Современные проблемы информационного обеспечения решения задач территориального развития
Градостроительный кодекс РФ неумолимо, хоть и с постоянными вынужденными уступками по времени реализации, подвигает муниципалитеты к созданию ИСОГД. А.М. Ставицкий (группа компаний CSoft)
Современное состояние информационного обеспечения решения задач территориального развития характеризуется рядом негативных факторов, не позволяющих на деле реализовать комплексный подход для достижения желаемых результатов. К этим факторам относятся:
1. Разработка стратегий развития и градостроительной документации ведется вне единых требований к цифровой форме представления исходных данных и выдачи результатов. Следствием является то, что итоговые документы разнородны по структуре, не унифицированы по классификаторам проектируемых объектов, требованиям к их цифровым описаниям, используют разнородные по масштабу, системам координат и картографическим проекциям итоговые графические приложения. Все это приводит к неоднозначности определения границ конкретных объектов на различных этапах градостроительного проектирования (генеральный план, проекты планировки и межевания, градостроительные планы земельных участков), сводя на нет результативность затраченных на разработку документации ресурсов и превращая процессы взаимодействия власти и застройщиков в индивидуальное согласование, несущее колоссальную коррупционную составляющую.
2. Процессы разработки стратегий и различных видов градостроительной документации разнесены во времени и ведутся различными исполнителями, что в условиях отсутствия жестко нормированных требований к цифровому описанию исходных данных и результатов проектирования делает практически невозможным их совместное использование на основе информационных технологий.
3. Действующее законодательное и нормативно-техническое обеспечение ведения ИСОГД не предъявляют жестких требований к организации хранения сведений о базовых пространственных объектах, объектах опорного плана и объектах градостроительного регулирования. В стране не существует даже единого классификатора этих объектов.
4. Действующее законодательное и нормативно-техническое обеспечение ведения ИСОГД не содержат прямого требования реализации через ИСОГД текущего документооборота органов местного самоуправления, связанного с градостроительной деятельностью (выделение земель под застройку, формирование земельных участков, выдача разрешений на строительство и т. д.).
5. В действующем законодательном и нормативно-техническом обеспечении ведения ИСОГД топографо-геодезические материалы рассматриваются лишь в качестве иллюстрации разработанных градостроительных решений. Не учитывается инфраструктурная роль базовых пространственных объектов, объектов опорного плана и объектов градостроительного регулирования, как этого требует Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, одобренная Правительством РФ.
6. Игнорирование Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации в свою очередь не дает возможности использовать базовые пространственные данные в качестве ресурса, позволяющего организовать эффективное информационное взаимодействие различных ведомственных и корпоративных баз данных, необходимое для реализации идей «одного окна» и проведения административной реформы.
Таким образом, для действенного управления недостаточно наличия утвержденной градостроительной документации и ИСОГД в понимании статей 56 и 57
Градостроительного кодекса РФ. Будучи разработанной разными организациями, применяющими различные информационные технологии и программные продукты, градостроительная документация нуждается во взаимном сопряжении ее составляющих, их согласовании, в переходе на использование единых справочников и классификаторов. Только это позволит качественно собирать и анализировать информацию, соизмерять принятые градостроительные решения.
Решить названные проблемы можно с помощью создания единого информационного пространства, обеспечивающего публичную реализацию эффективных градостроительных решений и контроль за их исполнением на основе использования единых базовых данных, системы метаданных, распределенной регламентированной ответственности за обновление определенной группы сведений и электронного документооборота.