборота «Кодекс: Документооборот» и поддержки принятия решений «Кодекс: Управление».
3. Система информационной поддержки принятия решений
Система информационной поддержки принятия решений «Кодекс: Управление» проста в использовании за счет реализации разработчиком во всех подсистемах типовых функций (функции поиска, отображения и печати) и единого подхода к построению пользовательских интерфейсов. Эта система обеспечивает также поиск и отображение информации, накапливаемой в процессе функционирования различных подсистем учетного характера и оперативного управления (рис. 2.).
Рис. 2. «Кодекс: Управление»
Ядром системы информационной поддержки принятия решений является система картографического анализа, реализованная на основе геоинформационных технологий. Она может эффективно использоваться для:
- анализа информации, поступающей в подразделения дежурной службы о происшествиях и чрезвычайных ситуациях;
- анализа аварийных ситуаций, связанных с авариями на инженерных коммуникациях;
- подготовки решений по распоряжению объектами недвижимости;
- оценки обстановки, подготовки решений и контроля мероприятий по благоустройству территории;
- анализа состояния социально-экономического развития различных территорий, содержания, строительства и ремонта дорог и т.п.
Наиболее востребованными в комплексе «Кодекс: Управление» являются: АИС «Дежурная служба», Реестр объектов потребительского рынка, Отраслевая информационная система «Контроль содержания жилья» (ОИС «КСЖ»).
3.1. АИС «Дежурная служба»
Система предназначена для создания единой Дежурной службы города, которая позволяет объединить различные информационные потоки в целях принятия оперативных мер по предотвращению аварий, происшествий и ликвидации их последствий, обеспечить непрерывное взаимодействие дежурных служб города и предоставлять информацию их руководителям о чрезвычайных происшествиях, а также осуществлять сбор, обобщение и анализ оперативной информации по различным направлениям деятельности отраслей городского хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность города (коммунальных систем).
Решаемые задачи:
- учет обращений граждан и централизованный их контроль во всех дежурных и диспетчерских службах города;
- автоматизация процессов сбора, обобщения и подготовки данных для анализа и контроля о состоянии работы дежурных и диспетчерских служб, предприятий, организаций и учреждений города по обеспечению жизнедеятельности города;
- аккумулирование данных о коммунальных службах города;
- мониторинг оперативной обстановки в городе в рамках геоинформационной системы (Рис. 3);
Рис.3. Отображение оперативной обстановки на электронной карте
- обеспечение взаимодействия между дежурными службами органов государственной власти, местного самоуправления и аварийно-диспетчерскими службами предприятий городского хозяйства, организаций и учреждений города;
- обеспечение информацией руководства и работников администраций города и территориальных управлений о чрезвычайных ситуациях;
- запись телефонных разговоров при обращении граждан в дежурную или диспетчерскую службу.
3.2. Реестр объектов потребительского рынка
Система предназначена для информационной поддержки процессов регулирования сферы потребительского рынка исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления.
Основными целями создания системы являются:
- повышение качества и полноты учета объектов потребительского рынка, а также сокращение времени на ввод и обработку информации по объектам;
- аккумулирование данных по объектам потребительского рынка в едином общегородском хранилище информации;
- сокращение времени получения сведений об объекте потребительского рынка заинтересованными юридическими и физическими лицами;
- повышение оперативности и качества проведения анализа развития объектов потребительского рынка, формирование и публикация отчетных материалов;
- объективная оценка эффективности действий городских органов государственной власти, направленных на улучшение структуры потребительского рынка и сферы услуг.
Решаемые задачи:
- Формализация документированной информации по объектам потребительского рынка, представленной юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими источниками формирования информационных ресурсов;
- Формирование территориальных Реестров объектов потребительского рынка в районных администрациях региона;
- Формирование и ведение общегородской базы данных объектов потребительского рынка города с отображением их на электронной карте;
- Организация автоматизированного информационного взаимодействия между районными администрациями и регионом с целью актуализации данных Реестра объектов потребительского рынка;
- Создание инструментария для проведения анализа информации в области потребительского рынка;
- Организация доступа структурных подразделений органов власти региона и участников потребительского рынка к открытой информации, содержащейся в Реестре объектов потребительского рынка.
Основные характеристики объектов потребительского рынка представлены на рис. 4.
Рис. 4. Основные характеристики объектов потребительского рынка
3.3. Отраслевая информационная система «Контроль содержания жилья» (ОИС «КСЖ»)
Система предназначена для автоматизации деятельности в области учета мероприятий по контролю содержания жилищного фонда.
Решаемые задачи:
- создание ведомственного банка данных, объединяющего разнородную информацию об объектах жилищного фонда из различных источников;
- реализация автоматизированного механизма процесса контроля полученной из различных источников информации;
- формирование хронологически увязанного «досье» на каждый объект жилищного фонда с возможностью привязки к объекту и его элементам результатов инспекционных проверок;
- формирование хронологически увязанного «досье» субъекта, связанного с управлением, содержанием и эксплуатацией жилищного фонда;
- взаимодействие с системой электронного делопроизводства и документооборота (ЕСЭДД) и другими информационными системами;
- обеспечение формирования на основе сведений, содержащихся в банке данных необходимых статистических данных по содержанию жилья, предоставление средств для их анализа;
- отображение пространственно-ориентированных данных, связанных с объектами жилищного фонда, на электронной карте.
Структура программного обеспечения ОИС «КСЖ» включает в себя три уровня: уровень баз данных, уровень серверных приложений, клиентский уровень. Функциональная схема ОИС «КСЖ» показана на рис. 5.
Рис. 5. Функциональная схема ОИС «КСЖ»
Система «Кодекс: Управление» может обеспечивать доступ и к структурированной информации по делопроизводству в рамках электронного документооборота «Кодекс: Документооборот».
4.Электронный документооборот
Электронный документооборот является фундаментом создания электронной администрации (правительства) - системы государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, а также оперативности и удобства предоставления гражданам и организациям государственных услуг. Структурная схема системы «Кодекс: документооборот» представлена на рис. 6.
Рис.6. Структурная схема системы «Кодекс: документооборот»
Свойства системы позволят пользователям реализовать следующие преимущества: переход на полный электронный документооборот; самостоятельное развитие функциональных возможностей системы; создание гетерогенных систем; редактирование интерфейса; самостоятельное создание новых и изменение существующих отчетов; удаленный доступ к системе.
Для муниципальных образований второго уровня и небольших удаленных подразделений органов государственной власти и местного самоуправления предлагается специализированный модуль системы электронного документооборота и делопроизводства «Кодекс: Канцелярия МО». Функциональные возможности модуля обеспечат решение задач работы с входящей, исходящей корреспонденцией, контроля поручений, согласования организационно-распорядительных документов и обмен документами с другими организациями.
Модуль является элементом общей системы электронного документооборота и делопроизводства «Кодекс: Документооборот», тесно интегрирован с ней и позволяет создать единое функциональное информационное пространство на территории как района, так и субъекта в целом, а также поэтапно перейти на полный электронный документооборот.
Выводы
Таким образом, системы комплекса «Кодекс: e-Government» позволяют обеспечить информационную поддержку процессов управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также автоматизировать различные сферы их взаимодействия как с населением, так и с другими организациями и обеспечить их доступ к информации органов государственной власти и местного самоуправления с использованием различных точек доступа.